[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮЛЬ 2006 ТАМУЗ 5766 – 7 (171)

 

В СТЕПЯХ ХЕРСОНСКИХ

Путешествие по Югу Украины подходило к концу. Наша машина пылила по бескрайним степям Херсонщины, уверенно приближаясь к Днепру. Я вспомнил песню времен Гражданской войны: «Он шел на Одессу, а вышел к Херсону, матрос-партизан Железняк…» Сколько ж надо было выпить доблестному матросу, чтобы перепутать эти два столь разных, расположенных более чем в двухстах километрах друг от друга города!..

Памятник Потемкину-Таврическому.

Херсон можно назвать плодом любви Екатерины II и ее фаворита Григория Потемкина. Город был основан на освобожденных от турок землях Причерноморья, на высоком правом берегу Днепра, чуть выше того места, где начинается Днепровский лиман. В соответствии с честолюбивыми замыслами императрицы и светлейшего князя, Херсон должен был стать оплотом экспансии России против Османской империи. Имя городу дано было в память о легендарном Херсонесе Таврическом.

Указ Екатерины новороссийскому генерал-губернатору, коим стал Потемкин, «о заведении для Черного моря гавани и верфи» был подписан 18 июня 1778 года. Он содержал разъяснения о необходимости «строить корабли на Днепре или Александровском шанце», а также распоряжение – принять постановление «о месте к сему удобном, назначивая оное по соображению выгод морских и сухопутных». Указ гласил: «Место сие повелеваем наименовать Херсоном».

Согласно легенде, на месте небольшого русского укрепления Александер-Шанц, «предка» города Херсона, Потемкин обнаружил древние ворота с греческой надписью: «Отсюда надлежит следовать в Византию». Идея получила название «Греческий проект», а целью стало освобождение от османского владычества Балканских стран, изгнание турок из Константинополя и создание нового государственного образования Византия, подчиненного российскому престолу. Частью «Греческого проекта» стало основание Херсона, в главном соборе которого Екатерина ІІ должна была короновать на византийский престол своего внука Константина.

Ворота Херсонской крепости конца XVIII в.

Смерть светлейшего князя Потемкина-Таврического в 1791 году помешала этим грандиозным замыслам. В соответствии с последней волей Григория Александровича он был похоронен в Херсоне в Екатерининском соборе. А в 1798 году Павел I, «люто обожавший» свою матушку и всё, что с ней связано, приказал склеп Потемкина разрушить, набальзамированные останки князя похоронить в погребе этой же церкви, а могилу сровнять с землей…

Екатерининский собор сохранился. Неподалеку находятся фрагменты крепостного вала, Очаковские и Московские ворота, арсенал, крепостной колодец, а также могилы воинов, погибших во время осады Очакова. Это всё, что осталось от многочисленных строений Херсонской крепости, возведенной в 1780-х и являвшейся образцом фортификационного искусства. Камень, из которого были построены крепостные сооружения, распродавался впоследствии частным лицам для строительства домов в центре города. Ирония истории состояла еще и в том, что Херсонской крепости не пришлось испытать ни одной осады… Памятник Потемкину, установленный в 1836 году, был демонтирован в 1921-м, но совсем недавно восстановлен, вокруг него разбит чудесный парк… Всё это – стараниями нынешнего мэра города Владимира Сальдо и его команды.

Спуск на набережную.

* * *

Евреи на этих землях появились более 200 лет назад. В середине XVIII столетия обширные пространства Северного Причерноморья заселены были мало, и в 1762 году Екатерина издала манифест, объявлявший: «Всем иностранцам приходить в Россию и селиться, где кто пожелает». Всем, за исключением евреев…

Впрочем, скоро императрица поняла допущенную ею ошибку, и высочайшим указом от 16 ноября 1769 года евреям было дано разрешение селиться в Малороссии, а также на территории Южной Украины. Эти земли вошли в состав Новороссийской, а с 1803 года – Херсонской губернии. Сюда хлынул поток переселенцев – евреев из Могилевской, Витебской, Минской губерний, отошедших к России в 1773 году. В Херсоне евреи появились в первые годы существования города, о чем свидетельствовали памятники на могилах на старом еврейском кладбище.

Первыми здесь поселились 43 семьи из Могилевской губернии из группы Нохума Финкельштейна – «первопроходца», возглавившего первых евреев-переселенцев из этой губернии в Новороссию, и еще несколько мелких групп из западных районов России и из Украины. Евреи селились в основном в херсонском районе Забалка, где располагались ремесленные мастерские, в районе Форштадтских улиц – вблизи базара, а также в центре. Так, на Михайловской (Пограничной) находился дом еврея-лесопромышленника Медведева; на Семинарской (Дзержинского) – дом владельца первого лесопильного завода Рабиновича.

В ревизских сказках о мещанах-евреях Херсона говорится: «По ревизии 1856 года евреи-жители города значатся как ремесленники: сапожники, портные, лудильщики, стекольщики, мелочные торговцы».

В развитии города и губернии евреи сыграли весьма значительную роль. Известен такой факт: в 1862 году, накануне выборов городского головы, херсонский губернатор Клушин в письме министру внутренних дел Валуеву сетовал на плохое состояние городского хозяйства, малое количество городских доходов и путаницу в выполнении административных функций. И просил допустить к избранию на эту должность одного из уважаемых еврейских купцов. Поскольку купцы-христиане «не развиты в такой степени, чтобы, приняв на себя обязанности представителя городского общества, могли постигнуть назначение свое и принести действительно пользу городу. В еврейском же купеческом обществе в городе Херсоне многие купцы, имея значительное состояние, получив воспитание и неоднократными поездками за границу приобретя разнообразные познания, пользуются общественным уважением».

Это ходатайство поддержал новороссийский генерал-губернатор, однако оно было отклонено министром. Отказ Валуев мотивировал тем, что законодательное решение об участии представителей городских организаций в замене общественных должностей без различия вероисповеданий находится в стадии рассмотрения… Что ж, прошло каких-то 140 лет, и мэром города Херсона наконец-то стал человек, действительно «пользующийся общественным уважением»!

Писатель и этнограф Александр Афанасьев-Чужбинский отмечал, что до 1857 года в Херсоне обучалось вдвое больше детей еврейского происхождения, чем русских. В разное время еврейское население Херсона составляло более трети от общего числа жителей.

В 1912 году херсонская газета «Юг» писала: «К предстоящим выборам выборщиков в Государственную Думу от еврейского населения г. Херсона и Херсонского уезда местными еврейскими избирательными кругами выдвигаются кандидатура… известного присяжного поверенного Соломона Львовича Невельштейна по первой городской избирательной курии и врача Мошки Беркова Хасина по второй городской курии. Лица эти достаточно известны местному еврейскому населению. Их популярность и доверие к ним достаточно засвидетельствованы избранием их в качестве выборщиков в предыдущие государственные думы. Поэтому следует ожидать, что и на предстоящих на днях выборах… доверие еврейского населения останется по-прежнему за ними».

Дополнением к известной песне об «Истории каховского раввина» и его дочки Енты может служить такая статистика: в 1920 году в городе Каховке Херсонской губернии проживало 3 тыс. 664 еврея, 3 тыс. 278 украинцев и 619 русских. А в самом Херсоне в 1920 году еврейское население составляло 26 тыс. 613 человек – или 37%!

В пореволюционные годы в Херсоне оставался неизменным высокий уровень образования еврейских детишек. Так, в 1924 году в городе действовали две еврейские семилетки, профтехникум с литейной, механической и столярной мастерскими. В «Детском городке» при бывшей мужской гимназии находился корпус на 115 детей-евреев. Чуть позже, в 1928–1929 учебном году, в Херсоне существовало 14 школ: 10 украинских, 1 русско-украинская, 2 русские и 1 еврейская.

Памятник погибшим в ВОВ.

* * *

Когда началась Великая Отечественная война, в Херсоне жили около 15 тыс. евреев. Гонимые войной и оккупацией, из приграничных районов сюда прибыли еще тысячи. Увы, до 19 августа 1941 года, когда в город вошли фашисты, эвакуироваться успели лишь две трети еврейского населения…

Главе Российского союза евреев – бывших малолетних узников гетто и концлагерей, Праведнику мира Николаю Дорожинскому было 11 лет, когда в Херсоне началась оккупация. Он вспоминает: «Обстановка была ужасная. Через два-три дня после начала оккупации на центральных улицах города появились первые повешенные. На П-образных деревянных стойках висели по 5–6 человек. Один дяденька, который весил, наверное, килограммов 150, своим весом оборвал веревку. Эти изверги принялись вешать его снова. И так – несколько раз. По ночам пьяные немецкие солдаты врывались в дома, хватали молодых девушек и уводили насиловать. По городу водили начальника отделения милиции Копейкина с вывеской на груди: “Я партизан и за это буду повешен”. Так его и повесили. Брали заложников, расстреливали их. Расстрелы производились в городе, возле трансформаторной вышки. По 10–12 еврейских мужчин впрягали в телегу вместо лошадей и заставляли их что-то возить по городу. Зачем – не знаю, может, для куража? Я помню, как наш сосед, еврей Коля Лиховецкий, вернувшись из-за Днепра, спрашивал: “Где моя семья?” Он оставил у нас свою военную форму, переоделся в гражданское, пошел их искать – и не вернулся. В тот же день его, как и многих других молодых еврейских мужчин, схватили и расстреляли.

Комендант распорядился, чтобы еврейское население носило на груди желтые звезды. Появилось гетто. Евреи два месяца провели за колючей проволокой, за шлагбаумом. Все знали о том, что происходит в гетто. Наша знаменитость – доктор Баумгольц – отравил и себя, и всю свою семью, чтобы не идти в гетто, настолько хорошо он представлял себе, чем всё кончится. Потом часть евреев перевели работать на консервные заводы, а часть на машинах вывезли на расстрелы. Еврейское население расстреливали за городом, в промколониях…»

По официальным советским данным, за период с 19 августа 1941-го по 13 марта 1944 года, когда Херсон был оккупирован немецко-фашистскими войсками, здесь было расстреляно и замучено 17 тыс. херсонцев. Почти все оставшиеся в городе евреи были собраны в гетто в районе Форштадтской и прилегающей к ней улиц. Только 24–25 сентября 1941 года в противотанковом рву возле села Зеленовка были расстреляны около 12 тыс. человек…

Из показаний случайного свидетеля расстрела А. К. Нестеровского: «Часам к 9 утра к месту оцепления подошло семь закрытых автомашин, из которых были высажены женщины, старики, дети. Привезенных на машине людей раздели и подвели ко рву. Подошел один немец и стал отбирать у женщин детей. Поднялся невероятный душераздирающий крик и рев. Немец достал из чемодана бутыль и подносил к носу ребенка. Ребенок мгновенно умирал, и его на глазах родителей бросали в ров. Взрослых женщин и стариков раздевали до белья, ставили ко рву на колени и из автомата расстреливали».

Всего за время оккупации Херсона немцы расстреляли более 12 тыс. евреев. Среди расстрелянных были известные в городе люди: врачи Я. И. Коган, П. Н. Айзеншток, М. Б. Хасин, учитель Трейстер и многие другие. Кроме доктора А. В. Баумгольца, не выдержав издевательств, вместе со своей семьей покончил жизнь самоубийством доктор Богуславский.

 

Херсонская синагога.

* * *

Мы беседуем с раввином Херсона и Херсонской области Йосефом-Ицхоком Вольфом. Он рассказывает: «Мой брат Авроом Вольф был здесь раввином, а теперь он “одессит”. Когда Авроом переехал в Одессу, я стал раввином Херсона и области. Ранее же, с 1993 по 1997 год, я здесь был его “правой рукой”. Да, 13 лет исполняется, как я здесь раввин, – будем праздновать бар-мицву! Как человек становится мужчиной, созревает, так и я, можно сказать, полностью созрел, овладел здешней ситуацией».

По словам рабби Йосефа, сегодня в 400-тысячном городе, несмотря на то, что многие уже уехали, живет 8–10 тыс. евреев, в области – 15 тыс. В городах Херсонщины существует еще восемь общин, где нет постоянных раввинов, но тем не менее возрождается еврейская жизнь. Херсонский раввин оказывает им помощь, в эти общины ездит молодежь, на праздники – гости из областного центра. В самом Херсоне существует много общинных программ, клубов для детей, женщин и людей старшего поколения, работает школа «Ор Авнер», детский сад «Ор Хана», хедер, ешива, колель – в общем, идет активная и многогранная работа.

Большой друг херсонской еврейской общины – мэр города Владимир Сальдо. На очередных выборах городского головы его молодость и энергия вновь оказались востребованы. Он подтвердил свои «мэрские» полномочия, победив с большим отрывом.

«От того, как взаимодействуют представители разных национальностей, зависит общий климат в регионе, – считает Владимир Сальдо. – Ведь Херсон, как и весь Юг Украины, – многонациональный город».

Мэр высокого мнения о роли евреев в жизни Херсона: «Еврейская община занимает активную общественную позицию, направленную на созидание. Все относятся друг к другу спокойно и с уважением, в национальных мероприятиях принимают участие все общины города. Еврейская община велика – и вес у нее достаточный, и авторитет. Городская власть осуществляет поддержку и помощь еврейской общине. Несколько лет назад было предоставлено помещение детского сада для того, чтобы там работала еврейская школа. Сейчас в связи с тем, что у общины увеличиваются потребности в услугах образования, принято решение о предоставлении в областном центре большого здания для еврейской школы с полным циклом обучения».

Проезжая по городу, мы заметили, что ханукия в Херсоне стоит на центральной площади города. Оказывается, на Украине это первый город, который получил разрешение поставить символ праздника Ханука на самое почетное место. «А уже за нами пошли другие украинские города», – с гордостью сообщает градоначальник.

Мероприятия, связанные с еврейскими праздниками, организуются раввином Херсона и еврейскими общественными организациями, а проходят в областном музыкально-драматическом театре: «Обычно собирается где-то около тысячи человек. Хотя много евреев уехало, но многие ведь и остались, а сейчас немало евреев возвращается, налаживают здесь бизнес», – рассказывает мэр.

Ново-Николаевская синагога. Фото 1902 года.

«Я думаю, то, что люди возвращаются, – важный показатель нашей открытости, – полагает Владимир Сальдо. – Бизнес начал развиваться, нет формальностей, сложностей, и этот фактор срабатывает. Работать здесь стало всё-таки удобней, меньше стало материальных проблем. В то же время израильские евреи не чувствуют себя в отрыве от родственников, которые остаются там, – существуют регулярные рейсы, всегда можно слетать туда и обратно».

Мэр Херсона продолжает свой рассказ: «Испокон веков здесь жили люди разных национальностей – сегодня их 112! И сама земля, и состояние совместного проживания приучили к лояльности, уважению друг к другу. Сейчас самое главное – не вносить разлад, сохранять то, что есть, – стабильность, доброту, взаимоуважение. Взбудоражить людей легко, а успокоить потом – гораздо сложнее. Люди с Юга Украины всегда отличались спокойствием, и это служит фундаментом для стабильности, привлекательности города и региона для бизнеса, для инвестиций».

Конечно, проблемы существуют, как без них? Время от времени в городе появляются антисемитские надписи. Но херсонский раввин подтверждает, что организованного антисемитизма здесь всё-таки нет: «Служба безопасности Украины уделяет этому вопросу большое внимание, реагирует на наши звонки, и, слава Б-гу, у нас всё тихо и спокойно». Мэр дополняет слова раввина: «Я, когда читаю эти надписи, не понимаю их смысла! Это явно засланные люди! Это даже не местная детвора! У нас ведь народ довольно мирный. А когда люди живут мирно, то всё развивается вокруг! Круг замыкается – и общины процветают, и бизнес набирает обороты. Вот сейчас мы готовим соглашение о побратимских связях Херсона с израильским Ашкелоном. Есть у нас города-побратимы в других странах, а вот в Израиле – пока нет. А это новые культурные, спортивные, экономические связи».

Оказывается, три года назад мэр Херсона побывал в Израиле, где, вместе с раввином Йосефом Вольфом, встретился с президентом Израиля Моше Кацавом и председателем кнессета Реувеном Ривлиным. Однако для Владимира Сальдо посещение Эрец Исроэл не ограничилось официальными переговорами: в резиденции президента Израиля раввин и мэр провели утреннюю молитву Шахрис, причем мэра первый раз в жизни вызвали к Торе и наложили тфилин…

«Активно идет восстановление синагоги, – продолжает свой рассказ Владимир Сальдо. – Это очень интересное здание, памятник архитектуры. И, конечно, городские власти оказывают всяческое содействие в его реконструкции».

Слова мэра подтверждает раввин Йосеф Вольф. Восстановление синагоги – одновременно огромная работа и серьезная проблема. Потому что это не просто восстановление – это действительно реконструкция. Необходимо сохранить первоначальный облик синагоги, ее историческое «лицо», и при этом нужно сделать так, чтобы она отвечала нуждам общины, решала обширные задачи, стоящие сегодня перед евреями Херсона: она должна стать не только Домом молитвы, но и административным центром, местом реализации благотворительных программ, проведения культурных, просветительских, праздничных мероприятий.

До 1922 года в Херсоне было 23 синагоги и один молитвенный дом. После немецкой оккупации, во время которой некоторые синагоги были сожжены, а некоторые взорваны, оставшиеся были либо разрушены, либо переоборудованы под «светские» учреждения.

Раввин Йосеф-Ицхок Вольф и мэр Владимир Сальдо.

Так, в Старо-Николаевской синагоге, на углу Суворовской и Воронцовской (ныне Коммунаров), в 1960 году открыли планетарий. Раньше же здесь в одном дворе находились целых три синагоги, занимавшие большое пространство между улицей Воронцовской (Коммунаров) и Торговым переулком (21 января).

Здание самой большой Ново-Николаевской синагоги (построено в 1840 году), которую в свое время посещали три тысячи прихожан, в 1926 году «по просьбам трудящихся» закрыли, устроив там Дом еврейской рабочей культуры, а позже – кинотеатр «Спартак». В конце 1960-х это уникальное здание – двухэтажное, со стрельчатыми окнами, треугольными фронтонами, украшенное колоннами и пирамидальными столбиками, увенчанное Коронами Всевышнего, – снесли, чтобы «сляпать» на этом месте коробку Комсомольского райисполкома…

Начиная с середины XIX столетия Херсон становится одним из центров Хабада. В городе существовали две хабадские синагоги: двухэтажная, построенная в 1895 году, на улице Виттовской, 21 (ныне – ул. Горького, 27): ее посещали полторы тысячи человек; вторая находилась в том же дворе, ее посещали 300 прихожан. Эта вторая, «малая» хабадская синагога, была разрушена, а большая – до самой войны действовала как молитвенное помещение еврейской общины Херсона. Немцы в годы оккупации это здание сожгли, а в 1947 году советские власти его восстановили, правда, Домом молитвы оно уже быть перестало… В 1990 году  хабадская синагога возобновила свою деятельность. В ноябре 1993-го здание «де-юре» было передано херсонской религиозной общине.

Реконструкцию синагоги начали пять лет назад. Как теперь вспоминает рав Йосеф, «думали, ремонта будет достаточно…» Оказалось – нет. Здание находилось в аварийном состоянии: за 100 с лишним лет стены подверглись разрушению, перекрытия пришли в негодность, в общем, оно подлежало полной перестройке. Кроме того, само по себе, в своем историческом виде, выполнению сегодняшних задач это строение уже не отвечало – нужен был и молельный зал, и миква, и благотворительная столовая, и ресторан, и зал для праздничных мероприятий, и комнаты для офиса, для занятий кружков …

Тогда раввин Херсона пошел другим путем. «Пришлось снести всё, что было внутри, закрепить стены здания, – рассказывает о своих мытарствах рав Йосеф. – Затем для здания был сделан совершенно новый фундамент. Полностью. И, сохранив старое здание, его внешний вид, мы пристроили к нему другое, совершенно новое здание. Раньше здесь был двор синагоги. Ведь земля и здание – собственность общины, мы имеем право на владение этой землей. И мы нашли деньги, чтобы сделать новый проект… Теперь будем иметь нормальное здание: и синагога, и общинный центр. Это здание в городе будет очень заметным, но не очень большим. Ведь старая синагога – памятник архитектуры!»

Проектировщикам действительно удалось совместить трудно совместимое. С одной стороны, неповторимый облик старой синагоги – высокие окна в два этажа, колонны по обеим сторонам от входа, балкон с овальными окнами, полукруглый карниз, венчающий здание. А с другой стороны – незаметное за старым фасадом, новое функциональное строение, отвечающее всем современным требованиям.

В детском саду «Ор Хана».

«Новое здание подразумевало строительство столовой и ресторана. Но мы решили совместить, – объясняет рав Йосеф. – Наша цель, чтобы старый человек или любой нуждающийся, который приходит поесть, почувствовал, что он сидит в очень хорошем и красивом месте. Чтобы ему было приятно, чтобы он почувствовал себя человеком. Там будет играть музыка и будет по-настоящему теплое отношение к людям, которым не повезло в старости. Вторая наша цель – сделать зал для мероприятий: бар- и бат-мицвы, дней рождений, свадеб. Люди смогут прийти сюда, заказать кошерный обед или ужин, и при этом всё будет очень культурно».

Деньги на реконструкцию, на новый проект, хлопоты с архитекторами, подрядчиками, строителями и материалами стали большой «головной болью» для рава Йосефа. Но он не ропщет, его мудрому спокойствию можно позавидовать. Он говорит:

«Цель нашей еврейской общины определил тот человек, который нас сюда послал, – Любавичский Ребе: надо дать еврею, который живет здесь, всё, что ему необходимо для нормальной еврейской жизни. Помочь еврею здесь чувствовать себя не хуже, чем еврею, живущему в любом другом месте в диаспоре. Мне всё время говорят в “Сохнуте”, в других еврейских организациях: “Мы же занимаемся одной и той же работой!” Я говорю: “Стоп-стоп-стоп!” Если ко мне приходит кто-то из наших прихожан и спрашивает, куда ему лучше уехать, какой город в Израиле лучше, – это один вопрос. Если человек уже решил ехать, я могу ему посоветовать. У нас есть школа, детский сад. Поверьте, наш садик в двадцать раз лучше, чем многие садики в Израиле. Уровень знаний учеников в нашей школе гораздо выше, чем в ряде школ Израиля. Это не секрет. У нас самая современная методика, чтобы готовить детей для школы, для жизни. Мы привлекаем лучших педагогов, которые есть в городе, – по математике, по физике, по английскому языку. Всё – на самом высоком уровне! Если 12–15 лет назад “за конфетку” можно было собрать полторы тысячи человек, то теперь этого недостаточно. Сегодня еврейский отец и еврейская мама не посылают ребенка в школу только потому, что там хорошо накормят и там уютно. Питание – это хорошо, но это не главное. В первую очередь их интересуют качественное образование, уровень знаний. Их волнует, что же в конечном счете получится из ребенка, которого нам отдают… Родители нам доверяют. Вложение в ребенка – это самый правильный подход к возрождению еврейской жизни».

Такой подход приносит свои плоды – каждый год в детский сад «Ор Хана» и в херсонскую школу «Ор Авнер» приходит всё больше детей. Численно растет и херсонская община. А рав Йосеф справил бар-мицву своего пребывания в Херсоне. Он спокоен. Главное – смотреть в будущее!

И. Карпенко

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Херсон – город на правом берегу Днепра, в 25 км от Днепровского лимана Черного моря, основан в 1778 году указом Екатерины II.

Территория современного Херсона была заселена с давних времен. Погребения и вещественные находки свидетельствуют о пребывании здесь человека уже в эпоху меди и бронзы (III–II тыс. до н. э.). В IV–III вв. до н. э. по этой территории кочевали скифы, а на рубеже нашей эры – сарматы. Позже, в период Киевской Руси (IX–XII вв.), по Днепру проходил путь «из варяг в греки», который славяне использовали в торговых целях. На Большом Потемкинском острове было славянское поселение.

В 1737 году на месте нынешнего Херсона появилось русское укрепление Александер-Шанц, построенное в ходе русско-турецкой войны 1735–1739 годов. После другой русско-турецкой войны (1768–1774) был заключен Кючук-Кайнарджийский договор, по которому Россия получила выход к Черному морю и к ней отошли земли между Днепром и Южным Бугом.

Херсон создавался для защиты южных рубежей Российской империи. Было решено построить город в устье Днепра с судостроительной верфью, торговой пристанью и крепостью, которые должны были стать базой для создания Черноморского флота. В 1783 году на судостроительной верфи Херсона состоялся спуск на воду первого военного судна Черноморского флота. В том же году Херсон стал уездным городом Екатеринославского наместничества, с 1803-го по 1923 год – центром Херсонской губернии, с 1944 года – областным центром Украины. Уже в начале ХХ века город стал значительным торговым портом.

Евреи в Херсоне начали селиться в конце XVIII века. Как и в других областях Новороссии, это были в основном выходцы из Северо-Западного края, занимавшиеся торговлей зерном и древесиной, а позже — переселенцы с Волыни. В 1799 году в городе было 39 евреев-купцов и 180 евреев-мещан, в 1803 году – 36 еврейских купцов и 344 евреев-мещан. В 1807–1810 годах на землях Херсонской губернии были созданы первые еврейские земледельческие колонии. В 1847 году в Херсоне проживало 3 тыс. 832 еврея. Большая община (287 человек) была и в местечке Берислав Херсонской губернии.

В 1816 году в Херсоне была открыта еврейская больница с богадельней. Город вошел в состав 19 основных общин, которые в 1842 году посетил М. Лилиенталь в рамках подготовки к созданию казенных еврейских училищ. В 1848 году здесь было открыто еврейское женское училище, в 1850 году – мужское.

В середине XIX века Херсон стал одним из основных центров Хабада в южных губерниях России. Наибольшее число последователей движения было среди евреев-колонистов. В городе жили видные раввины Шломо-Залман Пинскер (?–1886) и его сын Гершон-Бер (1845 – после 1912).

В 1880-х годах в Херсоне было четыре большие синагоги, кроме того, существовала караимская кенасса и восемь молитвенных домов.

С конца 1850-х годов в Херсоне жил видный деятель Хаскалы Иеуда Бехак (1820–1900), исследователь еврейской грамматики и автор комментариев к Библии. В 1860–1880 годах казенным раввином Херсона был Ф. Ш. Блюменфельд (1826–1896), выпускник Житомирского раввинского училища, пытавшийся преобразовать быт и образование херсонских евреев в духе Хаскалы.

В 1897 году в городе проживали 17 тыс. 555 евреев (составлявших 30% всего населения), 13 тыс. евреев проживали в селах и местечках Херсонского уезда.

Первые погромы в Херсонской губернии произошли весной 1881 года, перекинувшись из Елисаветграда (Кировоград) и окрестных с ним сел и местечек. В августе–сентябре 1904 года, после начала русско-японской войны, произошел «мобилизационный» погром в Херсоне: его учинили новобранцы, призванные на войну. Особенно жестоким был погром в городе Александрия Херсонской губернии, где толпа ворвалась в синагогу в Йом Кипур и зверски избила молящихся, около 20 евреев погибли. 18–19 октября 1905 года в городе произошел новый погром, в ходе которого особенно пострадали рынки и окраины. Беспорядки были подавлены воинскими частями.

С конца XIX века Херсон стал одним из центров палестинофильской и сионистской деятельности. Среди сионистских деятелей следует назвать З. Смилянского (1873–1944) и Я. Шертока, отца будущего премьер-министра Израиля М. Шарета. В 1919–1920 годах в Херсоне издавался сионистский еженедельник «Еврейское слово» под редакцией Ш. Невельштейна.

В 1910–1923 годах здесь жил хасидский цадик рабби Яаков-Исроэл Рабинович (1880–1942) из Линицкой династии.

В начале ХХ века в Херсоне существовали три «Талмуд-Торы» (две с ремесленными классами, одна – сугубо ортодоксальная), еврейское женское профессиональное училище, еврейское ремесленное училище, субботние школы — женская и мужская, пять частных мужских и два женских общеобразовательных училища.

Выпускниками херсонской гимназии № 20, ныне носящей имя Бориса Лавренева (писатель окончил это учебное заведение), были многие выдающиеся люди: Владимир Хавкин, создавший и испытавший на себе противохолерную вакцину, основатель противочумного института в Индии; Евгений Тарле, историк, академик АН СССР (его именем названа одна из улиц Херсона); Моше Шарет (Шерток) – первый министр иностранных дел и премьер-министр Израиля.

Херсон дал миру много выдающихся музыкантов. В еврейской земледельческой колонии Излучистая Херсонской губернии родился будущий основатель и дирижер израильской оперы Мордехай Голинкин. Его музыкальное образование началось в 1880-х годах в хоре Старой херсонской синагоги под руководством кантора Пинхаса Миньковского, у которого Голинкин учился нотной грамоте.

В 1867 году в Херсоне родился Самуил Майкапар – педагог, композитор, пианист и писатель; в Ковалевке Херсонской губернии родился Феликс Блуменфельд – замечательный пианист, композитор, дирижер. В 1877 году в Херсоне родился Эмиль Купер – скрипач, концертмейстер, главный дирижер многих оперных театров (Одессы, Харькова, Москвы, Петрограда, Риги, Парижа, Милана, Нью-Йорка, Монреаля), профессор Московской и Петроградской консерватории, кавалер ордена Почетного Легиона. В 1889 году в Херсоне родился Яков Скоморовский – трубач, дирижер, руководитель «Теа-джаза» Л. Утесова.

В 1939 году в городе насчитывалось 16 тыс. 145 евреев (составлявших 16,65% населения).

Немецкие войска заняли Херсон в середине августа 1941 года. Приблизительно две трети еврейского населения были эвакуированы или бежали. К концу августа оставшиеся в городе евреи были собраны в гетто и между 16 и 30 сентября 1941 года расстреляны в противотанковом рву недалеко от города. Евреи из земледельческих колоний были уничтожены в течение 1942 года в концентрационном лагере в Любимовке.

По переписи 1970 года в городе было зарегистрировано около 9 тыс. 700 евреев.

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru