[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2006 СИВАН 5766 – 6 (170)
Давид Боровский. Занавес…
Утром 6 апреля не стало знаменитого российского театрального художника – народного артиста России, лауреата Государственной премии, национальной премии «Триумф» и многих других престижных наград Давида Львовича Боровского. Он умер в Боготе, Колумбия, куда прилетел на открытие персональной выставки, организованной в рамках Иберо-американского театрального фестиваля. За день до смерти Боровский был госпитализирован в одну из городских клиник с диагнозом «инфаркт миокарда», его прооперировали, но спустя несколько часов после операции он скончался.
Через три месяца сценографу исполнилось бы семьдесят два года. Пятьдесят пять из них он посвятил театру.
Давид Боровский, родившийся в 1934 году в Одессе, впервые пришел работать в театр, когда ему было всего пятнадцать лет. Это был Русский драматический театр имени Леси Украинки в Киеве, где Давид учился в художественной школе. Его взяли на должность художника-исполнителя, а спустя всего шесть лет режиссер этого театра Ирина Молостова предложила ему попробовать себя в роли художника-постановщика в спектакле по пьесе Эдуардо де Филиппо «Ложь на длинных ногах». С этой дебютной работы начался звездный путь Давида Боровского.
В следующие десять лет он уже много работал – его звали едва ли не во все киевские театры, и ни на одно предложение молодой художник не ответил отказом. В 1966-м, спустя год после того, как он в качестве художника выпустил «Катерину Измайлову» – свой первый спектакль на оперной сцене, – Давид Боровский по приглашению Бориса Львова-Анохина переехал в Москву и сразу получил место главного художника театра имени Станиславского. А через год пришел на Таганку к Юрию Любимову для работы над спектаклем «Живой» по пьесе Бориса Можаева.
Роль Давида Боровского в формировании идеологии и стиля Театра на Таганке общепризнанна и хорошо известна. Однако он не только многое дал этому театру, но и многое получил от него сам: здесь сформировались основные принципы его сценографии, которая оказала огромное влияние на театральное искусство всей страны. За три с небольшим десятилетия работы главным художником Театра на Таганке Боровский стал ощущать эту сцену своим творческим домом, мастерской, пристанищем – здесь он поставил с Любимовым более двадцати спектаклей. Он стал соавтором самых известных постановок Таганки, таких, как «Гамлет», «А зори здесь тихие...», «Дом на набережной», «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов», и многих других. Последняя по времени работа художника – спектакль «Шарашка» по роману Александра Солженицына «В круге первом».
Вместе с Любимовым Боровский ставил спектакли не только на родине, но и на многих драматических и оперных сценах Европы. Когда режиссер не вернулся в Советский Союз, Боровский из Театра на Таганке ушел. Сначала он попал в «Современник», где на несколько лет стал главным художником театра, а в последние годы служил во МХАТе имени Чехова, работая параллельно в «Эрмитаже», «Ленкоме» и Малом драматическом театре – Театре Европы в Петербурге. Он сотрудничал со Львом Додиным, Анатолием Эфросом, Валерием Фокиным, был сценографом в постановках Леонида Хейфеца, Иосифа Райхельгауза и Галины Волчек, с ним любили работать Георгий Товстоногов и Олег Ефремов.
Главной особенностью творчества художника можно считать уникальное соединение совершеннейшей условности с пронзительной жизненной правдой – у Боровского они практически слились в одно целое. Как правило, он конструировал спектакль из немногих простейших элементов, любил вводить бытовые вещи из реальной жизни, знакомые каждому зрителю и вызывающие глубоко личные воспоминания. Ассоциативное поле его сценографии всегда было невероятно широким – умея поразительно точно найти или построить необходимую вещь, несущую отпечатки жизней нескольких поколений, он помещал ее в неожиданный театральный контекст, заставляя помогать актерам и даже играть вместе с ними. Боровский задумывал и сочинял спектакль как партитуру. Его сценография рождалась в расчете на точное и органическое взаимодействие с актерской игрой, музыкальным рядом, меняющимся светом и самой сценой.
Кроме задач, которые ставят пьеса и режиссура, у сценографа немало чисто художественных задач, которые Боровский решал всегда изысканно и строго. У него было потрясающее чувство композиции, в каждом из своих ста пятидесяти спектаклей он сумел добиться оптимального решения пространства, конструктивной ясности и композиционной завершенности. Его пространственные построения напоминают конструктивизм 1920-х годов, а манера рисунка – «суровый стиль» 1960-х. Однако главная сила Боровского – в поразительном чувстве жизни и дерзкой простоте, идет ли речь о легендарном занавесе «Гамлета» из грубой шерсти или о решении «Вишневого сада».
Тело Давида Львовича Боровского было доставлено в Москву, где во МХАТе имени Чехова 13 апреля состоялась церемония прощания со знаменитым художником. В тот же день он был похоронен на Троекуровском кладбище.
Василий Максимов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru