[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2006 СИВАН 5766 – 6 (170)
МатисьЯу. Дар Б-га
Михаил Чеботарь
Ему двадцать шесть, он счастливый отец, живет в Кроун Хайтс, в Бруклине, и поет регги и хип-хоп. Настоящее его имя Мэтью Миллер, но уже давно все зовут его Матисьяу, что в переводе с иврита означает «дар Б-га». Сегодня он оказался единственным человеком, способным быть героем модной светской жизни Америки, оставаясь при этом в лоне ортодоксального иудаизма.
Слева направо. Матисьяу и Трей Анастейшоу.
Первый диск Матисьяу Shake off the Dust... Arise вышел в свет в 2004 году, и критика тут же заговорила о певце как о «восходящей звезде». Публика полюбила его сразу и безоговорочно, но настоящая известность пришла после интервью популярному американскому телеведущему Дэвиду Лотерману. А ведь до появления Матисьяу на сцене сама мысль о том, что еврей-хасид может исполнять регги, была удивительна. Его песни, вначале транслировавшиеся по студенческому радио, крутятся сейчас в жесткой ротации на наиболее популярных музыкальных теле- и радиоканалах, а сам исполнитель объясняет секрет своего внезапного взлета достаточно просто: «Я думаю, частью успеха является сама музыка. Это хорошая музыка, и она нравилась моим слушателям еще до того, как я стал знаменит». Последний альбом певца Youth сразу стал хитом на музыкальном рынке и занял четвертое место по продажам в США, разошедшись за неделю тиражом в сто двадцать тысяч экземпляров.
Мэтью-Пол Миллер родился в Пенсильвании в совершенно не религиозной еврейской семье, которая вскоре переехала в Беркли, в Калифорнию, а оттуда – в Нью-Йорк. Именно в еврейской школе, куда, помимо обычной, его заставляли ходить родители, мальчика прозвали Матисьяу. Впрочем, повзрослев, он разыскал свои документы об обрезании и узнал, что его еврейское имя – Файвиш-Гершл, но так уж случилось, что именно прозвище стало его судьбой.
Нельзя сказать, что Мэтью нравилось просиживать в классе несколько вечеров в неделю – он считал это бессмысленным занятием, поведение его оставляло желать лучшего, уроков он не готовил и постоянно мешал учителям. В конце концов, когда Матисьяу исполнилось четырнадцать, он сбежал из дома, присоединившись к компании хиппи. Подросток перенял у них прическу и манеру одеваться, а самое главное – увлекся их музыкой. Старшие классы он окончил в школе для трудных подростков в штате Орегон, затем вернулся в Нью-Йорк и стал изучать гуманитарные науки в университете. Приблизительно в это время будущий певец всерьез занялся музыкой регги, стал общаться с музыкантами и сделал первые робкие попытки попасть на сцену.
Тогда же начался путь Матисьяу в иудаизм. Он отказался от светского образа жизни, наркотиков и алкоголя, два года учился в любавичской ешиве. Впоследствии он вернется к мысли о карьере музыканта, но пока Миллер на время перестал слушать музыку, сконцентрировался на учебе и женился. Духовные наставники Матисьяу были против его планов относительно музыкальной карьеры, однако, чтобы переубедить раввинов, хватило одного выступления в общинном центре...
Современные регги- и рэп-исполнители выражают свои идеи довольно грубо и прямолинейно. Остается только удивляться, как Миллеру удается сочетать свое увлечение с образом жизни. Впрочем, сам Матисьяу не считает, что его эстрадная карьера как-то противоречит религиозному образу жизни: он просто поет о том, что чувствует, пишет стихи обо всем, что его трогает, будь то молящийся хасид у Котеля или трагедия, разыгравшаяся в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года… Своим многочисленным поклонникам он излагает собственное видение мира – сквозь призму иудаизма, естественно. Да, стержнем его творчества является иудаизм – на нем держится всё остальное. Следует также учесть, что поклонники Миллера – не только обычные музыкальные фанаты, многие из них – евреи.
Коллеги по музыкальному цеху поначалу смотрели на певца искоса, но потом всё-таки приняли в свои ряды. Несмотря на его религиозные убеждения и окладистую бороду, несмотря на то, что ходит он не в мешковатых штанах, а в белой рубашке, черных брюках и с кипой на голове, и волосы его не переливаются всеми цветами радуги. Невзирая на совершенно особую манеру исполнения Матисьяу, в которой ритмы хип-хопа сочетаются с напевами регги, и не совсем обычные – а лучше сказать, совсем необычные – тексты песен, пересыпанные цитатами из Торы.
Его стиль сложно описать какой-то одной категорией, он складывается из многих составляющих. Однако в музыке Матисьяу однозначно чувствуется влияние двух главных кумиров певца – основателя жанра регги Боба Марли и рабби Шломо Карлебаха.
Его сценическая энергия захватывает даже самых равнодушных, на его концерты невозможно достать билеты. Его предыдущий альбом разошелся полумиллионным тиражом, а в нынешнем году певец успел не только выпустить суперуспешный диск, но и поработать со знаменитой группой P.O.D., играющей в стиле нью-метал. Официальная музыкальная критика Америки пророчит Матисьяу фантастическую карьеру – и не только потому, что у музыканта, сумевшего найти свою нишу на эстраде, нет конкурентов. Творчество «регги-хасида» оказывает сильное влияние на молодых людей, составляющих большинство аудитории на его концертах, заставляет их задуматься о духовности, о поиске своего места в этой жизни. Матисьяу утверждает: он никого не пытается обратить в свою веру – он просто хочет, чтобы люди почувствовали тот же духовный подъем, который дает ему его религия и его музыка.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru