[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2006 СИВАН 5766 – 6 (170)

 

Главный раввин России Берл Лазар

заявление

 

В преддверии Пейсаха выступления в центральных российских СМИ.

«Каждый день средства массовой информации приносят новые ужасные сообщения о нападениях на людей с неславянской внешностью, – сказано в статье “Учитель благочестия” (Известия, 10 апреля). – На детей! Какой-то всплеск массового безумия. Демонстративная манифестация самого плохого, что есть в человеке».

Раввин Лазар подчеркивает, что опасность грозит не только потенциальным жертвам; действия преступников, по его мнению, говорят о том, что общество поражено разрушительной и стремительно распространяющейся болезнью. «Откуда эта чума взялась? Как с ней бороться? Как лечить ее?» – задает он отнюдь не риторические вопросы. «Конечно, преступников надо судить, – далее пишет раввин, – конечно, наказание должно быть неотвратимо, конечно, вещи важно называть своими именами: если назвать убийство ребенка на почве национальной ненависти хулиганством, а чуму – насморком, это приведет к самым тяжелым последствиям. Однако наказание само по себе не может решить проблему».

Главный раввин России в этой связи особо подчеркивает пагубное влияние средств массовой информации: «Какого героя предлагает подросткам и молодежи телевидение? Этот обобщенный герой все проблемы решает с помощью силы, он делает только то, что важно и нужно ему в данный момент, он не способен на компромиссы, он не считается с другими людьми, у него нет моральных ограничений, и его цель всегда оправдывает средства. Этот герой ощущает себя центром мироздания, весь мир должен крутиться вокруг него. Этот герой появляется на экране изо дня в день и внушает зрителям: делай, как я! Внушает успешно. Как противостоять этому чудовищному языческому герою, бросающему вызов тому, чему учили человечество на протяжении тысячелетий все мировые религии? Конечно, нужны согласованные действия государства и общества, но этого недостаточно. Главным местом воспитания всё-таки была и остается семья: именно в семье человек усваивает базисные нравственные и социальные ценности».

Празднование Пейсаха, по мнению раввина, является моделью правильного семейного воспитания подрастающего поколения.

На проблемах рабства и свободы как принципиальных категориях духовной культуры человечества главный раввин Лазар остановился в статье «Выйти на свободу», опубликованной газетой «Коммерсант» 12 апреля.

«Каждый год в пасхальный вечер мы садимся за стол с мацой, горькими травами и вином, читаем и обсуждаем пасхальное повествование – “Агоду”, рассказывающую об исходе евреев из Египта. Фараон превратил нас в рабов, угнетал нас – Б-г вывел нас на свободу. Ни в одном еврейском тексте слово “свобода” не употребляется столь часто, как в “Агоде”. Смысл праздника ясен и прозрачен: мы были в рабстве, Б-г нас освободил. Что значит “свобода”? Что значит “рабство”?»

«Ответить на эти вопросы можно по-разному, – продолжает он. – Рабовладельческий строй остался в далеком прошлом. Мы не рабы. Но значит ли это, что мы свободные люди? Будет ли правильно сказать, что отсутствие рабства – это и есть свобода? Если рабство – это тяжелый, непосильный труд, то свобода – приятная, необременительная работа?..»

Раввин Лазар отмечает, что «ключевым фактором свободы и рабства является вовсе не работа». По его мнению, «свободный человек живет не по навязанной извне воле, а по своей собственной... Он может много и тяжело работать, поскольку он этого хочет, руководствуясь своими собственными планами. Принципиально, что он сам определяет свою жизнь, он, а не кто-то еще».

Главный раввин России подчеркивает: события, о которых рассказывают Библия и «Агода», «происходят в первую очередь в душе каждого человека», поскольку именно «внутри каждого из нас сидит свой собственный фараон, принуждающий нас к рабству: к рабству страха, ненависти, эгоизма, зависти, тщеславия, злословия, похоти – к рабству греха». «Выход из Египта – это выход из “дома рабства”. “Дом рабства” – это “дом греха”. Так считали наши мудрецы. Они говорили: выйти из Египта недостаточно, важно, чтобы Египет вышел из тебя. И этот исход должен быть каждодневным. Но Пейсах – самое благоприятное время, чтобы выйти в этом продолжающемся всю жизнь исходе на новый уровень».

 

12 апреля поздравление российским евреям в связи с праздником Пейсах.

Главный раввин России отметил, что «этот праздник в первую очередь обращен в будущее, на наших детей».

«Дети – главная составляющая пасхального сейдера, – сказано в поздравлении. – Всё начинается с вопросов, которые они задают. Как подчеркивают наши мудрецы, многое из того, что делается во время сейдера, предназначено для того, чтобы дети задавали вопросы».

«В молитве “Шма”, которую мы читаем ежедневно, вначале говорится, что надо любить Б-га всем сердцем, и лишь после этого провозглашается необходимость заниматься воспитанием детей, – продолжает раввин Лазар. – В этом заключен важный урок – только если ты действительно любишь Б-га, ты сумеешь передать эту любовь детям. Пасхальный сейдер построен так, что мы не просто рассказываем детям некую виртуальную историю из прошлого, но как бы сами переживаем исход из Египта, выход из рабства на свободу. Только когда это переживание проходит через нашу душу, мы вправе ожидать, что оно будет в полной мере воспринято детьми».

Главный раввин России пожелал всем, чтобы Пейсах «стал радостью не только для нас, но и для всех еврейских детей в мире, которые соберутся в этот день за столом сейдера». «Только тогда мы сможем быть уверены, что будущее нашего народа обеспечено, что мы выполним те задачи, ради которых Всевышний избрал нас. Достижение этой цели и есть главный смысл праздника».

 

25 апреля обращение к российским евреям по случаю Дня Катастрофы и героизма европейского еврейства.

«Шесть миллионов человек были расстреляны, повешены, отравлены газом, заморены голодом только потому, что родились евреями. История человечества знает и другие акты геноцида – но ни один не сравним с Холокостом по масштабам зверств, по числу жертв», – говорится в обращении.

«После окончания второй мировой войны, когда нацистская империя была разгромлена, а ее изуверская идеология признана преступлением против человечества, народы мира надеялись, что уроки Холокоста будут усвоены последующими поколениями, а преступления геноцида больше не повторятся. К сожалению, этого не произошло. Наоборот – едва ли не повсюду в мире возрождается та человеконенавистническая идеология, которая лежала в основе нацистских преступлений. И речь идет не только о маргиналах – всякого рода неонацистах, скинхедах, национал-большевиках и других экстремистских группах. Регулярные призывы к уничтожению еврейского народа и его государства, раздающиеся из уст президента Ирана Ахмадинеджада или новых министров палестинского правительства, убедительно свидетельствуют: наследники Гитлера кое-где добираются уже и до государственной власти».

Раввин Лазар отметил, что и в демократических государствах, которые должны обладать иммунитетом от заразы нацизма и экстремизма, ситуация внушает большие опасения. «На всем европейском пространстве едва ли не ежедневно совершаются нападения на евреев, осквернения еврейских кладбищ, синагог, общинных центров. Увы, с сожалением приходится констатировать, что основная часть общества и политического класса повсюду остается безразличной».

«Международный терроризм, который справедливо называют “нацизмом ХХI века”, проливает кровь невинных людей практически ежедневно, а мы до сих пор слышим увещевания, что бандитов “надо понять”, что с ними “надо договариваться”... Когда террористы взрывали автобусы в Иерусалиме или жилые дома в Москве, их оправдывали “стремлением к национальному освобождению”; когда они захватили пассажирские самолеты и протаранили небоскребы в Нью-Йорке, говорили о “борьбе с империализмом”... В результате сейчас они убивают молящихся в мечетях Ирака и туристов на курортах Египта. Сколько еще невинной крови должно пролиться, прежде чем сообщество цивилизованных стран предпримет, наконец, решительные действия и раздавит гадину терроризма, как в свое время оно раздавило гадину гитлеризма?!»

Главный раввин России поблагодарил «тех, кто не остался в стороне, кто, рискуя собой, вступил в смертный бой с нацистской военной машиной». Он выразил особую благодарность ветеранам Великой Отечественной, «тем, кто спас наш народ от поголовного уничтожения, а всё человечество от фашистского рабства».

 

27 апреля поздравление российским парламентариям в связи со 100-летием Государственной думы.

«Начало работы первого российского парламента в 1906 году ознаменовало собой принципиально новый этап в развитии государства и общества. Впервые монархический режим поделился полномочиями с избранными представителями народа. Общество получило возможность участвовать в решении ключевых политических и экономических проблем, в разработке и принятии законов, по которым жила страна».

Раввин Лазар отметил, что «для российских евреев столетие Государственной думы имеет особое значение. Создание парламента, где были представлены все традиционные конфессии страны, впервые в истории позволило нашему народу через своих представителей донести до сведения всего общества свои проблемы и чаяния. Одной из первых инициатив 1-й Государственной думы стал законопроект “О полном уравнении в правах всех граждан с отменой всех ограничений, обусловленных сословием, национальностью, религией или полом”».

«Конечно, за прошедшие сто лет многое изменилось, сейчас мы живем по новым демократическим законам. Но опыт развития России в ХХ веке убедительно показал, что без органа государственной власти, в котором представлены свободно избираемые представители всех социальных групп, народностей и конфессий, невозможно не только развитие гражданского общества, но и стабильность самого государства. Поэтому так важно сохранить преемственность российской парламентской традиции, заложенной столетие назад. Не случайно ваше торжественное заседание проходит в Таврическом дворце, именно там, где находилась резиденция 1-й Государственной думы».

 

9 мая поздравление с Днем Великой Победы и праздничное обращение к россиянам.

«Этот день занимает особое место в календаре праздничных дат. Сегодня мы чествуем ветеранов Великой Отечественной войны – героев, которые выстояли в тяжелейших испытаниях, отстояли независимость Родины, спасли мир от угрозы фашистского порабощения, а еврейский народ от поголовного истребления.

Хотя с момента окончания мировой войны прошел уже 61 год, подвиг ветеранов мы никогда не забудем. Святые книги учат, что самая главная заслуга человека – защитить жизнь. Как говорили наши мудрецы, каждый человек – это целый мир, и спасающий жизнь одного человека спасает весь мир. Воины, защитившие свою родину, спасли сотни и тысячи жизней – сотни и тысячи миров. А солдаты Великой Отечественной отстояли жизни не только своих современников, но и последующие поколения, которые в противном случае не могли бы родиться на свет.

Преклонение перед памятью павших, уважение к воинам-победителям требуют от нас ни на миг не забывать уроков прошлого, сделать всё, чтобы повторение величайшей трагедии в истории человечества стало невозможным. Главный урок заключается в том, чтобы запретить любые попытки возродить идеологию и практику нацизма.

Это относится не только к неонацистам, но прежде всего к международному терроризму и тем, кто его так или иначе поддерживает. Гитлеровский режим не смог бы бросить вызов всему цивилизованному миру, миллионы людей не погибли бы в пламени войны, если бы европейские лидеры того времени не избрали по отношению к нему пагубную политику “умиротворения”. И сейчас любые призывы “понять” террористические режимы или организации, любые предложения по достижению с ними договоренностей должны рассматриваться как компромисс с теми, кто открыто ставит своей целью уничтожение современной цивилизации, кто посылает убивать мирных людей.

Россия потеряла 27 млн своих сынов и дочерей в битве за спасение человечества от фашизма – больше, чем все остальные страны антигитлеровской коалиции, вместе взятые. Поэтому, полагаю, она имеет право не только сама предпринимать решительные действия по недопущению возрождения человеконенавистнической идеологии в любой ее разновидности, но и требовать от мирового сообщества максимально жестких действий против “нацизма XXI века”. Это наш общий долг перед теми, кто не вернулся с полей сражений второй мировой войны. Это наше послание ныне живущим ветеранам – доказательство того, что нынешнее поколение не позволит перечеркнуть дело их жизни».

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru