[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2006 СИВАН 5766 – 6 (170)

 

ПАСЫНКИ

Леонид Радзиховский

«Вы, извините, еврей?» О Г-споди, приятная предстоит поездка…

Но я ошибся. Хотя водитель задал Главный Вопрос немного напряженным голосом, но дальше он завел такую песню.

«Мы без евреев никуда не годимся. Если бы вы не организовывали – всё бы у нас развалилось».

Весьма популярная и древняя точка зрения. Восходит она вовсе не к евреям, а к «варяжскому мифу», когда со знаменитыми словами «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите и княжьте нами» русские якобы пошли на поклон к варягам. В дальнейшем конкретные «значения варягов» менялись, но «варяжская формула» оставалась. Например, «кандидат в варяги» Гитлер исходил ровно из этого: русские сами собой руководить не могут, сначала руководили немцы, потом их прогнали евреи (так своеобразно понималась революция 1917 года!), а когда мы ликвидируем евреев, русские автоматически опять «лягут под немцев».

На уровне «здравого смысла» высказывания «без варягов России – никак» я слышал и от русских, и от евреев, и, скажем, от кавказцев. При этом оценки могут быть диаметрально противоположными. От «так придите же и княжьте!» до «а раз так, надо превентивно бороться с этими потенциальными варягами – давить их в зародыше».

С моей точки зрения – совершенно искренней, не ради политкорректности, – эта популярная идея суть чистейший миф, попросту говоря «случай так называемого вранья». Хотя, безусловно, столь устойчивый миф не может существовать совсем без причин.

Я попытался спорить с моим водителем. «Спасибо за столь высокую оценку, но вот Пушкин, например, – он же, кажется, не еврей?» Копеечный довод! «Ну, эфиоп – не всё ли равно?!» Действительно, подумал я, если водителю всё равно, то мне и подавно. Но я не сдавался из еврейского упрямства. «Ну а Ломоносов – он уж, кажется, не эфиоп?» «А я не спорю, – ответил водитель. – Не эфиоп. Ну и что? Да мы, русские, может, такое можем изобрести, чего ни один американец и еврей в мире не придумает! А кроме как изобрести – ни черта не можем. Ну не можем. Руководить должны евреи». «Скажем, Путин», – попытался я вернуть его с небес на землю. «А что Путин? Путин – …» Нет, нецензурных слов не было, но было худшее – политически нецензурная оценка президента как «подставной фигуры».

Однако еврея так легко не переспоришь. Я вытащил из рукава лысого туза. «А Лужков – тоже не руководит?» Впрочем, за кого боролся, на того и напоролся. «Да ладно, вы что, не знаете, что он – Кац!» Я это знал. То есть я знал, что все водители такси это твердо знают, а переубедить их в этой вере невозможно.

Ну, про олигархов вроде Потанина-Прохорова-Евтушенкова и остальных 70% списка «русского Форбса» и говорить нечего. Ясно – «кацы», прикупившие русские фамилии. Почему? Да потому, что русские не могут… А почему русские «не могут»? По факту: ведь вот все олигархи – евреи… В общем, против правды не попрешь, я смирился, сложил крылья, не стал приводить последний аргумент: «Вот видите, вы же меня переспорили, а говорите, что мы, евреи, должны руководить…»

И, сидя в своем уголке, задумался: почему? Почему русскому человеку (смею предположить – достаточно типичному) НЕПРИЯТНО слышать про своих талантливых, удачливых соплеменников? Почему евреи с удовольствием подбадривают себя (как старая еврейка в «Приключениях Чонкина»), перечисляя еврейских олигархов (в число которых щедро вписывают почему-то Рокфеллеров), – а русский человек отпихивается ногами от своих Лужкова с Потаниным?

Действительно: что это за комплекс неполноценности, что за мазохизм?

Самооправдание? Если я ничего не добился, то в этом виноват не я ЛИЧНО, а просто все мы, русские, не можем, не умеем, такие уж мы Васи-валенки… Но почему же еврей так себя не оправдывает? Ведь точно так же подавляющее большинство ни черта не добились, не стали ни миллионерами, ни академиками, ни эстрадными кривляками. Но при этом есть потребность доказать себе, что НАШИ – ого-го! Допустим, НАШИ ого-го, но Я-то на этом фоне совсем уж… чудик, нет? Почему-то эта простая мысль не смущает. Успехи НАШИХ укрепляют дух, дают даже иллюзию защищенности. А у русского человека, наоборот, успехи СВОИХ – только раздражают, порождают странную зависть. Чужим – завидую, а своим – втройне! Да какие они свои – кацы они!

Это не спишешь и на разницу между «большим» и «малым» народом. У других «больших» – англичан, немцев и т. д. – этого нет. Хотя, верно, нет у них и такой болезненной жажды искать «своих» знаменитостей, как у евреев, армян и других дискриминированных народов, самоутверждающихся на плечах великих соплеменников.

Впрочем, далеко не от всех знаменитостей русский человек открещивается. Талантливый и бесшабашно гуляющий – это наш! Есенин, Высоцкий… И не верят, что Высоцкий «полукац», а вот Лужков – ни в одном глазу не «кац». Да, кто «кац», кто «не кац», определяется не кровью. А чем? Водкой?

Среди русских людей много талантливых бизнесменов, менеджеров. Но они в сознании русского народа – пасынки, «кацы». Почему?

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru