[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2006 ИЯР 5766 – 5 (169)
моше
Илана Арци
Продолжение. Начало в № 1–4, 2006
КОЙРАХ
«В каждом спорщике есть
хотя бы частичка Койраха».
Койрах – правнук Леви.
Колено Леви стойко выдержало все испытания: презрело идолопоклонство, золотого тельца не отливало, разведчиков не посылало, но самый богатый левит Койрах их репутацию всё-таки подмочил.
Захотелось ему славы и почета. Ну разве не обидно, не досадно – какой-то младший двоюродный брат отхватил место Князя в колене Леви?
Койрах – первый революционер, одевший всех своих соратников в талисы цвета тхелет (голубой). А добывается краска из баснословно дорогого и редкого моллюска хилазон.
Накинули они на себя голубые талисы и пришли к Моше.
– Ну, сын Амрама, скажи нам: нуждаются ли наши талисы в цицис? Ведь здесь не одна голубая нитка?
– Да, конечно. Но дело не в цвете, а в форме. Квадратные покрывала окаймляются цицис.
– А в доме, полном свитков Торы, должна быть мезуза? Там же только отрывок из «Шма»?
– Разумеется. Это заповедь Творца.
– Но Творец обитает среди нас, и вся община свята!
Даешь РАВЕНСТВО и БРАТСТВО!
(Раздавать свои богатства Койрах не собирался.)
– Мы все и так братья, все и так равны. Я буду главный. С какой стати всю власть захватили Аарон и Моше?
– Долой самозванцев и узурпаторов!
– Тише, тише! Поостыньте немного. Утро вечера мудренее. Завтра Ашем укажет, кто истинно свят.
«Раздачей слонов» занимался не Моше, а Всевышний.
– Аарон здесь ни при чем, а Койрах со товарищи восстал против Ашема.
Позовите мне сыновей Элиава: Датана и Аверама.
– Не желают-с.
– Где же, скажи, земля, страна, текущая молоком и медом? Где наши поля и виноградники? А ты еще и властвовать хочешь!
– Завтра возьмите совки, положите на них огонь, а сверху смесь благовоний.
Тот, кого изберет Творец, свят.
– Полно вам, сыны Леви! Выделил вас Всевышний, приблизил к Себе для совершения службы в Шатре откровения. Вы же просите еще и священнослужения!
Земля открыла недра свои и поглотила бунтовщиков. А с неба пал огонь на совки и сжег 250 человек – сообщников Койраха.
– Расступись народ: Койрах под землю идет.
Только потомок первосвященника Аарона имеет право воскурять смесь благовоний перед Б-гом.
Люди продолжали роптать.
Тогда Ашем предложил выход:
– Возьми от каждого колена именные посохи. На посохе от твоего колена будут два имени: Леви и Аарон. Положи эти посохи в Шатре откровения перед Ковчегом завета.
Двенадцать сухих палок положил Моше и ушел.
На утро посох Аарона не только покрылся почками и зазеленел, но и расцвел; а еще на нем созрел миндаль.
Вынес Моше посохи к народу, их разобрали. А посох Аарона Ашем велел хранить.
В назидание строптивым сынам.
В заслугу Аарона евреев в пустыне окружали облака Славы.
В заслугу его сестры Мирьям за ними по пустыне шел колодец с ключевой водой. После смерти Мирьям он скрылся в Тивериадском море; сегодня это озеро Кинерет.
В заслугу Моше выпадал ман – чудесный хлеб.
ОБЛАКА СЛАВЫ
Что такое, что случилось? Нещадно палит солнце, песок жжет ноги...
Ой, исчезли ОБЛАКА СЛАВЫ!
Аарон! Где ты?
Он умер на горе Ор. Облака были даны Б-гом в его честь. Нет теперь с нами этого великого праведника. Кто ж нас теперь мирить будет?
И оплакивал народ Аарона тридцать дней.
МЕДНЫЙ ЗМЕЙ
Вот и пределы сыновей Эсава – Эдом.
– Разрешите пройти по вашей земле, – просят евреи. – Виноградников ваших не тронем, на верблюдов наденем намордники. Даже воды из ваших колодцев пить не будем.
– Нет! Не пройдете!
Пришлось обходить это царство. Утомились. Зароптали на Моше:
– Зачем вывел нас из Египта? Воды нет! Хлеба нет! Только один ман.
Опять бунт.
Ашем наслал на строптивцев ядовитых змей: пусть змеи покарают этих неблагодарных людей за дурной язык! Им, видите ли, не нравится ман... А ведь он на вкус может быть самым разным!
– Змеи! Змеи! Жалят нас! Моше, спаси, помолись! – просили евреи в ужасе от нашествия ползучих гадов.
Моше обратился к Всевышнему и получил инструкцию:
– Сделай змея, укрепи его на шесте. Всякий ужаленный, взглянув на него, выздоровеет.
Изготовил Моше змея из меди. Почему? Змей на иврите – нахаш, а медь – нехошет.
Ужаленные люди смотрели на змея и исцелялись.
Подступили евреи к границам эморейцев.
Направили послов к Сихону – тамошнему царю:
– Пропусти нас, столбовой дорогой пройдем по твоей земле, ни травинки не вытопчем.
Но Сихон собрал весь народ и послал его воевать против евреев. Почему? Да потому, что все цари Кнаана платили хозяину «буферной зоны» дань за охрану своих границ. Вот Сихон никого и не пропускал. Большие деньги получал за это.
Эморейцы засели в пещерах на берегу реки Арнон.
Ашем сотворил чудо – с противоположного берега выступы скал вошли в отверстия пещер и раздавили всё воинство. Когда евреи прошли, горы вернулись на прежние места.
Поток Арнона вынес к их ногам трупы врагов. Евреи запели хвалу Ашему.
Снова препятствие – город Башан. Правил в нем царь Ог.
Бой.
Победа! Овладели евреи и этой землей.
Расположились станом в степях Моава против города Йерехо, что по ту сторону реки Йарден.
БАЛАК И БИЛАМ
Может, хоть с царем Моава договоримся?
Нет.
Балак сильно испугался пришельцев, лихо разгромивших «непобедимых» Сихона и Ога. Быстренько заключил мир и оборонительный союз против евреев с недавним недругом – царем Мидьяна.
Потом созвал на совет мидьянских старейшин:
– Предводитель евреев жил у вас в Мидьяне. Что он за человек?
– Его сила в устах, то есть в молитве.
– Хорошо. Мы выставим против него человека, сила которого тоже в устах!
Позвать Билама! Пусть придет и проклянет этот народ!
Отправилась делегация старейшин Моава и Мидьяна к Биламу.
– Переночуйте у меня. Утром дам ответ.
Ашем спросил Билама:
– Кто эти люди у тебя?
– Это посланники царя Балака, который правит в Моаве. Просят евреев проклясть.
– Не ходи с ними!
– Тогда я отсюда прокляну.
– Не проклинай!
– Тогда я их благословлю.
– И этого не надо! Они уже и так благословенны.
Утром Билам сказал старейшинам:
– Ашем не разрешил идти с вами.
Посылает Балак более представительную делегацию.
– Наш царь обещает тебе почести великие, если проклянешь этот народ.
– Даже если Балак даст мне дом, полный серебра и золота, не смогу ударить палец о палец без разрешения Ашема. Отдохните, поспите. Утром я вам отвечу.
Ночью Ашем сказал Биламу:
– Иди с ними, но говорить будешь то, что я тебе прикажу.
Утром Билам сел на ослицу и поехал с князьями к Балаку.
Продолжение следует
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru