[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2006 ИЯР 5766 – 5 (169)

 

Духовное руководство к СЧету омера

Продолжение. Начало в № 4, 2006

Симон Джекобсон

 

Третья неделя: Тиферес.

Сострадание, Гармония, Истина

 

Тиферес – сострадание объединяет и приводит в гармонию свободно текущую любовь (категория Хесед) с дисциплиной (категория Гвура). Тиферес обладает такой способностью, привнося третье измерение – измерение истины. Истина – это и не любовь, и не дисциплина и поэтому может интегрировать обе эти категории. Истина достигается через самоотречение: поднявшись над эго и над предубеждениями, человек способен осознать высшую истину. Истина дает ясную и объективную картину собственных потребностей и потребностей окружающих. Дисбаланс любви и дисциплины (и, следовательно, различные нарушения) происходит из-за субъективного, а значит, ограниченного взгляда. Привнесение истины, устраняя предубеждения, позволяет выражать свои чувства (в том числе являющиеся результатом синтеза Хеседа и Гвуры) в наиболее здоровой форме.

Благодаря таким свойствам это качество души получило название Тиферес, то есть Красота: она объединяет различные оттенки любви и дисциплины. Их гармония и обеспечивает красоту.

 

День первый. Хесед в Тиферес.

Любовь в Сострадании

 

Сегодня пятнадцатый день,

то есть две недели и один день, омера.

 

Исследуйте аспект любви в сострадании. Спросите себя:

Является ли мое сострадание мягким и любящим или оно оборачивается навязчивой жалостью?

Не является ли мое сочувствие снисходительным и опекающим?

Даже если оно таковым не является, не воспринимают ли его подобным образом другие?

Наполнено ли мое сострадание любовью и теплотой? Выражается ли оно эмоционально или же его проявления безжизненны?

 

Задание на день:

Помогая другому, проявите свои лучшие качества. Не скупитесь на улыбку, дружелюбные жесты…

День второй. Гвура в Тиферес.

Дисциплина в Сострадании

 

Сегодня шестнадцатый день,

то есть две недели и два дня, омера.

 

Здоровое и эффективное сострадание нуждается в дисциплине и направленности. Необходимо различать, по отношению к кому и в какой степени проявляется сострадание. Следует знать, когда нужно проявить сострадание, а когда оно должно быть ограничено или вообще не проявляться. Дисциплина в сострадании подразумевает, что настоящее сострадание подчас требует сдерживания. Сострадание – это не выражение нужд дающего, а ответ на нужды получающего.

Не проявляю ли я больше сострадания к незнакомым, нежели к близким людям? Если да, то почему?

Не является ли мое сострадание результатом чувства вины?

Не наносит ли мое сострадание ущерб моим нуждам?

А может, наоборот, мое сострадание к близким умаляет нужды других?

 

Не является ли мое сострадание импульсивным и беззаботным?

Оцениваю ли я, какая степень сострадания необходима в данной ситуации?

Согласовано ли это с потребностью того, к кому относится сострадание?

Не обижает ли его мое сострадание?

Не подавляет ли других мое сострадание? Уважительно ли оно?

Не даю ли я слишком много или слишком мало?

Не пользуются ли другие моей природной склонностью к состраданию?

 

Когда я вижу нуждающегося, не поступаю ли я опрометчиво, проявляя сострадание из чувства вины или жалости без разбору?

Не бывает ли так, что мое сострадание оборачивается во вред (если я, например, даю деньги на покупку чего-то нехорошего)?

Прилагаю ли я усилия, чтобы определить, в чем нуждается данный человек, и помочь ему наилучшим образом?

 

Задание на день:

Проявите ваше сострадание целенаправленно, на чьи-то конкретные специфические нужды.

 

День третий. Тиферес в Тиферес.

Сострадание в Сострадании

 

Сегодня семнадцатый день,

то есть две недели и три дня, омера.

 

Исследуйте аспект Сострадания в Сострадании – проявление сострадания и его интенсивность.

Истинное сострадание неограниченно. Оно не является лишь продолжением ваших ограниченных потребностей. Сострадание к другому достижимо благодаря отсутствию эгоизма: нужно поставить себя в ситуацию, в которой находится другой, пережить то, что он переживает.

Готов ли я к этому, в состоянии ли это сделать? Если нет, то почему?

Выражаю ли я то сострадание, которое есть в моем сердце?

Что не дает мне его выразить?

Может быть, я чересчур замкнут?

Сострадающе ли мое сострадание – направлено ли оно на других или нужно для самоудовлетворения?

Может быть, мое сострадание происходит от чувства вины, а не от истинной способности к сопереживанию?

Если это так, то как это отражается на качестве моего сострадания?

 

Проверьте себя: выражаете ли вы сострадание, даже если не чувствуете себя виноватым?

Может быть, мое сострадание коренится в чувстве долга?

Искренно ли мое сострадание или является лишь выполнением обязанности?

Является ли мое сострадание присущим мне от природы или выработанной привычкой? Я просто чувствую себя плохо, когда другие страдают? Или я в самом деле могу уделить время и внимание исследованию собственного сострадания, чтобы осознать его ограничения и формы выражения?

Как я выражаю свое сострадание?

Красиво ли мое сострадание?

Глубоко ли оно?

Включает ли оно остальные шесть элементов Тиферес, без которых сострадание останется реализованным не полностью?

 

Задание на день:

Проявите ваше сострадание по-новому, чтобы оно не зависело от ваших личностных ограничений. Выразите свое сострадание тому, к кому бывали несправедливы.

 

День четвертый. Нецах в Тиферес. Настойчивость в Сострадании

 

Сегодня восемнадцатый день,

то есть две недели и четыре дня, омера.

 

Является ли постоянным и последовательным мое сострадание?

Можно ли на него полагаться или оно непредсказуемо?

Превалирует ли оно над другими моими устремлениями?

Способен ли я на сострадание, даже когда я занят другими вопросами либо лишь в том случае, когда мне это удобно?

Готов ли я встать и пойти в бой за другого?

 

Задание на день:

В разгаре своего делового дня выберите момент, чтобы позвонить человеку, который нуждается в словах утешения. Защитите человека, который нуждается в сочувствии, даже если это повредит вашей популярности.

 

День пятый. Ойд в Тиферес.

Смирение в Сострадании

 

Сегодня девятнадцатый день,

то есть две недели и пять дней, омера.

 

Чтобы сострадание не было снисходительным, оно должно включать в себя смирение. Ойд – это признание того, что моя способность к состраданию не делает меня лучше, чем тот, на кого мое сострадание направлено. Это признание того, что Б-г, создав человека, который нуждается в сострадании, даровал мне способность сострадать. В сострадании нет места надменности.

Не ощущаю ли я свое превосходство из-за способности к состраданию?

Не смотрю ли я свысока на тех, кто нуждается в моем сострадании?

Есть ли во мне смирение и благодарность Б-гу за то, что Он даровал мне способность к состраданию?

 

Задание на день:

Проявите сострадание анонимно, не получая абсолютно никакой личной выгоды.

 

День шестой. Йесод в Тиферес.

Единение в Сострадании

 

Сегодня двадцатый день,

то есть две недели и шесть дней, омера.

 

Чтобы сострадание реализовалось в полной степени, оно нуждается в единении. Должен сформироваться канал взаимодействия между тем, кто отдает, и тем, кто получает. Это влияние должно быть взаимным, оно должно развиваться начиная с момента отдачи; связь должна быть устойчивой. В этом и состоит самый важный результат утешения.

Поддерживаете ли вы связь с человеком, по отношению к которому проявили сострадание, или «идете своей дорогой»?

Продолжается ли ваше взаимодействие после единичного акта сострадания?

 

Задание на день:

Постарайтесь, чтобы ваше сострадание способствовало построению устойчивых отношений.

 

День седьмой. Малхус в Тиферес.

Царское достоинство в Сострадании

 

Сегодня двадцать первый день,

то есть три недели, омера.

 

Исследуйте, насколько исполнено достоинства ваше сострадание. Чтобы сострадание было совершенным, включающим все остальные шесть аспектов, оно должно признавать и ценить чужой суверенитет. Оно должно повышать самооценку и чувство собственного достоинства как у того, кто проявляет сострадание, так и у того, по отношению к кому оно проявляется.

Проявляется ли мое сострадание достойным образом?

Проявляется ли величественность моего сострадания?

Укрепляет ли оно достоинство в другом?

Осознаю ли я, что, если я испытываю чувство собственного достоинства, проявляя сострадание, это отразится и укрепит достоинство того человека, на которого сострадание направлено?

 

Задание на день:

Вместо того чтобы просто дать пожертвование, помогите нуждающемуся, чтобы он смог в конце концов сам справиться со своими проблемами и тем самым укрепил бы чувство собственного достоинства.

Четвертая неделя:

Нецах. Постоянство, Стойкость,

Целеустремленность

 

Настойчивость и целеустремленность являются результатом сочетания решимости и упорства. Это баланс терпения, настойчивости и силы воли. Настойчивость также означает надежность и ответственность, которые обеспечивают безопасность и обязательность. Без постоянства никакое доброе начинание или намерение не имеет шанса на успех.

 

Обладать настойчивостью – значит быть живым, значит руководствоваться в жизни здоровыми и конструктивными целями. Это готовность бороться за то, во что веришь, готовность идти до конца. Без подобной целеустремленности любое начинание окажется бесплодным. Это энергия, исходящая изнутри, для которой не существует препятствий в достижении поставленных целей. Необходимо пристрастно изучить природу своей настойчивости, дабы убедиться в ее здоровом, продуктивном характере.

 

Спросите себя:

Насколько незыблема система моих ценностей?

Насколько я готов за них бороться?

Не переменчив ли я в своих решениях?

Чем я готов пожертвовать во имя моих ценностей?

Существует ли такая истина, за которую я готов отдать жизнь?

 

День первый. Хесед в Нецах.

Любовь в Настойчивости

 

Сегодня двадцать второй день,

то есть три недели и один день, омера.

 

Для того чтобы нечто обладало постоянством, необходимо, чтобы его любили. Нейтральная позиция или равнодушие приведут к ненадежности. Если вы затрудняетесь в выполнении обязательств, проверьте, насколько вы любите объект, требующий вашей обязательности, насколько вы им удовлетворены. Люблю ли я свою работу? Свою семью? Те решения, которые я принимаю?

Чтобы настойчивость была эффективной, приводила к успеху, она должна быть заботливой и любящей. Настойчивость без любви может привести к обратному результату. Ничем не подкрепленная настойчивость может оказаться грубой и агрессивной и будет отталкивать окружающих. Абсолютная решимость может сделать человека чересчур требовательным и категоричным.

Не лишает ли меня настойчивость гибкости?

Не делают ли меня напористость и решимость слишком навязчивым?

Не являюсь ли я чересчур требовательным?

Сотрудничают ли со мной окружающие (подчиненные, домашние, дети) под жестким напором и принуждением или из любви?

 

Может быть, моя настойчивость не является любящей?

Не расталкиваю ли я других, чтобы освободить себе дорогу?

Не считаю ли я, что цель оправдывает средства?

Ничто меня не остановит в достижении цели?

Когда я упорно преодолеваю препятствия на своем пути, остаюсь ли я любящим?

Когда я ограждаю себя и других от нездорового влияния, мною движет любовь или неприязнь (см. Вторая неделя, День первый)?

 

Задание на день:

Когда вы боретесь за то, во что верите, остановитесь на минуту, чтобы удостовериться, что делаете это с любовью.

 

День второй. Гвура в Нецах.

Дисциплина в Настойчивости

 

Сегодня двадцать третий день,

то есть четыре недели и два дня, омера.

 

Исследуйте дисциплину вашей настойчивости. Настойчивость должна направляться на продуктивные цели.

Сфокусированы ли моя настойчивость и решимость на формировании хороших привычек и разрушении плохих?

Есть ли для этого другие пути?

Моя настойчивость коренится в силе или в слабости?

Происходит ли она из глубокой уверенности или является результатом защиты?

Не является ли мое упорство результатом упрямства и нежелания признавать ошибки?

Не придерживаюсь ли я определенных решений просто потому, что не желаю их пересматривать?

Продолжая упрямо бездействовать, не наношу ли я тем самым вред своей решимости?

 

Задание на день:

Избавьтесь сегодня от одной дурной привычки.

 

День третий. Тиферес в Нецах.

Сострадание в Настойчивости

 

Сегодня двадцать четвертый день,

то есть три недели и три дня, омера.

 

Здоровая настойчивость, направленная на развитие хороших качеств и на преобразование плохих, всегда является сострадающей. Сострадание настойчивости отражает самую красивую ее сторону: твердую решимость помогать росту другого человека. Настойчивость без сострадания уводит в другом направлении, является эгоистичной. Необходимо, чтобы настойчивость была не только любящей по отношению к тем, кто заслуживает любви, но и сострадающей к тем, кому повезло в меньшей степени.

Достигают ли компромисса моя решительность и мое сострадание к другим?

Способен ли я подняться над своим эго и проявить сопереживание по отношению к соперникам?

Выражаю ли я признательность в случае победы?

 

Задание на день:

Будьте терпеливы и выслушайте человека, на которого у вас обычно терпения не хватает.

 

День четвертый. Нецах в Нецах.

Настойчивость в Настойчивости

 

Сегодня двадцать пятый день,

то есть три недели и четыре дня, омера.

 

Исследуйте аспект постоянства вашей настойчивости, ее выразительность и интенсивность. Каждый человек обладает силой воли и решительностью. Мы обладаем настойчивостью в гораздо большей степени, чем можем себе представить, и способны преодолеть самые трудные препятствия.

 

Спросите себя:

Не легкомыслен ли я?

Являюсь ли я постоянным и надежным?

Если я обладаю волей и решимостью, почему я такой непостоянный?

Не боюсь ли я проявлять свою настойчивость и способность к решительным действиям?

Не боюсь ли я пострадать от собственной решимости? Если боюсь, то почему?

Может быть, из-за неприятных событий в прошлом?

Может быть, вместо здоровой настойчивости у меня выработалось упрямство там, где оно излишне?

С большей ли стойкостью я переживаю отрицательные моменты, нежели положительные?

Не недооцениваю ли я свою выносливость?

 

Задание на день:

Займитесь всерьез выработкой новой хорошей привычки.

 

День пятый. Ойд в Нецах.

Смирение в Настойчивости

 

Сегодня двадцать шестой день,

то есть три недели и пять дней, омера.

 

Уступчивость – результат смирения – является основной составляющей постоянства. Упрямство зачастую может оказаться самым верным способом разрушить всё дело. Дуб, не способный согнуться под ураганным ветром, оказывается вырванным с корнем. Тростник, который уступает ветру и сгибается, остается целым и невредимым.

Знаю ли я, когда следует уступить не из-за страха, а потому, что я уверен в себе?

Почему я зачастую боюсь уступить?

 

Внутренняя сила питает настойчивость. Ойд в Нецах – это скромное признание того, что способность быть настойчивым происходит от души, которую Б-г дал каждому человеку. Это смирение не входит в противоречие с настойчивостью, поскольку сама настойчивость может быть бесконечной и безграничной из-за бесконечности и безграничности Б-жественной души.

Не приписываю ли я свой успех исключительно собственной силе и решительности?

Нет ли во мне убежденности в собственном всемогуществе из-за того, что я очень настойчив?

Где я черпаю силы, когда всё вокруг представляется в мрачном свете?

 

Задание на день:

Когда вы просыпаетесь, поблагодарите Б-га за то, что Он дал вашей душе исключительную мощь, чтобы выстаивать вопреки трудным обстоятельствам. Это позволит вам запастись энергией и силой на весь день.

 

День шестой. Йесод в Нецах.

Единение в Настойчивости

 

Сегодня двадцать седьмой день,

то е

сть три недели и шесть дней, омера.

 

Единение является одним из существенных аспектов настойчивости. Оно выражает вашу безусловную преданность человеку или опыту, с которым вы связаны, – преданность настолько сильную, что вы посвящаете всего себя поддержанию этой связи.

 

Настойчивость без тесной связи – не настойчивость.

 

Задание на день:

Чтобы проявить настойчивость в выполнении принятого решения, немедленно проникнитесь этим решением. Этого можно достичь, воплотив ваше решение в конкретное конструктивное дело или посвятив себя другому человеку.

 

День седьмой. Малхус в Нецах.

Царское достоинство в Настойчивости

 

Сегодня двадцать восьмой день,

то есть четыре недели, омера.

 

Независимость и чувство собственного достоинства – основа настойчивости. Только настойчивость, которая включает в себя все шесть перечисленных аспектов, является настойчивостью в полном смысле и утверждает величие человеческого духа.

Проникнута ли моя настойчивость чувством собственного достоинства?

Проявляются ли благодаря ей мои лучшие качества?

Когда я сталкиваюсь с трудностями, встречаю ли я их достойно – с высоко поднятой головой, уверенный в данной мне Б-гом силе, или они заставляют меня съежиться от страха?

Задание на день:

Боритесь за достойное дело.

Пятая неделя: Ойд.

Скромность, Великолепие

 

Если настойчивость – двигатель жизни, то скромность – это ее топливо. Так же, как Гвура (Дисциплина) фокусирует Хесед (Любовь), Ойд дает направление Нецах (Настойчивости). Смирение – это молчаливый партнер настойчивости. Его сила – в молчании. Его достоинство – в бездействии.

 

Скромность – и, как результат, смирение – не следует путать со слабостью и низкой самооценкой. Ойд – это скромность, благодарность (на иврите hода'а). Это выражение признательности Всевышнему. Это ясное видение самого себя, своих сильных сторон и признание того, что они не являются твоей собственностью, а даны тебе Всевышним для более высоких целей, чем лишь удовлетворение собственных нужд. Ойд – это скромность, это признание того, насколько ты мал, – что помогает тебе осознать, насколько великим ты можешь стать. И это вызывает трепет.

Настойчивость черпает энерг

ию из признания, смирения. Настойчивость всегда простирается настолько, насколько вы это допускаете. Если вы признаете, что ваши сильные стороны берут начало в Высшем источнике, то ваша настойчивость сможет выйти за пределы природных ограничений. Она будет черпать силы из Б-жественной настойчивости.

Полную чашу невозможно наполнить. Если вы заняты самим собой и собственными нуждами – «Я и более ничто», – ни для чего другого места не остается. Когда вы тратите себя на что-то большее, ваша способность к получению превосходит предыдущие рамки. Смирение – это ключ к выходу за собственные рамки. Только настоящая скромность дает силу быть полностью объективным.

Скромность – это чувствительность. Это здоровый стыд, который происходит от понимания, что вы можете быть лучше и что вы можете ожидать от себя большего.

Хоть смирение и молчаливо, оно не пусто. Это динамическое проявление жизни, включающее в себя все семь качеств – любовь, дисциплину, сострадание, настойчивость, скромность, единение и царское достоинство. Смирение активно, а не пассивно: это не состояние бытия, а взаимодействие – хотя безмолвное и, казалось бы, бездейственное.

 

День первый. Хесед в Ойд.

Любовь в Смирении

 

Сегодня двадцать девятый день,

то есть четыре недели и один день, омера.

 

Изучите любовь в вашем смирении. Здоровая скромность не является деморализующей – она приносит любовь и радость, а не страх. Если в скромности недостает любви, следует проверить, истинна ли она. Зачастую смирение можно перепутать с низкой самооценкой, которая и вызывает отсутствие любви.

Смирение приносит любовь, поскольку дает способность подняться над собой и полюбить другого. Высокомерие под видом любви означает себялюбие или, того хуже, восприятие другого как часть себя и распространение на него любви к самому себе.

Делает ли меня скромность более любящим и дающим?

Более открытым?

Или она подавляет и ограничивает меня?

Я скромен и счастлив или скромен и несчастен?

 

Задание на день:

Перед молитвой в смирении и благодарности ко Всевышнему дайте цдоку. Это усилит ваши молитвы.

 

День второй. Гвура в Ойд.

Дисциплина в Смирении

 

Сегодня тридцатый день,

то есть четыре недели и два дня, омера.

 

Смирение должно быть дисциплинированным и целенаправленным.

Когда мое смирение вынуждает меня идти на компромисс, а когда – нет?

Не остаюсь ли я подчас пассивным перед лицом зла под маской смирения?

 

Еще одним аспектом Ойд является Гвура: скромность подразумевает уважение и трепет перед человеком или переживанием, которые вызывают в вас смирение.

Если моя скромность чего-то хочет, не от того ли это, что я недостаточно уважаю другого?

 

Задание на день:

Сосредоточьтесь на вашем нежелании заниматься определенным делом и проверьте, насколько оно здорово и смиренно.

 

День третий. Тиферес в Ойд.

Сострадание в Смирении

 

Сегодня тридцать первый день,

то есть четыре недели и три дня, омера.

 

Проверьте, насколько ваше смирение сострадающе.

Делает ли меня моя скромность замкнутым и асоциальным или она проявляет себя в способности к сопереживанию?

Является ли мое смирение гармоничным?

Или оно приносит лишь неудобства?

 

Как смирение делает человека способным к состраданию, так же способность к состраданию делает человека скромным. Если у вас недостает смирения, постарайтесь проявлять сострадание.

 

Задание на день:

Выразите чувство смирения через акт сострадания.

 

День четвертый. Нецах в Ойд.

Настойчивость в Смирении

 

Сегодня тридцать второй день,

то есть четыре недели и четыре дня, омера.

 

Исследуйте силу и незыблемость вашего смирения.

Выдерживает ли мое смирение испытания?

Тверд ли я в своей позиции или пассивен под видом смиренности?

Смирение и скромность не должны вызывать ощущения слабости и неуверенности. Нецах в Ойд подчеркивает тот факт, что подлинное смирение не делает человека ковриком для вытирания ног – напротив, смирение дает силу и настойчивость.

Не воспринимается ли моя скромность как слабость?

Не пользуются ли этим окружающие?

 

Задание на день:

Продемонстрируйте силу вашего смирения, выступив инициатором или активным участником какого-нибудь хорошего начинания.

 

День пятый. Ойд в Ойд.

Смирение в Смирении

 

Сегодня тридцать третий день

то есть четыре недели и пять дней, омера.

 

Исследуйте смирение вашего смирения. В сердце каждого есть смирение и скромность – вопрос в том, насколько они осознанны.

Не боюсь ли я быть слишком смиренным?

Не маскируется ли моя скромность агрессивным поведением?

 

Научитесь развивать свое смирение, общаясь с людьми, которые чище вас, – так, чтобы скромность и смирение мотивировали ваш рост.

Смирение также следует проверять на истинность.

Смиренна ли моя смиренность?

А может, это лишь другое проявление высокомерия?

Не слишком ли я горжусь своей скромностью?

Не афиширую ли я ее?

Искренне ли мое смирение или оно нужно мне для достижения каких-то целей?

Не ожидаю ли я награды за мою скромность?

 

Задание на день:

Если вы в ссоре с любимым человеком, то подавите свои гордость и упрямство и помиритесь с ним.

 

День шестой. Йесод в Ойд.

Единение в Смирении

 

Сегодня тридцать четвертый день,

то есть четыре недели и шесть дней, омера.

 

Смирение не должно быть единственным качеством.

 

Оно должно проявляться в глубинной связи и преданности. Нет более сильной связи, чем связь, основанная на смирении.

Отделяет ли меня от других моя скромность или сближает?

Приносит ли результаты мое смирение?

А результаты, отсроченные на длительный период?

Создает ли мое смирение прочный фундамент, на котором можно строить?

 

Задание на день:

Используйте ваше смирение, чтобы построить что-то долговечное.

 

День седьмой. Малхус в Ойд.

Царское достоинство в Смирении

 

Сегодня тридцать пятый день,

то есть четыре недели и семь дней, омера.

 

Тот, кто ходит скромно, идет высоко.

 

Царское достоинство – это сущность смирения и скромности. Великолепие смирения чарующе и изысканно. Смирение, подавляющее человеческий дух и отрицающее индивидуальность и независимость, не является смирением вовсе.

Возникает ли благодаря моему смирению чувство собственного достоинства?

Дает ли мне мое смирение ощущение царственности?

Ощущаю ли я жизненную силу?

 

Задание на день:

Покажите кому-нибудь, насколько смирение и скромность укрепляют достоинство.

 

Окончание следует

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru

 

right:5.0cm;margin-bottom: 14.4pt;margin-left:14.2pt'><< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru