[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2006 ИЯР 5766 – 5 (169)
Духовное руководство к СЧету омера
Продолжение. Начало в № 4, 2006
Симон Джекобсон
Третья неделя: Тиферес.
Сострадание, Гармония, Истина
Тиферес – сострадание объединяет и приводит в гармонию свободно текущую любовь (категория Хесед) с дисциплиной (категория Гвура). Тиферес обладает такой способностью, привнося третье измерение – измерение истины. Истина – это и не любовь, и не дисциплина и поэтому может интегрировать обе эти категории. Истина достигается через самоотречение: поднявшись над эго и над предубеждениями, человек способен осознать высшую истину. Истина дает ясную и объективную картину собственных потребностей и потребностей окружающих. Дисбаланс любви и дисциплины (и, следовательно, различные нарушения) происходит из-за субъективного, а значит, ограниченного взгляда. Привнесение истины, устраняя предубеждения, позволяет выражать свои чувства (в том числе являющиеся результатом синтеза Хеседа и Гвуры) в наиболее здоровой форме.
Благодаря таким свойствам это качество души получило название Тиферес, то есть Красота: она объединяет различные оттенки любви и дисциплины. Их гармония и обеспечивает красоту.
День первый. Хесед в Тиферес.
Любовь в Сострадании
Сегодня пятнадцатый день,
то есть две недели и один день, омера.
Исследуйте аспект любви в сострадании. Спросите себя:
Является ли мое сострадание мягким и любящим или оно оборачивается навязчивой жалостью?
Не является ли мое сочувствие снисходительным и опекающим?
Даже если оно таковым не является, не воспринимают ли его подобным образом другие?
Наполнено ли мое сострадание любовью и теплотой? Выражается ли оно эмоционально или же его проявления безжизненны?
Задание на день:
Помогая другому, проявите свои лучшие качества. Не скупитесь на улыбку, дружелюбные жесты…
День второй. Гвура в Тиферес.
Дисциплина в Сострадании
Сегодня шестнадцатый день,
то есть две недели и два дня, омера.
Здоровое и эффективное сострадание нуждается в дисциплине и направленности. Необходимо различать, по отношению к кому и в какой степени проявляется сострадание. Следует знать, когда нужно проявить сострадание, а когда оно должно быть ограничено или вообще не проявляться. Дисциплина в сострадании подразумевает, что настоящее сострадание подчас требует сдерживания. Сострадание – это не выражение нужд дающего, а ответ на нужды получающего.
Не проявляю ли я больше сострадания к незнакомым, нежели к близким людям? Если да, то почему?
Не является ли мое сострадание результатом чувства вины?
Не наносит ли мое сострадание ущерб моим нуждам?
А может, наоборот, мое сострадание к близким умаляет нужды других?
Не является ли мое сострадание импульсивным и беззаботным?
Оцениваю ли я, какая степень сострадания необходима в данной ситуации?
Согласовано ли это с потребностью того, к кому относится сострадание?
Не обижает ли его мое сострадание?
Не подавляет ли других мое сострадание? Уважительно ли оно?
Не даю ли я слишком много или слишком мало?
Не пользуются ли другие моей природной склонностью к состраданию?
Когда я вижу нуждающегося, не поступаю ли я опрометчиво, проявляя сострадание из чувства вины или жалости без разбору?
Не бывает ли так, что мое сострадание оборачивается во вред (если я, например, даю деньги на покупку чего-то нехорошего)?
Прилагаю ли я усилия, чтобы определить, в чем нуждается данный человек, и помочь ему наилучшим образом?
Задание на день:
Проявите ваше сострадание целенаправленно, на чьи-то конкретные специфические нужды.
День третий. Тиферес в Тиферес.
Сострадание в Сострадании
Сегодня семнадцатый день,
то есть две недели и три дня, омера.
Исследуйте аспект Сострадания в Сострадании – проявление сострадания и его интенсивность.
Истинное сострадание неограниченно. Оно не является лишь продолжением ваших ограниченных потребностей. Сострадание к другому достижимо благодаря отсутствию эгоизма: нужно поставить себя в ситуацию, в которой находится другой, пережить то, что он переживает.
Готов ли я к этому, в состоянии ли это сделать? Если нет, то почему?
Выражаю ли я то сострадание, которое есть в моем сердце?
Что не дает мне его выразить?
Может быть, я чересчур замкнут?
Сострадающе ли мое сострадание – направлено ли оно на других или нужно для самоудовлетворения?
Может быть, мое сострадание происходит от чувства вины, а не от истинной способности к сопереживанию?
Если это так, то как это отражается на качестве моего сострадания?
Проверьте себя: выражаете ли вы сострадание, даже если не чувствуете себя виноватым?
Может быть, мое сострадание коренится в чувстве долга?
Искренно ли мое сострадание или является лишь выполнением обязанности?
Является ли мое сострадание присущим мне от природы или выработанной привычкой? Я просто чувствую себя плохо, когда другие страдают? Или я в самом деле могу уделить время и внимание исследованию собственного сострадания, чтобы осознать его ограничения и формы выражения?
Как я выражаю свое сострадание?
Красиво ли мое сострадание?
Глубоко ли оно?
Включает ли оно остальные шесть элементов Тиферес, без которых сострадание останется реализованным не полностью?
Задание на день:
Проявите ваше сострадание по-новому, чтобы оно не зависело от ваших личностных ограничений. Выразите свое сострадание тому, к кому бывали несправедливы.
День четвертый. Нецах в Тиферес. Настойчивость в Сострадании
Сегодня восемнадцатый день,
то есть две недели и четыре дня, омера.
Является ли постоянным и последовательным мое сострадание?
Можно ли на него полагаться или оно непредсказуемо?
Превалирует ли оно над другими моими устремлениями?
Способен ли я на сострадание, даже когда я занят другими вопросами либо лишь в том случае, когда мне это удобно?
Готов ли я встать и пойти в бой за другого?
Задание на день:
В разгаре своего делового дня выберите момент, чтобы позвонить человеку, который нуждается в словах утешения. Защитите человека, который нуждается в сочувствии, даже если это повредит вашей популярности.
День пятый. Ойд в Тиферес.
Смирение в Сострадании
Сегодня девятнадцатый день,
то есть две недели и пять дней, омера.
Чтобы сострадание не было снисходительным, оно должно включать в себя смирение. Ойд – это признание того, что моя способность к состраданию не делает меня лучше, чем тот, на кого мое сострадание направлено. Это признание того, что Б-г, создав человека, который нуждается в сострадании, даровал мне способность сострадать. В сострадании нет места надменности.
Не ощущаю ли я свое превосходство из-за способности к состраданию?
Не смотрю ли я свысока на тех, кто нуждается в моем сострадании?
Есть ли во мне смирение и благодарность Б-гу за то, что Он даровал мне способность к состраданию?
Задание на день:
Проявите сострадание анонимно, не получая абсолютно никакой личной выгоды.
День шестой. Йесод в Тиферес.
Единение в Сострадании
Сегодня двадцатый день,
то есть две недели и шесть дней, омера.
Чтобы сострадание реализовалось в полной степени, оно нуждается в единении. Должен сформироваться канал взаимодействия между тем, кто отдает, и тем, кто получает. Это влияние должно быть взаимным, оно должно развиваться начиная с момента отдачи; связь должна быть устойчивой. В этом и состоит самый важный результат утешения.
Поддерживаете ли вы связь с человеком, по отношению к которому проявили сострадание, или «идете своей дорогой»?
Продолжается ли ваше взаимодействие после единичного акта сострадания?
Задание на день:
Постарайтесь, чтобы ваше сострадание способствовало построению устойчивых отношений.
День седьмой. Малхус в Тиферес.
Царское достоинство в Сострадании
Сегодня двадцать первый день,
то есть три недели, омера.
Исследуйте, насколько исполнено достоинства ваше сострадание. Чтобы сострадание было совершенным, включающим все остальные шесть аспектов, оно должно признавать и ценить чужой суверенитет. Оно должно повышать самооценку и чувство собственного достоинства как у того, кто проявляет сострадание, так и у того, по отношению к кому оно проявляется.
Проявляется ли мое сострадание достойным образом?
Проявляется ли величественность моего сострадания?
Укрепляет ли оно достоинство в другом?
Осознаю ли я, что, если я испытываю чувство собственного достоинства, проявляя сострадание, это отразится и укрепит достоинство того человека, на которого сострадание направлено?
Задание на день:
Вместо того чтобы просто дать пожертвование, помогите нуждающемуся, чтобы он смог в конце концов сам справиться со своими проблемами и тем самым укрепил бы чувство собственного достоинства.
Четвертая неделя:
Нецах. Постоянство, Стойкость,
Целеустремленность
Настойчивость и целеустремленность являются результатом сочетания решимости и упорства. Это баланс терпения, настойчивости и силы воли. Настойчивость также означает надежность и ответственность, которые обеспечивают безопасность и обязательность. Без постоянства никакое доброе начинание или намерение не имеет шанса на успех.
Обладать настойчивостью – значит быть живым, значит руководствоваться в жизни здоровыми и конструктивными целями. Это готовность бороться за то, во что веришь, готовность идти до конца. Без подобной целеустремленности любое начинание окажется бесплодным. Это энергия, исходящая изнутри, для которой не существует препятствий в достижении поставленных целей. Необходимо пристрастно изучить природу своей настойчивости, дабы убедиться в ее здоровом, продуктивном характере.
Спросите себя:
Насколько незыблема система моих ценностей?
Насколько я готов за них бороться?
Не переменчив ли я в своих решениях?
Чем я готов пожертвовать во имя моих ценностей?
Существует ли такая истина, за которую я готов отдать жизнь?
День первый. Хесед в Нецах.
Любовь в Настойчивости
Сегодня двадцать второй день,
то есть три недели и один день, омера.
Для того чтобы нечто обладало постоянством, необходимо, чтобы его любили. Нейтральная позиция или равнодушие приведут к ненадежности. Если вы затрудняетесь в выполнении обязательств, проверьте, насколько вы любите объект, требующий вашей обязательности, насколько вы им удовлетворены. Люблю ли я свою работу? Свою семью? Те решения, которые я принимаю?
Чтобы настойчивость была эффективной, приводила к успеху, она должна быть заботливой и любящей. Настойчивость без любви может привести к обратному результату. Ничем не подкрепленная настойчивость может оказаться грубой и агрессивной и будет отталкивать окружающих. Абсолютная решимость может сделать человека чересчур требовательным и категоричным.
Не лишает ли меня настойчивость гибкости?
Не делают ли меня напористость и решимость слишком навязчивым?
Не являюсь ли я чересчур требовательным?
Сотрудничают ли со мной окружающие (подчиненные, домашние, дети) под жестким напором и принуждением или из любви?
Может быть, моя настойчивость не является любящей?
Не расталкиваю ли я других, чтобы освободить себе дорогу?
Не считаю ли я, что цель оправдывает средства?
Ничто меня не остановит в достижении цели?
Когда я упорно преодолеваю препятствия на своем пути, остаюсь ли я любящим?
Когда я ограждаю себя и других от нездорового влияния, мною движет любовь или неприязнь (см. Вторая неделя, День первый)?
Задание на день:
Когда вы боретесь за то, во что верите, остановитесь на минуту, чтобы удостовериться, что делаете это с любовью.
День второй. Гвура в Нецах.
Дисциплина в Настойчивости
Сегодня двадцать третий день,
то есть четыре недели и два дня, омера.
Исследуйте дисциплину вашей настойчивости. Настойчивость должна направляться на продуктивные цели.
Сфокусированы ли моя настойчивость и решимость на формировании хороших привычек и разрушении плохих?
Есть ли для этого другие пути?
Моя настойчивость коренится в силе или в слабости?
Происходит ли она из глубокой уверенности или является результатом защиты?
Не является ли мое упорство результатом упрямства и нежелания признавать ошибки?
Не придерживаюсь ли я определенных решений просто потому, что не желаю их пересматривать?
Продолжая упрямо бездействовать, не наношу ли я тем самым вред своей решимости?
Задание на день:
Избавьтесь сегодня от одной дурной привычки.
День третий. Тиферес в Нецах.
Сострадание в Настойчивости
Сегодня двадцать четвертый день,
то есть три недели и три дня, омера.
Здоровая настойчивость, направленная на развитие хороших качеств и на преобразование плохих, всегда является сострадающей. Сострадание настойчивости отражает самую красивую ее сторону: твердую решимость помогать росту другого человека. Настойчивость без сострадания уводит в другом направлении, является эгоистичной. Необходимо, чтобы настойчивость была не только любящей по отношению к тем, кто заслуживает любви, но и сострадающей к тем, кому повезло в меньшей степени.
Достигают ли компромисса моя решительность и мое сострадание к другим?
Способен ли я подняться над своим эго и проявить сопереживание по отношению к соперникам?
Выражаю ли я признательность в случае победы?
Задание на день:
Будьте терпеливы и выслушайте человека, на которого у вас обычно терпения не хватает.
День четвертый. Нецах в Нецах.
Настойчивость в Настойчивости
Сегодня двадцать пятый день,
то есть три недели и четыре дня, омера.
Исследуйте аспект постоянства вашей настойчивости, ее выразительность и интенсивность. Каждый человек обладает силой воли и решительностью. Мы обладаем настойчивостью в гораздо большей степени, чем можем себе представить, и способны преодолеть самые трудные препятствия.
Спросите себя:
Не легкомыслен ли я?
Являюсь ли я постоянным и надежным?
Если я обладаю волей и решимостью, почему я такой непостоянный?
Не боюсь ли я проявлять свою настойчивость и способность к решительным действиям?
Не боюсь ли я пострадать от собственной решимости? Если боюсь, то почему?
Может быть, из-за неприятных событий в прошлом?
Может быть, вместо здоровой настойчивости у меня выработалось упрямство там, где оно излишне?
С большей ли стойкостью я переживаю отрицательные моменты, нежели положительные?
Не недооцениваю ли я свою выносливость?
Задание на день:
Займитесь всерьез выработкой новой хорошей привычки.
День пятый. Ойд в Нецах.
Смирение в Настойчивости
Сегодня двадцать шестой день,
то есть три недели и пять дней, омера.
Уступчивость – результат смирения – является основной составляющей постоянства. Упрямство зачастую может оказаться самым верным способом разрушить всё дело. Дуб, не способный согнуться под ураганным ветром, оказывается вырванным с корнем. Тростник, который уступает ветру и сгибается, остается целым и невредимым.
Знаю ли я, когда следует уступить не из-за страха, а потому, что я уверен в себе?
Почему я зачастую боюсь уступить?
Внутренняя сила питает настойчивость. Ойд в Нецах – это скромное признание того, что способность быть настойчивым происходит от души, которую Б-г дал каждому человеку. Это смирение не входит в противоречие с настойчивостью, поскольку сама настойчивость может быть бесконечной и безграничной из-за бесконечности и безграничности Б-жественной души.
Не приписываю ли я свой успех исключительно собственной силе и решительности?
Нет ли во мне убежденности в собственном всемогуществе из-за того, что я очень настойчив?
Где я черпаю силы, когда всё вокруг представляется в мрачном свете?
Задание на день:
Когда вы просыпаетесь, поблагодарите Б-га за то, что Он дал вашей душе исключительную мощь, чтобы выстаивать вопреки трудным обстоятельствам. Это позволит вам запастись энергией и силой на весь день.
День шестой. Йесод в Нецах.
Единение в Настойчивости
Сегодня двадцать седьмой день,
то е
сть три недели и шесть дней, омера.
Единение является одним из существенных аспектов настойчивости. Оно выражает вашу безусловную преданность человеку или опыту, с которым вы связаны, – преданность настолько сильную, что вы посвящаете всего себя поддержанию этой связи.
Настойчивость без тесной связи – не настойчивость.
Задание на день:
Чтобы проявить настойчивость в выполнении принятого решения, немедленно проникнитесь этим решением. Этого можно достичь, воплотив ваше решение в конкретное конструктивное дело или посвятив себя другому человеку.
День седьмой. Малхус в Нецах.
Царское достоинство в Настойчивости
Сегодня двадцать восьмой день,
то есть четыре недели, омера.
Независимость и чувство собственного достоинства – основа настойчивости. Только настойчивость, которая включает в себя все шесть перечисленных аспектов, является настойчивостью в полном смысле и утверждает величие человеческого духа.
Проникнута ли моя настойчивость чувством собственного достоинства?
Проявляются ли благодаря ей мои лучшие качества?
Когда я сталкиваюсь с трудностями, встречаю ли я их достойно – с высоко поднятой головой, уверенный в данной мне Б-гом силе, или они заставляют меня съежиться от страха?
Задание на день:
Боритесь за достойное дело.
Пятая неделя: Ойд.
Скромность, Великолепие
Если настойчивость – двигатель жизни, то скромность – это ее топливо. Так же, как Гвура (Дисциплина) фокусирует Хесед (Любовь), Ойд дает направление Нецах (Настойчивости). Смирение – это молчаливый партнер настойчивости. Его сила – в молчании. Его достоинство – в бездействии.
Скромность – и, как результат, смирение – не следует путать со слабостью и низкой самооценкой. Ойд – это скромность, благодарность (на иврите hода'а). Это выражение признательности Всевышнему. Это ясное видение самого себя, своих сильных сторон и признание того, что они не являются твоей собственностью, а даны тебе Всевышним для более высоких целей, чем лишь удовлетворение собственных нужд. Ойд – это скромность, это признание того, насколько ты мал, – что помогает тебе осознать, насколько великим ты можешь стать. И это вызывает трепет.
Настойчивость черпает энерг
ию из признания, смирения. Настойчивость всегда простирается настолько, насколько вы это допускаете. Если вы признаете, что ваши сильные стороны берут начало в Высшем источнике, то ваша настойчивость сможет выйти за пределы природных ограничений. Она будет черпать силы из Б-жественной настойчивости.
Полную чашу невозможно наполнить. Если вы заняты самим собой и собственными нуждами – «Я и более ничто», – ни для чего другого места не остается. Когда вы тратите себя на что-то большее, ваша способность к получению превосходит предыдущие рамки. Смирение – это ключ к выходу за собственные рамки. Только настоящая скромность дает силу быть полностью объективным.
Скромность – это чувствительность. Это здоровый стыд, который происходит от понимания, что вы можете быть лучше и что вы можете ожидать от себя большего.
Хоть смирение и молчаливо, оно не пусто. Это динамическое проявление жизни, включающее в себя все семь качеств – любовь, дисциплину, сострадание, настойчивость, скромность, единение и царское достоинство. Смирение активно, а не пассивно: это не состояние бытия, а взаимодействие – хотя безмолвное и, казалось бы, бездейственное.
День первый. Хесед в Ойд.
Любовь в Смирении
Сегодня двадцать девятый день,
то есть четыре недели и один день, омера.
Изучите любовь в вашем смирении. Здоровая скромность не является деморализующей – она приносит любовь и радость, а не страх. Если в скромности недостает любви, следует проверить, истинна ли она. Зачастую смирение можно перепутать с низкой самооценкой, которая и вызывает отсутствие любви.
Смирение приносит любовь, поскольку дает способность подняться над собой и полюбить другого. Высокомерие под видом любви означает себялюбие или, того хуже, восприятие другого как часть себя и распространение на него любви к самому себе.
Делает ли меня скромность более любящим и дающим?
Более открытым?
Или она подавляет и ограничивает меня?
Я скромен и счастлив или скромен и несчастен?
Задание на день:
Перед молитвой в смирении и благодарности ко Всевышнему дайте цдоку. Это усилит ваши молитвы.
День второй. Гвура в Ойд.
Дисциплина в Смирении
Сегодня тридцатый день,
то есть четыре недели и два дня, омера.
Смирение должно быть дисциплинированным и целенаправленным.
Когда мое смирение вынуждает меня идти на компромисс, а когда – нет?
Не остаюсь ли я подчас пассивным перед лицом зла под маской смирения?
Еще одним аспектом Ойд является Гвура: скромность подразумевает уважение и трепет перед человеком или переживанием, которые вызывают в вас смирение.
Если моя скромность чего-то хочет, не от того ли это, что я недостаточно уважаю другого?
Задание на день:
Сосредоточьтесь на вашем нежелании заниматься определенным делом и проверьте, насколько оно здорово и смиренно.
День третий. Тиферес в Ойд.
Сострадание в Смирении
Сегодня тридцать первый день,
то есть четыре недели и три дня, омера.
Проверьте, насколько ваше смирение сострадающе.
Делает ли меня моя скромность замкнутым и асоциальным или она проявляет себя в способности к сопереживанию?
Является ли мое смирение гармоничным?
Или оно приносит лишь неудобства?
Как смирение делает человека способным к состраданию, так же способность к состраданию делает человека скромным. Если у вас недостает смирения, постарайтесь проявлять сострадание.
Задание на день:
Выразите чувство смирения через акт сострадания.
День четвертый. Нецах в Ойд.
Настойчивость в Смирении
Сегодня тридцать второй день,
то есть четыре недели и четыре дня, омера.
Исследуйте силу и незыблемость вашего смирения.
Выдерживает ли мое смирение испытания?
Тверд ли я в своей позиции или пассивен под видом смиренности?
Смирение и скромность не должны вызывать ощущения слабости и неуверенности. Нецах в Ойд подчеркивает тот факт, что подлинное смирение не делает человека ковриком для вытирания ног – напротив, смирение дает силу и настойчивость.
Не воспринимается ли моя скромность как слабость?
Не пользуются ли этим окружающие?
Задание на день:
Продемонстрируйте силу вашего смирения, выступив инициатором или активным участником какого-нибудь хорошего начинания.
День пятый. Ойд в Ойд.
Смирение в Смирении
Сегодня тридцать третий день
то есть четыре недели и пять дней, омера.
Исследуйте смирение вашего смирения. В сердце каждого есть смирение и скромность – вопрос в том, насколько они осознанны.
Не боюсь ли я быть слишком смиренным?
Не маскируется ли моя скромность агрессивным поведением?
Научитесь развивать свое смирение, общаясь с людьми, которые чище вас, – так, чтобы скромность и смирение мотивировали ваш рост.
Смирение также следует проверять на истинность.
Смиренна ли моя смиренность?
А может, это лишь другое проявление высокомерия?
Не слишком ли я горжусь своей скромностью?
Не афиширую ли я ее?
Искренне ли мое смирение или оно нужно мне для достижения каких-то целей?
Не ожидаю ли я награды за мою скромность?
Задание на день:
Если вы в ссоре с любимым человеком, то подавите свои гордость и упрямство и помиритесь с ним.
День шестой. Йесод в Ойд.
Единение в Смирении
Сегодня тридцать четвертый день,
то есть четыре недели и шесть дней, омера.
Смирение не должно быть единственным качеством.
Оно должно проявляться в глубинной связи и преданности. Нет более сильной связи, чем связь, основанная на смирении.
Отделяет ли меня от других моя скромность или сближает?
Приносит ли результаты мое смирение?
А результаты, отсроченные на длительный период?
Создает ли мое смирение прочный фундамент, на котором можно строить?
Задание на день:
Используйте ваше смирение, чтобы построить что-то долговечное.
День седьмой. Малхус в Ойд.
Царское достоинство в Смирении
Сегодня тридцать пятый день,
то есть четыре недели и семь дней, омера.
Тот, кто ходит скромно, идет высоко.
Царское достоинство – это сущность смирения и скромности. Великолепие смирения чарующе и изысканно. Смирение, подавляющее человеческий дух и отрицающее индивидуальность и независимость, не является смирением вовсе.
Возникает ли благодаря моему смирению чувство собственного достоинства?
Дает ли мне мое смирение ощущение царственности?
Ощущаю ли я жизненную силу?
Задание на день:
Покажите кому-нибудь, насколько смирение и скромность укрепляют достоинство.
Окончание следует
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru