[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2006 АДАР 5766 – 3 (167)
МОШЕ
Илана Арци
Продолжение. Начало в №1, 2, 2006
МЕРА ЗА МЕРУ
Праотец Яаков перед смертью
назвал любимого сына Иосифа – быком.
«Шимон и Леви<…> по воле своей
едва не подсекли быка.
Проклят их гнев, ибо могуч<…>»
(Брейшис, 49:5,7)
«Сод» – «тайна», – где захоронен Иосиф. А как же выполнить наказ: взять его кости при возвращении евреев из Египта на родину?
Долго думал Моше. Наконец пришел на берег Нила, нацарапал на золотой пластинке «веоле ашор» («и поднимется бык») и опустил ее в воду. К ногам его всплыл саркофаг с останками Иосифа.
Иосиф умер истинным праведником, так как за все свои ошибки заплатил при жизни сполна:
За то, что «стучал» на братьев – дескать, они едят «эвер мин а-хай» («мясо от живого животного»), – его рубашку, обрызганную кровью животного, доставили отцу Яакову.
За то, что доносил на сыновей Леи, которые обзывали рабами детей наложниц, – сам был продан в рабство.
За то, что ябедничал отцу на братьев, что те любезничают с ханаанскими женщинами, – влип в историю с женой Потифара.
За то, что оговаривал десятерых братьев, – получил десять лет тюрьмы.
Наконец, когда уже почти отсидел срок и обратился не к Всевышнему, а к виночерпию с просьбой походатайствовать перед фараоном, – Ашем добавил ему еще два года заключения.
Иосиф прожил меньше, чем его братья. Почему?
Когда братья спустились в Египет и пришли на аудиенцию к Иосифу, они говорили на иврите, и их речь переводили на египетский язык. Итак, десять раз он услышал фразу: «твой раб – наш отец» – и промолчал. За это Г-сподь сократил ему отведенные годы на десять лет.
МИХА
Саркофаг с телом Иосифа погрузили на повозку. Берег опустел.
Из камышей выбрался пацан, воровски огляделся, набрал полную грудь воздуха и нырнул в Нил. Всплыл, держа в руках ту самую пластину, которую бросил Моше. Обтер и сунул ее за пазуху. Это был Миха. Тот самый «младенец», которого спас Моше: вынул из стены, куда египтяне его уже почти замуровали. (Если евреи не выполняли норму по кирпичам, то пустоты заполнялись еврейскими младенцами…)
Миха вместе со всеми вышел из Египта, прошел по дну Красного моря и достиг подножия горы Синай.
ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ
«И сказал Б-г Моше:
“Взойди ко мне на гору и будь там;
и я дам тебе скрижали каменные
и Тору<…> для наставления народа”».
(Шмойс, 24:12)
«И был Моше на горе сорок дней и сорок ночей».
(Шмойс, 24:15)
Шли уже сороковые сутки. Народ начал роптать:
– Моше пропал! Где он?!
А сатана тут как тут, навел мглу:
– Умер Моше! Умер! Вон, смотрите: в облаках на кровати лежит.
Народ зашумел:
– Кто заменит Моше? Что делать?!
Племянник Моше – Хур стал успокаивать народ:
– Давайте еще подождем, ведь осталось совсем немного! Моше сейчас спустится!
Однако неуправляемая толпа затоптала Хура насмерть – и бросилась к старшему брату Моше, Аарону:
– Сделай нам божество, которое пойдет перед нами! «Я готов совершить “Кидуш Ашем”, как Хур, но лучше попробую потянуть время до прихода Моше…» – подумал Аарон. Вслух же сказал:
– Снимите все золотые кольца, серьги, браслеты с ваших жен, дочерей, сыновей и несите мне.
Он прекрасно знал: ни одна женщина со своими побрякушками не расстанется. Так, думал, времечко и потянем.
Однако он не учел, что и на мужчинах было много золотых украшений. Они не стали связываться с женами – поснимали с себя всё и принесли ему.
(Кстати, с тех пор еврейским мужчинам запрещено носить золотые украшения, кроме перстня с печаткой.)
Собранное золото Аарон бросил в огонь, надеясь, что, кроме слитка, ничего не получится. Но тут в первые ряды протиснулся Миха и подбросил в костер пластинку, на которой была надпись «и поднимется бык».
Тут же из костра выскочил золотой теленок, запрыгал, закувыркался и стал щипать травку!
Евреи стояли, разинув рты, – закричали же «эрев рав» – египтяне, которые мутным потоком устремились за Моше и евреями, как только упал «железный занавес». Они орали:
– Вот божество твое, Израиль, которое вывело тебя из Египта!
Левиты же – родное колено Моше – вообще держались особняком и ни в чем участия не принимали.
Аарон объявил:
– Завтра устроим праздник Б-гу, я начинаю строить жертвенник.
А сам подумал: может, утром вернется Моше...
С первыми лучами солнца бунтовщики стали собирать хворост, резать скот и приносить жертвы золотому теленку.
А на горе Синай Б-г сказал Моше:
– Спустись вниз! Твой народ, который мы вывели из Египта, сделал себе золотого тельца и принес ему жертвы! Я их уничтожу, а от тебя произведу новый великий народ.
Взмолился Моше:
– Зачем Тебе, Б-же, гневаться на народ Твой, который Сам Ты вывел из Египта великими чудесами? Чтобы египтяне смеялись? «На беду, скажут, Он вывел их, чтобы стереть с лица земли...» Не губи народ Свой! Вспомни Авраама, Ицхака и Яакова, которым Ты клялся, что умножишь потомство их, подобно звездам небесным, и что дашь им страну, которой они будут владеть вечно.
Вымолил заступник.
Моше стал спускаться с Синая. У подножия горы его ждал лучший ученик, Иеошуа.
Отсюда уже были слышны крики возбужденной толпы.
– Битва в стане? Клич победителей, стоны побежденных?!
– Нет! Вакханалия вокруг золотого тельца!
Глаза Моше вспыхнули гневом – бросил скрижали, и они разбились. Схватил золотого тельца – пережег его на огне, растер в прах! Смешал прах с водой и всех евреев заставил выпить! (Как делали это с женами, подозреваемыми в неверности.)
Встал Моше в воротах стана и крикнул:
– Кто за Б-га, ко мне!
Левиты окружили Моше.
– Прочешите лагерь и перебейте всех грешников!
Около трех тысяч человек пали.
На следующее утро Моше сообщил народу, что снова возвращается на гору, к Б-гу, и попытается искупить их грех.
Окончание следует
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru