[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2006 СИВАН 5766 – 6 (170)

 

ТЕРЕЗИНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Елена Макарова, Сергей Макаров

Крепость над бездной.

Книга вторая.

Я – блуждающий ребенок.

Дети и учителя в Терезине, 1941–1945

М.: Мосты культуры, Jerusalem: Gesharim, 2005. – 424 с.

Первая книга «терезинской» серии издательства «Мосты культуры» журналом уже рецензировалась (см. № 5, 2005). В тот том вошли дневники, написанные жителями-узниками нацистского города-концлагеря. Теперь настала очередь рукописных журналов, дневников, стихов, рассказов, пьес, написанных детьми и для детей; в качестве иллюстративного материала в книге репродуцируются детские рисунки, «прошедшие» Терезин. Авторы сделали максимум возможного, чтобы читатель смог в полной мере представить себе повседневную жизнь малолетнего терезинского обитателя – описаны его режим дня, нормы питания, работа, досуг. Отдельно рассказывается о театре, отдельно – о рисовальных студиях, даже о спортивных секциях – оказывается, в Терезине были и такие. Вообще образование интернированные дети получали едва ли не лучшее, нежели то, которое они могли бы получить «на воле» – высококлассных педагогов здесь было хоть отбавляй. Воспитатели терезинских детдомов заботились о своих подопечных ничуть не меньше, чем Януш Корчак о варшавских сиротах, – и точно так же гибли вместе с ними в Освенциме и Треблинке…

Собственно, весь «город-ад» был многолетней героической попыткой создать иллюзию нормальной жизни. Точнее, даже не иллюзию – в основе внутреннего сопротивления терезинцев как раз лежало стремление изо всех сил поддерживать нормальную жизнь: просто жить – преодолевая невозможное, отказываясь признавать очевидное. Но существование на краю бездны предполагает невероятную отчетливость каждого прожитого мгновения – отсюда впечатление чрезвычайной духовной и интеллектуальной наполненности терезинской жизни, ее исключительной насыщенности. Впечатление, возможно, объективно обманчивое – в конце концов, все дети играют в футбол (или в куклы), рисуют бабочек, мастерят проволочных жирафов. Но то, что в обычных условиях воспринимается как развлечение, в Терезине становится подвигом, Событием. Кукла, сделанная девочкой в ночь перед отправкой на «транспорт» – то есть в лагерь смерти, занимает иное место в истории, нежели похожая кукла, купленная заботливой мамой для любимого ребенка в супермаркете за углом.

Поражает и то, в какой мере идеологизированными были жители обреченного города. Все довоенные «вольные» споры продолжались и тут – точно так же ревнители традиций враждовали со сторонниками ассимиляции, и пока сионисты преподавали иврит, еврейскую историю и мечтали о собственном государстве, чешские патриоты лелеяли мечты о возвращении из изгнания правительства Эдуарда Бенеша и возрождении прежней гостеприимной Чехословакии – общего дома для всех проживающих в ней народов. Это противостояние между терезинскими сионистами и ассимилянтами по сей день порождает множество спекуляций. Надо признать, Терезин и в самом деле позволяет обосновывать самые экзотические (читай – людоедские) теории: еврейское самоуправление, еврейская полиция в этом «идеальном» концлагере – что может быть благодатнее для желающих поупражняться в юдофобии?

И здесь следует особо отметить выбранную авторами манеру изложения. Она может показаться бесстрастной, даже несколько отстраненной, не вполне соответствующей трагизму излагаемого материала. На самом деле так говорят люди, которые знают, как всё было на самом деле – им не надо форсировать голос для доказательства своей правоты, они и так правы.

Михаил Эдельштейн

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru