[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2006 ИЯР 5766 – 5 (169)

 

моше

Илана Арци

Продолжение. Начало в № 1–4, 2006

 

КОЙРАХ

«В каждом спорщике есть

хотя бы частичка Койраха».

Койрах – правнук Леви.

Колено Леви стойко выдержало все испытания: презрело идолопоклонство, золотого тельца не отливало, разведчиков не посылало, но самый богатый левит Койрах их репутацию всё-таки подмочил.

Захотелось ему славы и почета. Ну разве не обидно, не досадно – какой-то младший двоюродный брат отхватил место Князя в колене Леви?

Койрах – первый революционер, одевший всех своих соратников в талисы цвета тхелет (голубой). А добывается краска из баснословно дорогого и редкого моллюска хилазон.

Накинули они на себя голубые талисы и пришли к Моше.

– Ну, сын Амрама, скажи нам: нуждаются ли наши талисы в цицис? Ведь здесь не одна голубая нитка?

– Да, конечно. Но дело не в цвете, а в форме. Квадратные покрывала окаймляются цицис.

– А в доме, полном свитков Торы, должна быть мезуза? Там же только отрывок из «Шма»?

– Разумеется. Это заповедь Творца.

– Но Творец обитает среди нас, и вся община свята!

Даешь РАВЕНСТВО и БРАТСТВО!

(Раздавать свои богатства Койрах не собирался.)

– Мы все и так братья, все и так равны. Я буду главный. С какой стати всю власть захватили Аарон и Моше?

– Долой самозванцев и узурпаторов!

– Тише, тише! Поостыньте немного. Утро вечера мудренее. Завтра Ашем укажет, кто истинно свят.

«Раздачей слонов» занимался не Моше, а Всевышний.

– Аарон здесь ни при чем, а Койрах со товарищи восстал против Ашема.

Позовите мне сыновей Элиава: Датана и Аверама.

– Не желают-с.

– Где же, скажи, земля, страна, текущая молоком и медом? Где наши поля и виноградники? А ты еще и властвовать хочешь!

– Завтра возьмите совки, положите на них огонь, а сверху смесь благовоний.

Тот, кого изберет Творец, свят.

– Полно вам, сыны Леви! Выделил вас Всевышний, приблизил к Себе для совершения службы в Шатре откровения. Вы же просите еще и священнослужения!

Земля открыла недра свои и поглотила бунтовщиков. А с неба пал огонь на совки и сжег 250 человек – сообщников Койраха.

– Расступись народ: Койрах под землю идет.

Только потомок первосвященника Аарона имеет право воскурять смесь благовоний перед Б-гом.

Люди продолжали роптать.

Тогда Ашем предложил выход:

– Возьми от каждого колена именные посохи. На посохе от твоего колена будут два имени: Леви и Аарон. Положи эти посохи в Шатре откровения перед Ковчегом завета.

Двенадцать сухих палок положил Моше и ушел.

На утро посох Аарона не только покрылся почками и зазеленел, но и расцвел; а еще на нем созрел миндаль.

Вынес Моше посохи к народу, их разобрали. А посох Аарона Ашем велел хранить.

В назидание строптивым сынам.

В заслугу Аарона евреев в пустыне окружали облака Славы.

В заслугу его сестры Мирьям за ними по пустыне шел колодец с ключевой водой. После смерти Мирьям он скрылся в Тивериадском море; сегодня это озеро Кинерет.

В заслугу Моше выпадал ман – чудесный хлеб.

ОБЛАКА СЛАВЫ

Что такое, что случилось? Нещадно палит солнце, песок жжет ноги...

Ой, исчезли ОБЛАКА СЛАВЫ!

Аарон! Где ты?

Он умер на горе Ор. Облака были даны Б-гом в его честь. Нет теперь с нами этого великого праведника. Кто ж нас теперь мирить будет?

И оплакивал народ Аарона тридцать дней.

 

МЕДНЫЙ ЗМЕЙ

Вот и пределы сыновей Эсава – Эдом.

– Разрешите пройти по вашей земле, – просят евреи. – Виноградников ваших не тронем, на верблюдов наденем намордники. Даже воды из ваших колодцев пить не будем.

– Нет! Не пройдете!

Пришлось обходить это царство. Утомились. Зароптали на Моше:

– Зачем вывел нас из Египта? Воды нет! Хлеба нет! Только один ман.

Опять бунт.

Ашем наслал на строптивцев ядовитых змей: пусть змеи покарают этих неблагодарных людей за дурной язык! Им, видите ли, не нравится ман... А ведь он на вкус может быть самым разным!

– Змеи! Змеи! Жалят нас! Моше, спаси, помолись! – просили евреи в ужасе от нашествия ползучих гадов.

Моше обратился к Всевышнему и получил инструкцию:

– Сделай змея, укрепи его на шесте. Всякий ужаленный, взглянув на него, выздоровеет.

Изготовил Моше змея из меди. Почему? Змей на иврите – нахаш, а медь – нехошет.

Ужаленные люди смотрели на змея и исцелялись.

Подступили евреи к границам эморейцев.

Направили послов к Сихону – тамошнему царю:

– Пропусти нас, столбовой дорогой пройдем по твоей земле, ни травинки не вытопчем.

Но Сихон собрал весь народ и послал его воевать против евреев. Почему? Да потому, что все цари Кнаана платили хозяину «буферной зоны» дань за охрану своих границ. Вот Сихон никого и не пропускал. Большие деньги получал за это.

Эморейцы засели в пещерах на берегу реки Арнон.

Ашем сотворил чудо – с противоположного берега выступы скал вошли в отверстия пещер и раздавили всё воинство. Когда евреи прошли, горы вернулись на прежние места.

Поток Арнона вынес к их ногам трупы врагов. Евреи запели хвалу Ашему.

Снова препятствие – город Башан. Правил в нем царь Ог.

Бой.

Победа! Овладели евреи и этой землей.

Расположились станом в степях Моава против города Йерехо, что по ту сторону реки Йарден.

 

БАЛАК И БИЛАМ

Может, хоть с царем Моава договоримся?

Нет.

Балак сильно испугался пришельцев, лихо разгромивших «непобедимых» Сихона и Ога. Быстренько заключил мир и оборонительный союз против евреев с недавним недругом – царем Мидьяна.

Потом созвал на совет мидьянских старейшин:

– Предводитель евреев жил у вас в Мидьяне. Что он за человек?

– Его сила в устах, то есть в молитве.

– Хорошо. Мы выставим против него человека, сила которого тоже в устах!

Позвать Билама! Пусть придет и проклянет этот народ!

Отправилась делегация старейшин Моава и Мидьяна к Биламу.

– Переночуйте у меня. Утром дам ответ.

Ашем спросил Билама:

– Кто эти люди у тебя?

– Это посланники царя Балака, который правит в Моаве. Просят евреев проклясть.

– Не ходи с ними!

– Тогда я отсюда прокляну.

– Не проклинай!

– Тогда я их благословлю.

– И этого не надо! Они уже и так благословенны.

Утром Билам сказал старейшинам:

– Ашем не разрешил идти с вами.

Посылает Балак более представительную делегацию.

– Наш царь обещает тебе почести великие, если проклянешь этот народ.

– Даже если Балак даст мне дом, полный серебра и золота, не смогу ударить палец о палец без разрешения Ашема. Отдохните, поспите. Утром я вам отвечу.

Ночью Ашем сказал Биламу:

– Иди с ними, но говорить будешь то, что я тебе прикажу.

Утром Билам сел на ослицу и поехал с князьями к Балаку.

Продолжение следует

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru