[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2006 СИВАН 5766 – 6 (170)
4.vi
80
Михаил Шварцман. «Неофициальный» классик
Со дня его смерти прошло девять лет, но жизнь его до сих пор окружена легендами. Творчество его не имеет аналогов. Ему подражали, его цитировали, спрашивали и побаивались его мнения. У него было немало сторонников, но единомышленников он не находил даже среди них. Он никогда и никуда не спешил – смыслом его жизни была живопись. Он был человеком крутого нрава, редко менял привычный образ жизни, предпочитал рабочую тишину мастерской всякого рода публичной деятельности, поэтому его первая выставка состоялась, когда мастеру было уже шестьдесят девять лет.
Михаил Матвеевич Шварцман родился в Москве 4 июня 1926 года в семье предпринимателя-нэпмана. Эпоха нэпа, как известно, закончилась трагически, и Шварцманы вынуждены были постоянно скрываться от преследования советских властей. После того как его отца репрессировали и он погиб в лагере, а мать была сослана в Сибирь, Михаила отправили в интернат, откуда в 1944 году он ушел в армию.
После демобилизации в 1950-м Михаил Шварцман поступил в Высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), которое блестяще окончил шесть лет спустя, став дипломированным художником-монументалистом. По окончании учебы он зарабатывал на жизнь, занимаясь оформлением книг, плакатной живописью, в которой добился немалых успехов не только в СССР, но и за рубежом, и разработкой дизайна фирменных знаков. Сегодня его называют одним из мастеров русского «неофициального искусства», однако сам Шварцман никогда не относился к промышленной графике как к чему-то более приземленному по сравнению с живописью. С 1966 года Михаил Матвеевич был главным художником Специального художественно-конструкторского бюро легкой промышленности, даже основал свою собственную школу, сыгравшую весьма важную роль в деле внедрения принципов графического стайлинга – знаково-стилистической унификации промышленных изделий.
В тот же период, в конце 1950-х – 1960-х годах, сложился и его станковый стиль «другого искусства», не похожий ни на один из существовавших в то время. Свои произведения художник стал называть «иературами», а свою концепцию – «иератизмом», производя этот термин от древнегреческого hieros – «священный», «знаковый» – и считая ее «языком третьего тысячелетия».
Можно сказать, что картины Шварцмана представляют собой некую не требующую вербального сопровождения молитву, воплощенную в цвете, форме и образах. Герметически замкнутые по композиции, напоминающие древние тотемы или магические алтари, порой снабженные таинственными письменами, его работы соединили в себе приемы авангардных направлений в искусстве – кубизма и сюрреализма – с архаически-культовой семантикой. Ритуал магии здесь словно бы превратился в ритуал искусства: перед шварцмановскими холстами испытываешь первобытный ужас встречи с чем-то грозным и потусторонним. Его иературы в чем-то наивны и сознательно упрощены, они подчеркнуто рукотворны: заметны следы кисти, осязаема грубость мазка, виден рельеф густо положенной краски, – но рукой автора, несомненно, водила чья-то высшая сила.
Михаил Шварцман, художник-монументалист, мистик и философ, педагог, великолепный график, основатель знаменитой московской школы графического дизайна, никогда не был членом Союза художников, поэтому для официальных властей такого художника не существовало. Хотя, по мнению друзей и коллег, он давно должен был считаться классиком отечественного искусства. У него совершенно не было свободного времени – далекий от разгульной богемной жизни, Шварцман работал день за днем, без выходных, годами. Условия для творчества были самые неподходящие: вместе с женой он жил в коммунальной квартире на 3-й Кабельной улице; в их комнате, по словам друзей и знакомых, всегда было невероятно тесно – везде стояли холсты, лежали папки с рисунками, кисти и краски вперемешку с бытовой утварью. Много позже, к концу жизни, Михаил Матвеевич, благодаря одному из учеников, обзавелся собственной мастерской, но в ней была написана лишь малая часть шварцмановских произведений.
Михаил Шварцман своих картин не продавал и крайне редко дарил – быть может, не хотел обнажать душу перед не готовым еще зрителем. Уже после его смерти в 1997 году работы Михаила Матвеевича вошли в наиболее значительные, в основном частные, собрания «неофициального» искусства. В том числе в коллекции знаменитого собирателя русской авангардной живописи Георгия Дионисовича Костаки и американца Нортона Доджа, чья коллекция сегодня включена в состав музея Циммерли Рутгерского университета, Нью-Джерси, США. Этапной экспозицией, увенчавшей его творческий путь, явилась большая персональная выставка, прошедшая в 1994 году в Третьяковской галерее, – первая персональная выставка шварцмановских иератур.
Василий Максимов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru