[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2006 НИСАН 5766 – 4 (168)

 

2.IV

200

Габриель Риссер. Первый среди равных

Габриель Риссер был одним из самых видных борцов за равноправие евреев в Германии. Его карьера началась с того, что по религиозным соображениям ему отказали в лицензии на адвокатскую практику. В 1848 году Риссер стал членом революционного парламента, затем – вице-президентом муниципального совета Гамбурга и, наконец, в 1860 году Риссер стал первым судьей-евреем в истории Германии.

Габриель Риссер родился 2 апреля 1806 года в Гамбурге в известной раввинской семье. Его дед по материнской линии – Рафаил бен Иекутиэл Коген, большой противник идей Мозеса Мендельсона, был главным раввином Альтоны, Гамбурга и Вандсбека. А отец Яков Лацарус – секретарем гамбургского бейс-дина и, в отличие от тестя, сторонником реформ в иудаизме.

Наряду с домашним, Габриель получил и традиционное светское образование, окончив юридический факультет Гейдельбергского университета. Его происхождение для немецкого общества того времени было плохой рекомендацией, однако по окончании университета Риссер сразу же получил предложение занять место приват-доцента в этом знаменитом учебном заведении. Впрочем, с одним условием: молодой человек должен был отказаться от религии предков и принять христианство. Риссер отклонил это предложение. По тем же причинам религиозного характера его не допустили к чтению лекций в Йенском университете и не дали войти в гамбургское сообщество адвокатов.

Риссер был вынужден как-то зарабатывать на жизнь и обратился к публицистической и общественной деятельности, которая в первое время касалась исключительно еврейского вопроса в Германии. В 1830-х годах он издавал журнал «Еврей» на немецком языке, на страницах которого выступал горячим сторонником эмансипации евреев, будя чувство самоуважения в своих соплеменниках. Основным доводом Риссера было утверждение, что евреи Германии отличаются от немцев лишь в религиозном отношении, то есть составляют отдельную религиозную, но отнюдь не этническую группу, что жизнь на немецкой земле в течение многих поколений сделала евреев одним из немецких племен. Однако он не одобрял обретения евреями равноправия ценой отказа от веры предков, считая такой путь ложью, лицемерием и подлостью. «Бесчестен сын, стыдящийся своего отца, – повторял он. – Бесчестно поколение, стыдящееся своего прошлого!»

Выступления публициста вызывали широкий общественный резонанс не только в еврейской среде, но и среди немцев, и Риссер старался, как мог, использовать свое влияние. В начале 1830-х годов он проводит свою первую кампанию за эмансипацию немецких евреев. Выдвинув требование отменить дискриминационные статьи конституции, Риссер пишет по этому поводу петицию к гамбургскому Сенату и организует сбор подписей. Но эта кампания спровоцировала антиеврейские беспорядки 1835 года, что заставило Риссера покинуть Гамбург. Он переехал во Франкфурт-на-Майне и следующие четыре года провел там, продолжая бороться против бесправия немецких евреев. Правда, столь же безуспешно. В 1840 году Риссер вернулся в Гамбург, и ему предложили стать нотариусом – одним из двух евреев, традиционно допускаемых на эту должность. Риссер принял пост, однако его позиция как общественного деятеля не изменилась ни на йоту. Он издал свои «Еврейские письма», сотрудничал с немногочисленной либеральной немецкой прессой, а когда в 1843 году Риссера всё же приняли в сословие адвокатов – правда, не в Гамбурге, а во Франкфурте, – его выступления в суде как в защиту евреев, так и в защиту немецких бедняков превратили Риссера в самого известного еврея Германии.

Год 1848-й вошел в историю как год потрясений в политической жизни западноевропейских стран – в Германии, Австрии и Италии произошли революции, приведшие к демократическим переменам в государственном управлении. Следствием общего освободительного движения было и провозглашение гражданского равноправия евреев. Габриель Риссер занял место во франкфуртском учредительном парламенте. 21 декабря 1848 года было провозглашено, что пользование основными гражданскими и политическими правами не может быть обусловлено или ограничено вероисповеданием: в принятии этого документа есть и заслуга Риссера. Прусская конституция 1850 года признала этот принцип, а примеру Пруссии последовали другие германские государства. Но в действительной жизни всё было намного сложнее, и равноправие евреев упрочилось лишь к 1871 году.

В 1850-х годах Габриель Риссер оставил политику и отправился в длительное путешествие по Европе и США: он был потрясен положением негров-рабов в стране «величайшей демократии мира».

В последние годы жизни заслуги Риссера перед Германией и еврейским народом получили признание. В 1859 году его в качестве заместителя председателя избрали в гражданскую палату Гамбурга, а в 1860-м он стал членом Верховного суда, заняв немыслимое до того времени положение для еврея в Германии. Немецкие евреи видели в Риссере героя, в его честь чеканились медали и составлялись благодарственные адреса. А после его смерти, 22 апреля 1863 года, было создано общество для увековечивания его памяти.

Василий Максимов

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru