[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2006 СИВАН 5766 – 6 (170)

 

ЕВРЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ КАК ТОЧНАЯ НАУКА

 

Архив еврейской истории. Том 2

М.: РОССПЭН, 2005. – 464 с.

На рубеже 1990–2000-х годов в стремительно развивавшейся всё первое постсоветское десятилетие российской иудаике стал остро ощутим дефицит печатных «площадок» для профессиональной публикаторской и исследовательской деятельности. Возникший в 2004 году под эгидой Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства ежегодник «Архив еврейской истории» как раз и был призван эту ситуацию хотя бы отчасти исправить, объединив под своей обложкой историков, культурологов, филологов, систематически занимающихся еврейской проблематикой. Подводить итоги, пусть даже предварительные, после второго тома, наверное, рано, однако по первым ощущениям проект действительно оказался весьма своевременным и удачным. И дело не только в качестве публикуемых текстов, но и в попытке профессионально истолковать понятие «еврейская история», которое усилиями многочисленных компиляторов и популяризаторов за последние годы превратилось в синоним баек – иногда веселых, иногда грустных – на еврейскую тему.

Поэтому очень важной представляется попытка главного редактора «Архива» О. В. Будницкого, предваряя публикацию военных дневников репортера-«правдиста» Лазаря Бронтмана (Н. Огнева), ответить на вопрос «Что такое еврейская история советского времени?»: «Борьба с “космополитизмом” в конце 1940-х, приведшая, в частности, к чистке в газете “Правда” и удалению из нее в начале 1949 г. Бронтмана и других космополитов, во многом определявших лицо газеты, бесспорно, относится к еврейской истории. А когда тот же человек, еще не ведая, что его ждет впереди, пишет передовицы в центральном партийном органе, искренне восхищается товарищем Сталиным, колесит по фронтовым дорогам, публикует статьи, вдохновляющие бойцов, пьет водку, закусывая ее нередко салом, эта история – чья?» И хотя ответ автора на сформулированный им самим вопрос («На наш взгляд, это часть истории советского еврейства, советской еврейской интеллигенции, сформировавшейся в 1920–1930-е годы») представляется небесспорным, сам факт методологической рефлексии можно только приветствовать.

Впрочем, главное в «Архиве», как и в любом подобном издании, конечно же, публикуемые документальные материалы. «Гвоздь» тома – обрывающаяся на полуслове «Семейная хроника» Ефима Райзе (публикация В. А. Дымшица и В. Е Кельнера), написанная в 1955 году в Коми, где известный фольклорист, попавший в жернова всё той же антикосмополитической кампании, отбывал ссылку. Это рассказ о мире еврейского местечка и идишистской культуры – о том мире «скатерти белой в субботу и стопок», который, по слову Бориса Слуцкого, «вылетел в трубы освенцимских топок». Впрочем, у Райзе речь об этом не идет – события разворачиваются во второй половине XIX столетия, и мемуарист описывает трогательный, патриархальный, бесконфликтный мир, не подозревающий о своей скорой гибели. Сквозного сюжета здесь нет, его заменяют яркие портреты деда – застенчивого мудреца, бессребреника, который не пошел в раввины, потому что находил аморальным сам факт общинного содержания раввинов, бабушки-«куролапницы» (разводившей домашнюю птицу на продажу), другого деда – богача и сибарита, отца и матери… В авторе постоянно дает о себе знать этнограф, не пропускающий ни одной яркой, живой детали, не избегающий избыточных на первый взгляд подробностей – отчего его воспоминания только выигрывают.

К запискам Райзе примыкают с одной стороны воспоминания Аарона Штейнберга о его двоюродном брате Самуиле Эльяшеве, видном сионисте, одном из первых послов Израиля в СССР (публикация Н. Портновой), с другой – статья О. В. Беловой о Холокосте в послевоенном фольклоре восточных славян. Тему трагедии еврейства в период двух мировых войн продолжают опубликованные А. И. Хаешем рассказы очевидцев о прифронтовой Литве 1915 года и статья П. М. Поляна о судьбе советских военнопленных-евреев. В персоналиях – новые материалы о скульпторе Марке Антокольском (публикаторы Г. Аграновский и Г. Баранова), фрагменты будущей научной биографии историка Семена Дубнова от В. Кельнера, содержательная статья О. Будницкого об Алексее Гольденвейзере – видном деятеле берлинской, а затем нью-йоркской эмиграции. Наконец, литературная часть представлена очерком Г. Эстрайха об объединениях идишистских литераторов в Москве 1920-х годов и небезынтересными письмами ряда русских писателей (среди которых В. Я. Брюсов, И. А. Бунин, С. Я. Маршак и др.) к издателю Л. Б. Яффе (публикация Б. Горовица и В. Хазана).

Михаил Эдельштейн

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru