[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2006 АДАР 5766 – 3 (167)     

 

О пустоте вместо нравственного императива

Речь пойдет о статье г-на М. Беленького «Тетя Соня и Салах Шабати» (Лехаим, 2005, № 9). Она начинается с критики расхожих стереотипов советско-российского массового сознания, получивших отражение в российских КВНах. Однако уже во втором и третьем абзацах автор – незаметно для самого себя – из критика стереотипов превращается в их носителя. Прислушаемся: «…“Тетя Сара додумалась продавать свою мочу призывникам, которые не хотят служить в армии”. Здесь использован типичный советский стереотип еврея, хитрого и норовящего обмануть государство, плюс предположение, что, раз евреи уклоняются от службы в армии в России, то же самое они будут делать в Израиле. Писателю невдомек, что в Израиле по блату не уклоняются от армии, а устраиваются в боевые части».

Начиная с этого «плюс», с писателем происходит метаморфоза, и он, уже от себя, сообщает: в России евреи уклоняются от службы в армии, поэтому есть основания предполагать, что и в Израиле они поступают так же, тогда как в Израиле дела обстоят по-иному. Так патриот Израиля озвучивает навязчивую антисемитскую клевету, самой короткой формулой которой было и есть «евреи не воевали».

Увлеченный пропагандой единственной незамысловатой оппозиции – «там и тогда / здесь и сейчас», г-н Беленький внятно артикулирует: «Еврей (в России. – Б. Б.) лишен родины – у израильтянина она есть». Видите, как всё просто, если описывать мир по двоичной системе: тут-там, плюс-минус, черное-белое! Неужто так много требуется ума, чтобы понять, что для миллионов евреев диаспоры страна, где они родились и где жили их предки, была их родиной, в культуру которой они были органически вписаны? Не знать этого, не пытаться понять всей сложности и парадоксальности исторических судеб еврейства – невежество. Неужто г-ну Беленькому не известно, сколько еврейских юношей кинулись добровольцами на фронт в 1941-м? А свидетельства о верном выполнении евреями воинского долга перед родиной в царской России оставил не кто иной, как Пуришкевич.

Задержимся на парных оппозициях. «Образ израильтянина формировался как полная противоположность образу галутного еврея. Еврей старый – израильтянин молодой». Этот образ меня не на шутку встревожил: если он служит идеальной целью, то не пора ли траченного жизнью израильтянина, который по достижении пенсионного возраста становится старым евреем, сбрасывать со скалы в пропасть? Мне пришла на ум моя тетушка, Браха Декел: она деятельно готовится к своему столетию в кибуце Глил Ям. Но нет, я знаю, что Браха в порядке, а последующие фразы меня и вовсе успокоили: oказывается, «местные старики выглядят намного достойней. Да и уровень их жизни не сравним с уровнем жизни “русских”». Значит, старый израильтянин всё же существует, и ему есть чем гордиться по сравнению с тоже израильтянином, но «русским», за которым и сохраняется роль старого еврея.

В этом месте своей статьи г-н Беленький переключается в новый публицистический регистр. Если до сих пор в своем неряшливом быстрописании он наговорил изрядное количество глупостей, то под занавес нам приготовлены безнравственные гадости. Вот в его изображении эти русские, гнилое наследие презренного галута: «На улице их сразу видно по затравленному взгляду, сгорбленному силуэту, шаркающей походке... Тащатся они со своими палочками и кулечками по палящему солнцу…»

Вы только подумайте: они смеют тащиться по палящему солнцу с палочками и кулечками! Они, помереть со смеху, приехали сюда с больными ногами и без палочки ходить не могут! А вот вам идиот, который переписывает от руки газетную статью, сидя рядом с копировальным аппаратом!..

Г-н Беленький готов поделиться уморительными картинками со всем читающим миром.

Единственное, что никак не приходит ему в голову: подойди к этому человеку и помоги ему! Покажи, как обращаться с копировальным аппаратом, –  старик, видимо, не знает, как это делается, пожилым людям технические хитрости даются с трудом. А после попробуй задуматься: что сделать, чтобы ослабить напряжение, распрямить спину, освободить его от затравленности.

Пусть г-н Беленький, выключив телевизор с КВНом на экране, откроет книгу праотцев наших: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа своего; но люби ближнего твоего, как самого себя» (Ваикро, 19:18). Слышите, Марьян? Мало? Тогда вспомните, как звали сына, посмеявшегося над наготой отца своего.

Б. Бернштейн,

доктор искусствоведения, профессор, США

 

Уважаемый главный редактор!

Я, Шерешевский Лазарь Вениаминович, ветеран Великой Отечественной войны, узник ГУЛАГа, член Союза писателей с 1966 года, поэт и переводчик, автор 12 оригинальных поэтических книг (плюс до полусотни сборников с моими переводами).

Публиковался и на страницах «Лехаима».

5 января 2006 года справил свое 80-летие.

По случаю этого грустного (и счастливого) события сам на себя написал эпиграмму:

 

Давным-давно живу на свете я,

А всё ж еврейская печать

Мое восьмидесятилетие

Не пожелала отмечать.

Хотя и не были охаяны

Мои и мысли, и дела, –

Но в юбилейный свод «Лехаима»

Моя персона не вошла.

В такой безвестной и непризнанной

Печальной участи своей

Осталось мне вздыхать пожизненно:

«Аз ох ун вей! Аз ох ун вей!»

 

Напоследок, если позволите, еще одна маленькая эпиграмма, навеянная окружающей действительностью:

 

СПОРЫ О КСЕНОФОБИИ

Велась дискуссия открыто,

И был высок страстей накал:

Антисемит антисемита

Антисемитом обозвал.

 

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru