[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2006 АДАР 5766 – 3 (167)
11.III
200
Хаим-Йосеф-Давид Азулай. Великий представитель благословенного рода
Рабби Хаим-Йосеф-Давид Азулай, один из величайших кабалистов и знатоков Торы, известный под именем Хида (аббревиатура, составленная из первых букв его имени), родился в Иерусалиме в 5484 (1724) году. Всевышний словно не оставил ему выбора: родившись в семье потомственных раввинов и кабалистов, Хида просто не имел права не стать великим.
Вот история, происшедшая с его дедом, рабби Авраамом Азулаем, автором таинственного кабалистического трактата «Хесед ле- Авраам».
В 1643 году султан Оттоманской империи посетил Хеврон и в пятницу вместе с другими мусульманами пришел на молитву в Пещеру Праотцев. В зале Ицхака есть отверстие в полу возле стены. Это отверстие – самое святое место, так как ведет в пещеру, где захоронены праотцы. Подошел султан к этому месту, наклонился над отверстием, и вдруг дорогой, отделанный бриллиантами меч выпал из ножен и провалился в отверстие. По приказу султана привязали веревкой одного из янычар и спустили вниз. Тут же из отверстия раздался страшный крик, янычара быстро вытащили – о, ужас! – он был мертв! Спустили одного за другим нескольких местных мусульман и всех поднимали наверх бездыханными. Султан разозлился и произнес: «Во всем виноваты евреи! Если в течение трех дней они не достанут мой меч из пещеры, я вырежу всё еврейское население Хеврона!»
Бросили жребий руководители общины – кого спускать в пещеру, – и выпал он на старейшего в Хевроне праведника, рабби Авраама Азулая. Тут же совершил он омовение в микве, надел белый саван, в который обычно заворачивают умерших, и, просидев всю ночь со своими учениками, объясняя им тайны кабалы, наутро отправился в Меарас а-Махпела. Спустившись в отверстие, рабби Азулай сразу нашел упавший меч, привязал его к веревке и велел тащить наверх. Потом сказал: «Всевышний даровал мне удивительную возможность побывать в Пещере Праотцев. Неужели я уйду, не помолившись рядом с их могилами!»
Пошел рабби Азулай в глубь пещеры и вдруг увидел человека. Испугался и начал читать «Шма Исроэл», а потом спросил: «Кто ты?» «Я Элиезер, – ответил человек, – слуга Авраама. А как ты сюда попал?» Рассказал рабби Азулай о том, что произошло. «Подожди здесь, – приказал Элиезер, – я спрошу Авраама, Ицхака и Яакова, можно ли тебе войти». Он обернулся и исчез в стене. Спустя несколько минут вышел из каменной толщи и сказал: «Разрешение получено. Заходи». Взмахнул рукой Элиезер, и в стене открылся проход. Рабби Азулай вошел и, не успев поздороваться, упал в обморок. Дали ему понюхать благовония и привели в чувство. И увидел рабби Азулай Авраама, Ицхака и Яакова, понял, что находится в Ган Эдене, и не захотел уходить. «Зачем мне возвращаться? Я уже в годах, и вот нашел своих праотцев, чего еще желать?!» Сказали ему, что он должен вернуться обратно, но на следующий день душа его воротится в Ган Эден.
Когда рабби Азулая, живого и невредимого, подняли из пещеры, радости евреев не было конца. Рассказал им рабби Азулай об увиденном и всю ночь просидел с учениками, посвящая их в тайны кабалы… Потом погрузился в микву, надел белый саван, и до наступления рассвета, после чтения «Шма Исроэл», душа его отошла.
Хида вырос в еврейском Хевроне и с детства впитал в себя особую атмосферу святости и тайны, окружающую Меарас а-Махпела. Упорно постигая Учение, Хида уже в молодом возрасте поражал всех своими знаниями. Его перу принадлежит более ста трудов, посвященных исследованию как открытых, так и тайных аспектов Священного Писания. Хида прославился в еврейской и нееврейской среде своей святостью и мудростью. О его находчивости ходили легенды. Вот одна из них.
Однажды к нему пришел грубый и необразованный еврей и стал требовать, чтобы Хида рекомендовал его раввину другого города как порядочного и исполненного выдающихся достоинств человека. Мудрец попытался уклониться, но грубиян был настойчив и в конце концов перешел к угрозам. Дело происходило поздней ночью, в пустом Доме Учения, позвать на помощь было некого, – и Хида решил написать письмо, спрятав подлинную рекомендацию между строк.
В письме мнимым достоинствам просителя давалась очень высокая оценка. Послание начиналось так: «Этот человек настолько велик, что, живи он во времена пророка Элиши, поток оливкового масла не иссяк бы никогда». (Четвертая глава книги Млохим повествует о бедной вдове со множеством детей. Элиша, ученик пророка Элияу, велел ей собрать все пустые сосуды в доме и заполнить их из бутылки с дорогим оливковым маслом. Произошло чудо: масло не иссякло, пока все сосуды не наполнились.)
Грубиян торжествовал. Однако раввин, которому он принес пространное рекомендательное письмо, почувствовал, что здесь что-то не так. Еще раз посмотрев на подателя рекомендации, он внимательно перечитал послание и понял: Хида говорит ему, что этот человек – пустой сосуд, лишенный какого-либо внутреннего содержания, и само письмо, по всей видимости, написано было под давлением. Грубиян немедленно получил по заслугам: его с позором изгнали из города.
Хида скончался 11 адара 5566 (1806) года (в 2006 году это 11 марта)в Ливорно (Италия). Через 150 лет после смерти его останки были перевезены в Иерусалим. Могила стала местом паломничества для множества людей, обращающихся ко Всевышнему с мольбой о помощи и защите.
Яков Шехтер
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru