[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2006 СИВАН 5766 – 6 (170)
Мы ему про сосну, а он нам про оливу
Исраэль Шамир
Сосна и олива
М.: Ультра.Культура, 2004. – 560 с.
Исраэль Шамир – человек талантливый. Читая «Сосну и оливу», всё время испытываешь нечто вроде сожаления – в версии, некогда сформулированной Борисом Гребенщиковым: «Мне просто обидно – могли бы быть люди…» Вот и Шамир – ведь мог бы быть человеком, сочинять поэтичные путевые очерки, описывающие красоты Святой земли, разбавлять их популярными историко-культурными экскурсами. Конечно, в этом деле надо проявлять определенную осторожность, – не стоит, например, писать, что «иудеи времен Христа в подавляющем большинстве присоединились к церкви, стали христианами, растворились в христианском палестинском населении», – а то твою книжку начнут продавать на уличных лотках рядом со сборниками анекдотов (в предыдущем сборнике Шамира, помнится, основным компонентом идиша оказывался… тюркский). А так, полезное дело – рассказывать любознательным туристам трогательные байки про пересыхающие источники и заброшенные храмы, про благородных султанов и кровожадных крестоносцев, про редкую флору и экзотическую фауну отдаленных уголков страны, куда путешественник заведомо не доберется, а Шамир вот доскакал на своем верном друге ослике… Увы, отчетливый политический привкус отравляет даже те страницы его книги, которые на первый взгляд вовсе не об этом.
А что бывает, когда Шамир берется за политику, известно и из его сборника «Хозяева дискурса» (см. нашу рецензию: Лехаим, 2003, № 6), и из многочисленных статей, опубликованных в газетах «Завтра», «Правда» и других столь же авторитетных органах. Вот и на сей раз всё то же самое: унылое повторение по всякому поводу и вовсе без оного самых заскорузлых арабских пропагандистских штампов, от которых, кажется, самих сочинителей уже мутит. Идет налево – заводит песнь про «резню» в Дейр-Ясин, музыка и слова палестинского идеолога конца 1940-х годов Хуссейна Халиди. Идет направо… Но направо Шамир не ходит, только налево. Так что идет он снова налево – бает сказку про уничтожение израильтянами палестинского ландшафта. И не беда, что механизм создания лжи про Дейр-Ясин давно разоблачили сами ее авторы; не беда, что палестинский ландшафт в его нынешнем виде во многом рукотворен и создан именно евреями, – более того, арабы в массовом порядке иммигрировали в Палестину в начале XX века, вдохновленные как раз тем преобразованием природы, которое затеяли еврейские поселенцы. Какое дело до всего этого Шамиру, если он задался целью нафаршировать свой рассказ агитками про ужасы сионистской оккупации и зверства оккупантов из стандартного, как «завтрак туриста», пропагандистского набора!
Впрочем, от тех же «Хозяев дискурса» (напомним, сборник хронологически более поздний) «Сосна и олива» всё-таки отличается. В ней меньше прямолинейного восторженного преклонения перед арабскими террористами, больше оговорок и обходных маневров. Возможно, взгляды Шамира за прошедшие со времени написания книги 20 лет (впервые «Сосна и олива» была издана в 1987 году) изрядно радикализировались, а скорее всего целевая аудитория двух книг несколько различна – разбираться, честно говоря, скучно, да и ни к чему. Достаточно констатировать, что в большинстве случаев автор не врет напрямую – просто сообщает читателю полуправду, четвертьправду и так далее, вплоть до каких-то совсем уж исчезающих дробей. Его любимый прием – пышно описать следствие, ни словом не обмолвившись о причине. Правда, здесь Шамир не оригинален – таков излюбленный ход всех пропагандистов, когда аргументов не хватает, а нарисовать черно-белую картину мира очень хочется.
Израиль, по Шамиру, предстает страной сплошных каханистов (эта задачка совсем уж из простых: сколько людей голосовало за Кахане на парламентских выборах?), население которой состоит из ненавидящих друг друга представителей различных еврейских общин (здесь правды чуть больше, что еще не дает повода рассуждать о холодной гражданской войне, составляющей якобы основное содержание израильской жизни). Израильтянам противопоставлены кроткие и мудрые палестинские арабы, истинные дети своей прекрасной, но несчастной родины. Занятно, что сравнивающий израильтян с нацистами автор в борьбе с идеологическими противниками не без успеха использует механизмы израильской демократии. Так, например, после его обращения в прокуратуру к суду был привлечен Пинхас Гиль, призывавший в печати, если верить Шамиру, к депортации арабов. Казалось бы, если расизм в Израиле государственная идеология, то как же правоохранительные органы дали ход ябеде Шамира? Но логические противоречия борцов с сионистской гидрой никогда не смущали.
Что же в сухом остатке? А в сухом остатке впечатление, несколько противоположное тому, на которое, полагаю, рассчитывал автор. На самом деле «Сосна и олива» – это книга о Палестине, какой она могла бы быть, выбери арабское население с самого начала путь мирного сосуществования с еврейскими соседями. О той Палестине, какой, боюсь, не будет уже никогда.
Михаил Эдельштейн
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru