[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2006 АДАР 5766 – 3 (167)
Фильм-призрак
Режиссер: Стивен Спилберг
Мюнхен
США, 2005.
Со времени оскароносного «Списка Шиндлера» прошло двенадцать лет, и Стивен Спилберг снова вернулся к обсуждению еврейского вопроса в своем творчестве – 23 декабря в Лос-Анджелесе прошла премьера его нового фильма «Мюнхен». В картине рассказывается о последствиях трагедии, произошедшей на мюнхенской Олимпиаде 1972 года, когда одиннадцать израильских атлетов были захвачены в заложники членами палестинской террористической организации «Черный сентябрь» и погибли при неудачном штурме германских спецслужб. Убийцы были тогда экстрадированы немецкими властями в ряд арабских стран, где их приговорили к чисто символическим срокам заключения. Как следствие, Моссад подготовил операцию по их ликвидации, получившую название «Возмездие».
Картина получилась спорной, чтобы не сказать скандальной. Несмотря на то что авторы сценария Эрик Рот и Тони Кушнер основывались на документальных источниках и известной книге Джорджа Джонаса, вышедшей в 1984 году на основе рассказов одного из участников карательной операции, представители израильских спецслужб назвали фильм «непрофессиональным и ничего общего не имеющим с реальностью». Того же мнения придерживается и единственный уцелевший член «Черного сентября», скрывающийся где-то на Ближнем Востоке. Однако режиссер, сталкивая перед кинокамерой две точки зрения, всего лишь излагает собственную версию событий, давая понять: то, что Израиль называет «ответными мерами», многим представляется обыкновенной местью.
Дорожа своей репутацией в среде американского еврейства, маэстро всеми силами стремится избежать острых углов, однако слишком актуальна тема, слишком много вопросов и людей при этом затронуто, слишком неоднозначны ответы. Под стать получился и фильм. Говорят, интерес к этой теме пробудился у Спилберга после печально известных событий 11 сентября 2001 года, когда перед Америкой тоже встал вопрос: каким должен быть ответ на террор?
Главные роли в картине отданы Эрику Бане, Джеффри Рашу, Дэниэлу Крейгу и Мэтью Кассовитцу – режиссеру удалось собрать в новом проекте целое созвездие замечательных актеров. До самого последнего момента Спилберг, решивший отказаться от любой рекламы «Мюнхена», ничего не сообщал о фильме. Не было официального сайта картины в Интернете, не было трейлеров, историй, пресс-конференций. Но это только подогрело интерес к фильму: многие печатные издания активно обсуждали каждый слух, просочившийся со съемочной площадки.
Аналитики предполагают, что новая работа Спилберга будет не менее удачна в коммерческом плане, чем знаменитый «Список Шиндлера». И как любое событие, вызывающее ожесточенные дискуссии, картина пользуется большим интересом у зрителя – лишь за первую неделю проката в США было собрано более восьми миллионов долларов.
За сцены сексуального характера и насилия, а также за сленг фильму «Мюнхен» присвоена в Америке категория R, а это означает, что дети до 17 лет на просмотр не допускаются.
Максим Василенко
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru