[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2006 ИЯР 5766 – 5 (169)
ТЕКСТ В КАРТИНЕ
Владимир Любаров
Деревня Перемилово
Город Щипок
Еврейское счастье
Местечко. Прошлогодний снег
Живопись, графика, иллюстрации. 1992–2004
Москва, 2005.
Покосившийся плетень, резной петушок на коньке мансарды, комковатая землистая дорога, на заднем плане – деревья и столбы электропередач, на переднем – мужик. Обычный деревенский мужик: под пиджаком рубаха с расстегнутым воротом, брюки заправлены в сапоги, квадратные очки подпирают кепку, на плече висит гармошка. Веселый такой, улыбается. Для деревенского нетипична только седоватая бородка (Петр не смог заставить деревню бриться, а коммунисты приучили!). С виду русский интеллигентный мастеровой, потомственный пролетарий. Это Владимир Любаров. Крупный, кто не знает, еврейский художник.
Впрочем, теперь знают, кажется, все.
Только что в Москве вышел роскошный альбом, в котором представлены основные живописные и графические циклы Любарова начиная с 1992 года: «Деревня Перемилово», «Город Щипок», «Еврейское счастье», «Местечко. Прошлогодний снег». Нечасто под одним переплетом встретишь директора Третьяковской галереи В. Родионова, арт-критиков В. Пацюкова и В. Мейланда, литературного критика Л. Аннинского, писателей В. Войновича и Л. Улицкую, режиссера М. Левитина, музыканта А. Макаревича… Все они – каждый на свой лад – утверждают: Любаров – наше национальное достояние. Впечатляет и перечень выставок в конце книги. Недавно, в феврале, к ним прибавилась еще одна.
С кем только не сравнивают Любарова! С Питером Брейгелем, Анри Руссо, Даниилом Хармсом, Марком Шагалом, Ильей Кабаковым… Кого только ни привлекают для объяснения феномена его творчества! Андерсена, Гоголя, Шолом-Алейхема, Башевиса-Зингера, Хлебникова, Набокова, Мандельштама…
Однако листаешь альбом – и впечатление от работ более скромное. Да, есть узнаваемый стиль, мастерство. Но чего-то не хватает. Чего же?..
Дело в том, что Любаров – иллюстратор, причем не только по образованию, но и по призванию, и по судьбе. Окончив Полиграфический институт, 1970–1980-е годы он провел в мире советской книжной графики. Иллюстрировал таких разных, но острых и парадоксальных авторов, как Вольтер и Гофман, Распе и Жюль Верн, Гоголь и Лем – всего более ста книг. А еще был главным художником журнала «Химия и жизнь» – одного из самых свободных в то время. В каменных джунглях советской догматики научно-популярный парадоксализм был оазисом свободы, и художник подобного типа должен был уметь выразить его изобразительными средствами. Иначе говоря, внутренняя афористичность изображений имела словесную опору, некую, если угодно, скрытую программность.
Станковой живописью Любаров занялся лишь в начале 1990-х. Однако не всякому иллюстратору дано быть самоценным художником: эстетику изменить непросто. И вот перед нами цикл работ «Русские идиомы». «Всех собак навесить»: стоит мужик в дырявых портках, а на нем висят разные собаки. «Не руби сук, на котором сидишь»: сидит мужик на суку, в правой руке топор, которым он рубит сук. Для художника прямолинейно. Для иллюстратора – в самый раз.
Любаров был и остается книжным художником. Ему нужна литературная опора. Не случайно и циклы свои он снабжает историями-пояснениями. Не случайно вернулся к литературе и создал в последние годы цикл «Местечко. Прошлогодний снег» по мотивам произведений Шолом-Алейхема. И не случайно проницательная Л. Улицкая замечает по поводу работ Любарова: «Текст не написан, но он содержится незримо в самой картине».
Верность творца своему призванию позволяет оценить его истинный масштаб.
Михаил Не-Коган
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru