[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2006 АДАР 5766 – 3 (167)
КРАСНЫЙ СИОН
Александр Мейлахс (Мелихов)
Красный Сион
СПб.: Лимбус Пресс, 2005. – 240 c.
Писатель А. Мелихов «носит много шляп». Он известен читателю современной русской прозы книгами «События и открытия», «Так говорил Сабуров», «Дары нищего», «Изгнание из Эдема. Исповедь еврея», «Роман с простатитом», «В долине блаженных, или Вечный Жид». По первой специальности он физик, кандидат физико-математических наук. Занимался психологической помощью лицам, склонным к суициду. Выступает как публицист и литературный критик. Член Русского ПЕН-центра. Заместитель главного редактора журнала «Нева». На обложке его нового романа стоит имя Александр Мейлахс.
«Красный Сион» – многослойное, сложно построенное произведение. Помимо прозы Мейлахса-Мелихова, в нем использованы тексты биробиджанского писателя-идишиста Бориса Миллера, выведенного под именем Мейлеха Терлецкого. География романа охватывает довоенную Польшу, Советский Союз от западной границы до Средней Азии, государство Израиль и Российскую Федерацию от Москвы до Биробиджана. Время: от конца 30-х до середины 90-х годов минувшего века; без малого семьдесят лет, целая человеческая жизнь.
Канун второй мировой войны, польский городок Билограй. В семье городского врача подрастает мальчик Бенцион, младший в семье. Он запомнит и свою «малую родину», и детали предвоенного быта, и разговоры домашних о желательном, но так и не случившемся отъезде в Палестину. А еще он будет дружить с горбатым сапожником Берлом, горячим сторонником созданного в Стране Советов «Красного Сиона» со столицей в Биробиджане. От пролетарски настроенного Берла Бенци получит первые в своей жизни уроки политграмоты.
Вскоре семья бежит из оккупированной Польши в СССР. Бенци теряет близких, попадает в детдом, вместе с Армией Крайовой генерала Андерса оказывается в Палестине. В Израиле Бенцион Шамир пройдет путь от рабочего и солдата до известного ивритского писателя, классика современной израильской литературы. В начале 1990-х он в качестве культурного атташе при посольстве Израиля несколько лет проведет в России, увидит «начало российского капитализма». В этот период он и побывает в Биробиджане, куда так и не добрался в свое время горбатый сапожник Берл. Шамир отыщет расположенный в убогой частной квартирке музей писателя Терлецкого, чьи статьи из запрещенной в буржуазной Польше советской газеты сапожник с восторгом читал маленькому Бенци. Здесь, в постсоветском Биробиджане, в квартире вдовы писателя Бенцион Шамир увидит, как реализовалась мечта, в которую искренне верил сапожник Берл и все, разделявшие его взгляды. Теперь в чистоту этой мечты верит только изуродованная нищетой и болезнями старуха, по-прежнему влюбленная в Терлецкого и на идише читающая гостю из Израиля прозу покойного мужа. Так замыкается цикл, начатый в детстве с рассказов Берла о еврейской республике на границе с Китаем, посреди амурской тайги...
В новом романе Мелихов продолжает проходящую у него из произведения в произведение тему о том, что человечество живет грезами, определяющими поведение масс на том или ином историческом этапе. В попытке воплотить утопию совершаются подвиги и преступления, столкновение грез чревато войнами, а крушение старой сказки приводит к рождению нового мифа.
Спрессованность событий, их «рваный» монтаж, а также размышления о человеческой природе, об иллюзиях, возникающих как защита психики от неприглядной реальности, определяют стиль этого произведения. Короткие энергичные фразы двигают сюжет и сообщают повествованию динамизм, они чередуются с долгими и плавными периодами, в которых заключена рефлексия главного героя: «Он вглядывался в нелепую сталинскую Москву, он вглядывался в “сталинские” дома всевозможных Советских улиц всех подгримированных русской новью под американские задворки областных городов, где ему приходилось бывать по еврейским делам, – и, сталкивая зрение Берла со зрением Бенциона Шамира, всюду прозревал высочайшую тему всех мировых трагедий – тему напрасной жертвы, тему обманутой веры, тему великого добра, обернувшегося величайшим злом, тему грандиозной мечты, породившей бескрайнее царство заурядности…»
Александр Рапопорт
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru