[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2006 ТАМУЗ 5766 – 7 (171)

 

ШКОЛА БРОНШТЕЙНА

В Херсоне есть еврейская школа, а в школе есть директор. Зовут его Виталий-Арье Бронштейн. Высокий крупный мужчина, в умных глазах – еврейская «грустинка», в весьма зрелые годы – не приличествующая возрасту страстность. О себе Виталий Авраамович с гордостью говорит, что он учитель-словесник. Но не только…

Отличник просвещения Украины, член президиума Еврейского совета Украины, его почетный деятель, член Совета Южно-Украинского объединения еврейских общин – этими титулами достижения Виталия Авраамовича не исчерпываются. Но главным из достижений он считает свою среднюю школу № 59 – первую национальную еврейскую школу на Юге Украины. В сентябре любимому детищу Бронштейна исполнится 13 лет – «бар-мицва», как и у раввина Вольфа в этом городе.

С одной стороны, это нормальная еврейская школа (правда, лет 15 назад такое словосочетание на постсоветском пространстве прозвучало бы дико), работающая, как и все школы «Ор Авнер» на территории СНГ. Школа полного дня, с трехразовым кошерным питанием, доставкой учащихся от дома к школе и от школы домой на специальных автобусах, со специально организованной охраной. Что касается программы обучения, то она, помимо государственной общеобразовательной, включает в себя этнокультурный компонент – изучение истории и традиций еврейского народа, Торы, иврита. Преподавание ведется на русском языке. Кроме иврита, с первого класса изучаются английский, украинский языки и компьютер (здесь есть два прекрасных компьютерных центра). Причем всё это в херсонской школе, как и во всех школах «Ор Авнер», учащиеся получают абсолютно бесплатно.

Чем же отличается херсонская школа от других? Виталий Бронштейн разъясняет: «Отличие в том, что за годы нашей работы мы выработали несколько иное отношение к целеполаганию учебного заведения». Звучит мудрено… Но на самом деле идея до гениальности проста.

«Ноу-хау» херсонской школы и ее директора – новое прочтение так называемой еврейской «теплой педагогики». Что это за херсонский «фрукт» такой и с чем его едят? Пришли к этому «термическому» педагогическому варианту в школе № 59 города Херсона не сразу. Дорога была долгой и выстраданной.

В первые годы, рассказывает директор, педагогический коллектив шел тем же путем, что и другие школы: «Мы полагали, что первым делом необходимо дать детям хорошие знания. И, что важно, приобщить их к вере и традициям отцов».

 

Но возникла проблема: ведь дети в школе – разные! «Существуют учебные заведения, например, гимназия или лицей, где детей отбирают по умственным способностям, по склонностям. А в нашу школу идет любой ребенок, если он еврей. Следовательно, наш главный продукт – дети – является разнородным: есть с высоким уровнем развития, есть с более низким. У меня директорского стажа почти 30 лет, до этой школы я 18 лет руководил другими государственными учебными заведениями. Я думал, что знаю уже всё, но это оказалось совсем не так».

Так что же делают в школе, где детям хотят дать «по максимуму», хотя они разные? «Доминантой в такой школе является как можно более высокий уровень развития ребенка, – поясняет Виталий Авраамович. – Это значит, что дети, которые имеют хорошую голову, получат у нас по высшему стандарту. Такого они не получат ни в одном лицее и ни в одной гимназии. Каждую неделю у нас есть специальные уроки: математику читает лучший учитель города, английский язык читает вузовский преподаватель. Более того, наши дети всё это получат в режиме репетиторства.

Что мы делаем с остальными? Происходит такая игра: детей с низкими способностями (а такие тоже есть) подтянуть к среднему уровню. Задача для средних детей – подтянуть их к высшему уровню. Помогают курсы, специальные программы. Ни одна категория детей не остается вне нашего поля зрения».

Но главное всё же не в этом. Основная задача педколлектива школы дать всем – без исключения! – ученикам как можно более высокий уровень общего развития. Больше знать, уметь, увидеть, услышать. Научиться понимать связь вещей и явлений.

Для этого в школе работает несколько программ. Одна из самых серьезных – «Тотем». Там идет профессиональная подготовка работников масс-медиа: журналистов, работников телевидения и радио, операторов. Заслуженный актер Украины Панасюк читает риторику, занимается культурой речи, обучает умению вести диалог. Евгения Киреселидзе, редактор телевидения, вместе с операторами учит детей снимать, держать в руках камеру. Работает компьютерный центр, дети занимаются компьютерным дизайном.

Кроме того, с детьми (по их желанию) занимаются просто специалисты. Не педагоги, а именно специалисты в самых разных сферах. К тем знаниям, что дают на уроках, ребенок получает дополнительные – в интересной и доступной форме.

«Таких детей мы готовим к тому, чтобы они могли вписаться в какую-то общность, заняться каким-то бизнесом, – говорит директор. – Чтобы они стали интересными людьми, не были “пресными”».

Херсонский «теплый проект» работает следующим образом. С понедельника по пятницу – учебные дни. После обеда в одних классах проводятся уроки и делаются домашние задания в режиме рабочего дня, в других проводятся консультации учителей, работающих в школе: это те учителя, которые дают консультации детям с низким уровнем знаний, подтягивают их к более высокому уровню. Дети знают, какие учителя, где и когда будут вести занятия, где находится завуч, учитель по тому или иному предмету. Кроме того, два раза в неделю в школу приходят специалисты – учителя «высшего пилотажа». По воскресеньям и понедельникам приходят из театра. Четыре раза в неделю – компьютерный дизайн.

«Очень жалею, что когда учился я, с нами таких вещей не делали, – вздыхает Виталий Авраамович. – Эта система прекрасно себя зарекомендовала. Каждый получит то, что может и хочет получить. Мы ему это дадим. И когда-нибудь нам будут говорить за это “большое спасибо”».

Однако, признается Виталий Авраамович, есть и минус: в других учебных заведениях дети получают знания с работой в активных системах – конкурентных, жестких: «А у нас нет такой жесткой конкуренции. Ведь там классы, где из 30 человек – 25 умниц. И нужно очень постараться, чтобы как-то выделиться на этом фоне».

В школе «Ор Авнер» попытались искусственно создать условия конкуренции: начали участвовать во всех олимпиадах – городских, областных, Малой академии наук. «Почему мы не участвовали раньше? – задает вопрос Бронштейн и сам же отвечает: – Потому что они проводились по субботам. Три с половиной года назад мы приняли решение, что с этим нужно что-то делать, и решили этот вопрос через облоно, через раввина, через областную администрацию. Специально для нас олимпиады теперь проводят не в субботу, а, например, в воскресенье. Та же самая комиссия выезжает к нам, дают такие же по сложности задания. И вот итоги. В нашей школе, где учатся полторы сотни человек, есть четыре победителя городских олимпиад, три – олимпиад Малой академии наук. Извините, но даже школа, где полторы тысячи учащихся, не имеет такого количества победителей! Это означает, что наши дети могут проявить себя на общем фоне».

Одна из составляющих успеха – высококлассные учителя, причем даже по физкультуре! С ребятами здесь занимается тренер высшей категории Олег Ищенко. «Остряки говорят, что еврейский спорт – это шахматы. Но у меня, например, на тренировках по боксу от желающих отбоя нет. Мальчики в нашей старшей школе активно занимаются силовыми видами спорта». Налицо результат – его сын и воспитанник Павел стал чемпионом Юга Украины по боксу среди юниоров. Есть и другой результат: «Я неплохо знаком как с российскими школами, так и с израильскими, – говорит Олег Ищенко. – И замечу: в нашей школе нет ни малолетних правонарушителей, ни наркоманов».

В херсонской школе очень гордятся тем, что украинский язык (а знание его весьма важно для будущей профессиональной деятельности в Украине) преподает здесь Валентина Тихоша – учитель-методист, кандидат наук, доцент педагогического университета и автор учебников, по которым «мову» изучает вся Украина. Сама Валентина Ивановна о своей работе отзывается так: «В еврейской школе мне нравится то, что здесь нет мелочей. Тщательно продумывается не только механизм исполнения решений, но и их последствия. Например, был проведен анализ, который показал, что большинство выпускников намерены поступать в вузы Украины. Преподавание украинского языка тут же было усилено. Для английского, чтобы дети овладели им в полной мере, община приобрела дорогие оксфордские учебники. Я думаю, другим школам здесь есть чему поучиться».

Супруга раввина Хая Вольф, преподающая в школе иврит, говорит, что серьезные трудности возникают из-за различий в уровне знаний учащихся: «Новые ученики зачастую приходят в классы, где дети изучают иврит не один год!» Но и эта проблема успешно решается – организуется разноуровневое обучение: «У нас успешно действуют группы “выравнивания”. А лучшей наградой для нас являются письма, которые наши бывшие выпускники пишут нам на иврите, независимо от того, в какой стране они продолжают дальнейшее образование».

Результаты работы налицо: 90% выпускников херсонской школы «Ор Авнер» получают высшее образование в университетах Украины, Израиля, США, Германии и других стран. Здесь гордятся выпускниками. Приводят пример: Даша Горелик уехала в Америку, попала в список 35 лучших студентов США. Поступила на бюджетной основе в Нью-Йоркский университет, учится на «отлично»… «Кстати, знаете, сколько стоит годичное обучение на ее факультете? 27 тысяч долларов!» – говорит директор. И такие выпускники не единичны.

В школе осуществляется постоянный контакт с родителями. Виталий Авраамович говорит: «Нам важно и самим убедиться, что мы правы, и убедить в этом родителей. Наш долг – корректировать свои действия. Есть требовательные родители, которые задают вопросы: что? как? а почему не так? Это нормально. Недавно у нас было родительское собрание, поговорили об учениках, я отчитался по итогам года, рассказали родителям о том, что будет на каникулах. После собрания разговариваем с раввином. Он говорит: “Ты знаешь, Виталий, у нас родительские собрания стали проходить очень интересно, родители очень довольны. И я уже не так нервничаю перед собранием…”»

Событием, оказавшим на него наибольшее влияние, Виталий Авраамович называет день своего рождения. Что ж, с чувством юмора у директора херсонской школы «Ор Авнер» всё в порядке – папа, Авраам Юда-Гершевич, был одесситом. Это по маме, Рахили Абрамовне, директор местный, херсонский. Но было в его жизни, кроме дня рождения, и другое судьбоносное событие, о котором Виталий Бронштейн рассказывает так: «Однажды в хороший зимний день я самолично принял решение стать настоящим мужчиной-евреем не на словах, а на деле. И довольно близко познакомился с одним старым опытным моэлом… В результате приобрел себе новое доброе имя, которым нарек меня мой сегодняшний раввин и духовный наставник реб Йосеф Вольф, – Арье».

С каждым годом в херсонское среднее общеобразовательное заведение «Ор Авнер Хабад» приходит всё больше учеников. Их здесь ждут – вот они сюда и идут… Пожелаем им успехов на пути к знаниям, а также к осознанию своей национальной принадлежности, своего духовного предназначения. И то и другое очень важно.

И. Карпенко

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru