[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2006 СИВАН 5766 – 6 (170)

 

ДИЕТА ДЛЯ ОЛИМПИЙЦЕВ

Двое пациентов пришли к хирургу с одной и той же жалобой – болит нога. Первый заходит, показывает ногу, и его сразу же кладут на операционный стол. Целый час из операционной слышны стоны и крики, наконец пациент выходит – бледный как смерть, что называется, «краше в гроб кладут». А второй ему говорит: подожди меня, я через пять минут выйду. Первый и удивиться не успел, глядит – действительно, его товарищ выходит от хирурга. «Как тебе удалось пройти операцию так быстро и безболезненно?» – спрашивает он. А второй отвечает: «Да я просто испугался операции и показал врачу другую ногу, здоровую…»

В жизни мы постоянно оказываемся перед выбором: пройти через трудности, через самоограничения, возможно, через боль – или отказаться решать свои проблемы, поскольку решение это сопряжено с трудностями. Оба наших пациента не знали, что у каждого из них с ногой: болит, и всё. Первый доверился врачу, пошел на болезненную операцию, и в конце концов он, с Б-жьей помощью, выздоровеет. Второй решил обмануть врача, чтобы избежать боли, – но в результате обманул самого себя: нога как была больной, так и осталась.

По сути, тот же вопрос стоит перед нами, когда мы говорим о кашрусе. Соблюдать кашрус – значит идти на серьезные самоограничения. Многое из того, что едят другие люди, нам запрещено. Сейчас, в век изобилия, это не так трудно пережить, но из истории мы знаем, что в недавнем прошлом многие евреи просто голодали, не имея возможности купить кошерное мясо. Мы, разумеется, верим нашему Небесному «Врачу» и выполняем Его предписания – но не можем уйти от вопроса: почему Б-г так нас ограничивает?

Самый распространенный ответ как раз основан на представлении о Б-ге как о нашем «Враче». Кошерная пища – самая здоровая пища, она защищает от многих болезней. Причем не только от тех, от которых люди страдали во времена дарования Закона. Когда несколько лет назад в Англии разразилась эпидемия «коровьего бешенства», которая могла передаваться человеку, – исследования показали, что кошерная говядина для еды не опасна. В процессе кошерования микробы, вызывающие смертельную для человека болезнь Кройцфельда – Якоба, уходят из мяса. А уже в этом году выяснилось, что соблюдение кашруса гарантирует и от «птичьего гриппа»! Традиционная процедура кошерования включает проверку внутренних органов птицы – и, если обнаруживаются признаки «птичьего гриппа», такая птица не получает свидетельства кошерности и не допускается в продажу. Именно по той причине, что кошерная пища наименее опасна для человека, ее предпочитают в последнее время и многие неевреи. Например, в США более половины покупателей в кошерных магазинах – христиане, которые выбрали еврейскую пищу, потому что она здоровая.

Другие считают, что Б-г заповедал кашрус, чтобы побудить евреев жить компактно, «среди своих». Г-сподь не хотел, чтобы мы растворились среди других народов, говорят они, поэтому велел нам есть лишь такую пищу, которая приготовлена евреями, причем с соблюдением определенных законов, которых нет у других народов. В этом понимании кашрус выступает средством сплотить наш народ, отделив его от других.

Но это, конечно, не главные причины. Если бы Всевышний ввел кашрус только «для здоровья», он дал бы этот Закон всем народам. А если бы Он хотел при помощи кашруса изолировать евреев – так Он бы нам и заповедал не иметь дела с другими народами. Но Б-г требует от нас как раз обратного: быть открытыми для других народов, говорить им о Б-ге едином и дружить с ними. Если еврею нельзя есть в ресторане, в котором не соблюдается кашрус, то пригласить нееврея в кошерный ресторан – благое дело!

Конечно, мы не можем полностью осознать причины, которыми руководствуется Всевышний, – наш разум для этого слишком ограничен. Поэтому заповедь кашруса, как и все другие заповеди, мы соблюдаем вне зависимости от того, понимаем мы их смысл или нет. Мы, как тот пациент, – доверяем Врачу и делаем всё, как Он скажет. Но, чем больше мы размышляем над причинами заповедей, тем более уверенно себя чувствуем, тем ближе мы к Б-гу.

В этом контексте стоит вспомнить о том, что Б-г, даже когда заботится о нашем теле, в первую очередь имеет в виду заботу о нашей душе. Творец создал человека как единство тела и души. Мозг отдает приказы другим органам, но его главная функция – хранить наши мысли; сердце обеспечивает кровообращение, но также является средоточием чувств; глаза позволяют ориентироваться в пространстве, но также дают возможность любоваться миром Б-жьим.

Отсюда логично сделать вывод, что, раз человеку приходится кормить свое тело, еда должна быть такой, чтобы кормить также и душу. Нельзя говорить, что еда на душу не воздействует, хотя бы потому, что обжорство или пьянство явно наносят душе ущерб.

На нас, евреев, Б-г возложил миссию «нести свет народам». Мы должны всё время быть сосредоточенными – думать, что говорим и делаем, чтобы другие смотрели на нас и могли брать пример. Но сосредоточенность требует от нас и большого самоограничения, в том числе в еде – как от спортсменов, которые соблюдают особую диету, чтобы показать лучшие результаты на Олимпиаде.

Есть известный мидраш, объясняющий кашрус именно особыми задачами, возложенными на наш народ: «Два человека пришли к врачу. Первому доктор назначил строгую диету, второму разрешил есть всё, что тот захочет. Первый спросил: почему другому всё можно, а мне многое нельзя? Врач ответил: у твоего друга болезнь хроническая, а у тебя есть шанс выздороветь».

Мы, евреи – «вечные олимпийцы», обязаны всегда поддерживать форму, чтобы выполнить все задачи, возложенные на нас Б-гом. Так что будем соблюдать кашрус для здоровья тела и души.

Главный раввин России Берл Лазар

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru