[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2006 НИСАН 5766 – 4 (168)
МОШЕ
Илана Арци
Продолжение. Начало в №1–3, 2006
ИТРО
«…Услышал Итро, правитель Мидьяна,
тесть Моше, обо всем, что сделал Всесильный для Моше и для Израиля, народа Своего…»
(Брейшис, 18:1)
На следующий день после Йом Кипура, когда Моше спустился с горы Синай с новыми скрижалями, прибыл гонец от Итро:
– Твой тесть идет к тебе, и твоя жена с ним, и оба ее сына.
Моше вышел навстречу. Вместе с ним – старший брат Аарон с сыновьями Надавом и Авиву. Следом шли старейшины, а за ними весь народ.
Итро были оказаны почести, каких не знал ни один царь.
Моше поклонился до земли и поцеловал своего тестя, жену и детей. Пригласил в шатер, сам прислуживал, не смея присесть. Рассказывал о чудесах, которые совершил Ашем с фараоном и египтянами на суше и на море.
Итро сказал:
– Благословен Б-г, Который избавил вас от рук фараона и египтян.
Может быть, искренне радовался Итро избавлению евреев, но внутри скорбел о гибели Мицраима, так как был потомком Агари-Кетуры, дочери фараона.
Есть пословица: «При прозелите, даже в десятом поколении, не говори дурно об иноверце!»
Все старейшины во главе с Аароном пришли в шатер Моше разделить с Итро праздничную трапезу.
Назавтра Моше сел на камень и принялся разбирать тяжбы.
И стояла к нему очередь от рассвета и до заката.
Удивился Итро: ведь один час справедливого суда равноценен целому дню изучения Торы:
– Что ты делаешь? – спросил. – Почему сидишь один, а весь народ стоит перед тобой? Неправильно. Народ измучишь и себя.
– Люди приходят ко мне вопрошать Всесильного. Я толкую им законы.
– Послушай меня. Выбери себе помощников. Людей, боящихся Б-га, дельных, не терпящих корысти, – десятников, сотников, тысячников. Простые вопросы будут решать они, а сложные – ты.
Моше последовал доброму совету.
Долго упрашивал своего тестя остаться, но наконец отпустил, и тот отправился на родину обращать в иудейство членов своей семьи.
ШАТЕР ОТКРОВЕНИЯ
«В первом месяце второго года
после исхода сынов Израиля из Египта
был воздвигнут шатер».
(Шмойс, 40:17)
«И когда поднималось облако
над шатром – отправлялись
сыны Израиля во все странствия свои…»
(Шмойс, 40:36)
Люди наперегонки несли на строительство переносного Храма – Шатра откровения – все свои сокровища: золото, серебро, медь, шерсть, лен, кожи…
Старейшины высокомерно выжидали, говоря:
– Мы донесем то, чего не хватит.
Но всего оказалось в достатке. Вот тогда-то старейшины и принесли драгоценные камни для нагрудника первосвященника.
Женщины пожертвовали самое милое их сердцу из того, что у них было, – медные зеркала.
Моше возмутился:
– Зеркала используются для легкомысленных вещей!
Но Ашем сказал:
– Это Мне дороже всего. При помощи этих зеркал праведницы украшали себя и бежали в поле к мужьям, чтобы народ не исчез. Возьми эти зеркала и сделай сосуд для омовения коэнам рук и ног.
Народ потребовал от Моше отчета за каждую ворсинку, что сдали на Храм.
РАЗВЕДЧИКИ
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше:
Пошли от себя людей,
чтобы высмотрели
они страну Кнаан, которую Я даю
сынам Израиля, по одному от… колена».
(Бемидбар, 13:1,2)
В пустыне евреи жили вольготно: хлеб – «манна небесная» вкуса мяса, рыбы, сыра – сама на голову падает. В пятницу вообще двойная порция. Правда, падает не для всех одинаково. Праведнику – готовая и у порога, «среднему» – полуфабрикат и в пределах стана, а «злодею» – за «кудыкиной горой» в виде твердых зерен.
Одежда на теле вырастает, не пачкается и не рвется.
Колодец Мирьям с чистейшей родниковой водой, как собачонка, за станом бегает.
Облака Славы от зноя закрывают и дорогу ровняют.
Где разобьют лагерь, сразу место становится оазисом. Красота!
Никаких тебе хлопот, никаких забот – только учи Тору и в ус не дуй.
Надо притормозить с походом в неизвестную землю. А то еще воевать придется. Кто же это пустит жить в свои пределы просто так? Что-то надо придумать.
Может, послать разведчиков, да таких, чтобы они ту землю, «текущую молоком и медом», оговорили? И чтобы люди не пошли за Моше? И вообще – кто он есть? Что себе позволяет?
К шатру Моше подкатила толпа и стала вопить:
– Надо высмотреть землю, куда идем!
Моше запросил высшую инстанцию:
– Что делать?
– Тебе надо? Посылай!
Каждое колено выделило по представителю.
А колено Леви никогда не служило идолам, в создании золотого тельца не участвовало, шабос не нарушало и разведчиков от себя не послало. Всё равно никакого надела в Святой земле им не было положено.
ИОВ
Иов, сын Эсава, был женат на дочери Яакова Дине. «Премьер-министр» Египта, Иосиф, взял его в штат к фараону.
Фараон созвал совет, на котором решался вопрос: что делать с евреями?
Там присутствовали Билам, Итро и Иов.
Итро:
– Отпустить.
Билам:
– Не отпускать! Ни в коем случае.
Иов – тихоня – промолчал. За что и поплатился в будущем.
Итро и Иову пришлось бежать из Египта.
Умер Иов в Кнаане – как раз тогда, когда туда пришли разведчики Моисея. И все жители этой земли были заняты похоронами великого праведника. И было им не до чужаков. Так сделал Ашем.
Двенадцать разведчиков бродило по Кнаану.
Десять (община злодеев) – те самые, что из лучших побуждений решили уговорить народ остаться в пустыне, а двое – праведники: Иеошуа и Калев.
Без правды ложь не устоит. Срезали злодеи гигантскую гроздь винограда. Повесили на шесты и понесли вдесятером. А еще – громадный инжир и гранат неслыханных размеров. Калев и Иеошуа не взяли ничего.
Сорок дней находились разведчики в Кнаане. Видели анаким – великанов, города-крепости. Но всё время головы их сверлила мысль: как повернуть рассказ, чтоб люди испугались.
Когда вернулись в стан, влезли на повозку. Показали фрукты-мутанты.
Про великанов не забыли.
Иеошуа рта раскрыть не дали.
Калева тоже очень быстро с телеги столкнули.
Народ взвыл:
– Ой! Нам, несчастным, лучше умереть в пустыне!
«Мера – за меру»: за каждый день разведки – сорок лет изгнания в пустыне.
За поклеп на Святую землю злодейская десятка получила особое наказание: языки у них превратились в гигантских змей и сожрали своих хозяев.
Но и это еще не всё!
За то, что наши предки 9 ава поверили злодеям и плакали без повода, у нас – их потомков – теперь всегда есть ужасная причина плакать в этот день.
Продолжение следует
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru