[<<Возрождение] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2006 НИСАН 5766 – 4 (168)
«С чего начинается родина» в идишской интерпретации Псоя Короленко
10 и 11 февраля в клубе «Gogol’» Псой Галактионович Короленко представил свой новый диск «С чего начинается родина?».
Новый проект создавался в рамках творческого объединения NOS, что на многих европейских языках означает «мы», в том числе и на идише, на котором Псой Короленко перепел советские песни, составившие его новый диск.
Когда готовишься слушать Псоя Галактионовича, ожидать можно чего угодно. И правда, столько всего может «накрутить» этот перформансист! Павел Эдуардович Лион, как «в миру» зовут Короленко, профессиональный филолог, преподаватель МГУ, часто иронизирует над советской эпохой, КСП, русским роком. В своем творчестве смешивает французский шансон, бардовскую традицию и городской романс, порой перемежая всё это музыкой восточноевропейских евреев – клейзмером.
На его концертах часто кажется, что вот-вот кто-то встанет и заорет, как на патриотическом митинге: «Псой Галактионович, не трожь святое!» «Пиарит» Псоя Независимая продюсерская группа с красноречивым названием «BAd TaStE» («Плохой вкус»). На этот раз Короленко выступал не с собственноручно созданным инструментом «Гармоха», переделанным из синтезатора-самоиграйки, а собрал целый коллектив профессиональных музыкантов: кларнет, скрипка, аккордеон, клавиши, бас, ударные.
Кларнетист Геннадий Фомин заиграл «Дер Гасн Нигн», пожалуй, самую известную еврейскую мелодию, «стандарт» клейзмер-музыки, которая плавно сменилась «Ун ву из дер онхейб фун Фотерланд», как на идише звучит название «С чего начинается родина». Без этой песни так же трудно представить советскую эпоху, как музыку клейзмер – без витиеватого кларнета. Мелодия полетела по залу, смешиваясь с клубами табачного дыма и вызывая не ностальгию (возраст большинства зрителей не превышал 25 лет), а чувство удивления и неожиданности. В ней не осталось и следа какой-либо идеологии. Песня больше не принадлежала советской эпохе. Всё то мрачное и страшное, что стойко ассоциировалось с эпохой, осыпалось сигаретным пеплом на дощатый пол клуба, под ноги новому поколению.
Псой Галактионович то едва ли не плакал вместе с кларнетом, когда пел песню «Журавли» (памятную по неподражаемому исполнению Марка Бернеса), то пускался в пляс под «Травы, травы, травы» или песню из кинофильма «Семнадцать мгновений весны», характерным «еврейским» жестом щепоткой пальцев оттягивая отсутствующую жилетку. Даже детская песенка про крошку енота звучала, как на еврейской свадьбе где-нибудь в Одессе во времена Бени Крика.
Ваня Жук, блюзовый гитарист и лидер собственного проекта «Наеховичи», перед началом посетовал, что мало места для танцев, и порекомендовал зрителям «потанцевать у себя в воображении». После первой песни про «дорогу в Таганрог» он уже удивлялся, как на маленьком пятачке у сцены может поместиться столько пляшущих зрителей.
Newsinfo
26 февраля в ходе рабочего визита в Брюссель лидера Социалистической партии Украины Александра Мороза прошла его встреча с совершающим поездку по странам Европы главным раввином Украины Азриэлом Хайкиным. Политик и раввин встретились в Европейском раввинском центре, одним из основателей которого является раввин Хайкин.
Исполнительный директор Европейского раввинского центра Леви Матусов познакомил гостей из Украины с деятельностью Центра. Во время беседы обсуждались актуальные вопросы развития еврейских общин в Украине, проблемы борьбы с антисемитизмом и ксенофобией, большое внимание было уделено парламентским выборам в Украине.
Александр Мороз подчеркнул: Социалистическая партия Украины всегда уделяла и впредь будет уделять внимание развитию толерантности и взаимоуважения между всеми этноконфессиональными группами Украины, а борьба с ксенофобией, межрелигиозной и межнациональной нетерпимостью является твердой позицией возглавляемой им партии.
А. Пинскер
[ << Назад ] [ Содержание ]
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru