[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2006 АДАР 5766 – 3 (167)
Вне схемы
Симон Джекобсон
Мы должны верить в свободу воли:
у нас нет выбора.
Древнее изречение
Наш мир: предсказуем он или нет? Случаен он или подчинен Замыслу? Предопределена ли наша судьба?
На первый взгляд может показаться, что ответ на эти вопросы имеет отношение к вере в Б-га. Если мы принимаем Б-га как Творца вселенной, то сотворение вселенной, несомненно, отвечало цели и плану. Если же мы отвергнем такую предпосылку, то наше бытие с таким же успехом может объясняться результатом случайного набора обстоятельств, не подчиненных никакому плану и направлению.
Религия точно так же опирается на четко зафиксированную, даже абсолютную структуру – неизменные законы, которыми определяется и регулируется наше поведение. Многие светские мыслители, напротив, придерживаются релятивистского подхода, отрицающего непреложные правила.
Однако рано или поздно становится понятно, что эти два подхода невозможно четко отделить друг от друга; они пересекаются. Даже если следовать логике случайного выбора, то согласимся: в нашей вселенной правят на редкость твердые законы. Какую область ни взять – от физиологии до космогонии, – невозможно не признать, что мы живем в мире фундаментальных систем, управляемых строго определенными и неизменными законами (так называемыми «законами природы»). А вера в Б-га и религия предполагают, что существует свобода воли, что наш выбор не предопределен, наше будущее может оказаться удивительным и непредсказуемым.
Конечно, можно привести сильный аргумент: мир, управляемый «законами природы», непроницаем, в нем нет места для случайности. Еще до появления теории вероятности француз Лаплас и другие ученые писали: если бы мы имели исчерпывающие знания о всяком явлении, то могли бы точно предсказывать все события, которым еще предстоит случиться. Поскольку же мы живем в мире причинном, где действует причинно-следственная связь, то для подлинно случайных явлений места не остается. Иными словами, случайность и вероятность не являются объективно измеримыми величинами, а скорее представляют собой меру нашего незнания. Подбрасывание монеты, к примеру, не обязательно приводит к случайному результату: если мы всё знаем о форме и весе монеты, силе подбрасывания, атмосферных характеристиках помещения, расстоянии от руки до пола и т. д., то можем с уверенностью предсказать, выпадет «орел» или «решка». Но если эта информация нам недоступна, то удобнее предположить о случайности выбора и приписать выпадению «орла» и «решки» вероятностный характер.
Парадоксальным образом находятся люди, которые используют этот же научный подход, чтобы объявить случайным всё наше бытие. Логичнее, казалось бы, другой подход: мыслители, не допускающие в бытии никакой случайности, должны принимать и то обстоятельство, что само бытие определено Великим Зодчим…
Получается, что взгляд на бытие, основанный на вере в Б-га, в большей степени оставляет место неопределенности, проистекающей из свободы воли, нежели научный подход.
Так какой же смысл мы можем извлечь из этих противоположных подходов? Что в нашей жизни предопределено, а что зависит от нашего выбора?
И, разумеется, самый важный для нас вопрос: являемся ли мы жертвами обстоятельств или же способны сами управлять своей судьбой?
Удивительный ответ дает нам Пурим. Название этого праздника происходит от персидского слова «пур» («жребий») – Оман бросал жребий, чтобы выбрать дату истребления евреев.
Странное название для праздника – «жребии». Разве существует что-либо более случайное, чем лотерея? Почему дано такое название празднику, который напоминает о спасении целого народа от геноцида?
А потому, что Пурим учит нас важнейшей вещи: сущность бытия не в порядке, а в непредсказуемости. Б-г, Творец вселенной и законов природы, не связан никакими законами и схемами. На Своем, сущностном, уровне Б-г выше всяких схем и определений. Но тот же самый Б-г, с присущей Ему непредсказуемостью, сотворил и явил высокодетерминированную вселенную. Индетерминизм породил в высшей степени детерминированную совокупность законов. Сущность Б-га – вне детерминизма и индетерминизма, и потому Он может их сочетать.
Есть случайность и случайность. Есть случайность, которая вне всяких схем и законов: когда события выходят из-под контроля и носят произвольный характер, бытие становится непредсказуемым и теряет направленность. Это то, что мы называем «стечением обстоятельств» – обстоятельства управляют нашей жизнью; мы теряемся, смысл существования ускользает. Но есть и такая случайность, которая происходит из того «места», где не действуют никакие законы, которое вне и выше всяких схем.
Структура бытия, как учат нас мистики, порождается Сущностью Реальности, которая вне всяких структур. Иногда наши собственные структуры заслоняют от нас видение этой сущности. Наши планы, расписания, организационные схемы могут помешать нам добраться до самой сердцевины. Наша задача – увидеть в системе трансцендентное.
Пурим воплощает в себе эту силу. Он достигает «места», которое вне «структурного различения» (ад лой йода). Логика и законы бытия должны были предвещать персидским евреям трагический конец. Оман обладал властью и убедил царя Ахашвероша уничтожить еврейский народ. Но всё вышло по-другому. Вопреки всем обстоятельствам, несмотря ни на какую логику, положение коренным образом изменилось, и вместо трагедии наступил один из величайших праздников: Оман был повешен на той самой виселице, которую предназначал для Мордехая. Неожиданно, совершенно внезапно тьма превратилась в свет.
Пурим – это подлинный рассказ о жизни, которая происходит «за сценой». Здесь действуют не человеческие планы, а рука Б-жья. Среди, казалось бы, случайной цепи событий по-настоящему судьбы вершат именно скрытые силы.
Та же самая сила Пурима действует на протяжении всей истории. Многие великие народы приходили и уходили. У них были грандиозные планы, мощные армии, несметные богатства, великая культура, – каждой империи в пору ее расцвета казалось, что это навсегда. Увы, ни одна из них не выжила. Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Греция, Рим, Византия, Испания, Португалия – все они пали. Что произошло с их государственными системами, структурами и планами мирового господства? Земными человеческими планами могут созидаться только земные, преходящие структуры. Вечная жизнь порождается силой, которая вне логики, вне обстоятельств, вне установленных схем.
Это положение имеет далеко идущие последствия. Неважно, что твоя жизнь устроена таким образом, что тебя третируют родители, сверстники и общество, что ты пережил такой-то опыт, – ты никогда не являешься жертвой обстоятельств, у тебя всегда открыто окно туда, где бросается вызов схемам. При всей предсказуемости жизни, со всеми ее причинами и следствиями, не существует законченного, непреодолимого детерминизма, управляющего жизнью. Всегда есть шанс открыться непредсказуемости, которая, в свою очередь, откроет новые возможности.
Пурим говорит нам: миром правят не наша логика и не наши планы. В случайном опыте могут проявляться высшие силы, но наивысшая сила присутствует и в самой случайности.
Да, мы живем в структурированном мире. Да, нами правят его законы. Но в то же время мы учимся использовать схемы для преодоления схем. Мы должны делать всё возможное в рамках законов природы и наших собственных правил. Но в то же время следует помнить: наша внутренняя сущность превосходит всякие планы. Когда мы что-то делаем данными нам от природы силами, открывается глубинная сущность.
Об этом говорит Пурим: возьми свои схемы, свою зафиксированную реальность, «выверни» ее вовне, «переверни вверх дном», и ты увидишь, как возникает нечто новое.
Твоя жизнь проходит во мраке, глубоком мраке. Но Пурим учит: в один момент мрак превращается в свет.
Ты ощущаешь себя ограниченным, закрытым. Пурим открывает новые возможности.
Ты чувствуешь безнадежность. Пурим внезапно дает тебе надежду.
Твоя жизнь замечательна, но тебе любопытно, как высоко ты можешь взлететь? Могут ли смертные достичь небес? Можем ли мы обрести бессмертие, сотворить вечность? Пурим учит: мы это можем.
И всё это потому, что в рамках неподвижной схемы действует основополагающая непредсказуемая свобода, не связанная никакими схемами, законами и определениями.
Между прочим, этот парадокс ныне признан современной физикой. Согласно положениям квантовой механики, фундаментальный индетерминизм существует на микроуровне. На этом уровне материя не имеет формы и очертаний, она находится в «вероятностном состоянии» и потенциально способна к самым различным изменениям. Эта вероятность или неопределенность есть результат не отсутствия знаний, а вероятностной природы материи.
Но еще более поразительный факт заключается в следующем: в то время как базовая, субатомная структура, составляющая основу всего сущего, фундаментально индетерминирована, бытие на макроуровне фундаментально структурировано и детерминировано! Как это возможно, чтобы непредсказуемая основа могла порождать предсказуемый результат? Например, главный элемент компьютерного чипа подчиняется принципу неопределенности субатомного индетерминизма. Однако работа компьютерного чипа приводит к абсолютно детерминированным результатам, от которых мы ежедневно зависим.
Где встречаются два мира – предсказуемый и непредсказуемый? Наука этого еще не объяснила.
Но что неизвестно науке, всегда было известно Пуриму.
Итак, где встречается предсказуемое и непредсказуемое? У тебя на пороге. И в Пурим открывается дверь, соединяющая обе реальности.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru