[<<Возрождение] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2006 АДАР 5766 – 3 (167)
Дом актера по-еврейски
«Дом шута» – так дословно переводится с иврита название белгород-днестровского общинного театра-студии «Бейт лец». За пять лет своего существования он успел стать городской достопримечательностью. Построил же этот «дом» директор белгород-днестровской школы «Хабад – Ор Авнер» Владимир Сорокин. Беседу с ним представляем вашему вниманию.
Актеры театра.
– Название вашего театра вызывает интересные ассоциации. С одной стороны, «бейс» («дом») – это нечто основательное, патриархальное. Достаточно вспомнить название нашего Храма (Бейс а-микдаш), Дома собрания, или синагоги (бейс кнессет), Дома книги, или школы (бейс сейфер). Египет в Торе называется «домом рабства», а еврейский народ – «домом Израиля». С другой стороны, шут, лицедей («лец») – нечто прямо противоположное. В одном названии – сочетание «сакрального» и «профанного». Вы – любитель парадоксов?
– Нет, наверное, я просто веселый человек. Поэтому не обошлось без «шута». А по поводу «дома» вы правильно отметили: это весьма распространенная еврейская (точнее, ивритская) языковая формула, дошедшая к нам со времен Синайского Откровения. Обратите внимание, сколько организаций носят сегодня названия подобного типа: «Бейт Менахем», «Бейт Хана», «Бейт Циндлихт»...
Если серьезно, настоящий наш дом – это Белгород-Днестровский. Здесь у нас много друзей, составляющих нашу «группу поддержки». Это представитель раввина Одессы и Юга Украины Авроома Вольфа раввин Фишл Чичельницкий, директор городского Центра культуры и досуга Нина Швачка, председатель белгород-днестровской еврейской общины Владимир Кричевский, мэр нашего города Николай Чербаджи, представители городского отдела культуры и многие другие.
– С чего началась история «Дома шута»?
– Театр возник в 2001 году при белгород-днестровском обществе еврейской культуры «Шалом» на базе народного театра «Прометей». Так получилось, что «Прометей» временно остался без руководителя и меня пригласили на эту должность. Так что, создавая «Бейт лец», я, можно сказать, воспользовался служебным положением. С 2002 года «Бейт лец» – самостоятельный коллектив. С октября 2003 по март 2004 года мы работали на базе одесского Израильского культурного центра и с тех пор вот уже два года снова находимся в «свободном плавании».
– Кто сегодня входит в вашу «команду»?
– Сейчас мы выступаем обновленным составом, так как две наши актрисы – Эсфирь Град и Юлия Храмова – совершили алию в Эрец Исроэл (мы поддерживаем с ними теплые отношения, и душой они всегда с нами). Основной «костяк» труппы на сегодня таков: Ю. Панченко (ведущий актер и второй режиссер), О. Миронюк («по совместительству» художник-костюмер), Г. и А. Красовские, Д. Уманец, А. Уманец (не только актер, но и осветитель), Е. Юдина, М. Алексеенко, Д. Чебан, Д. Жбанов (еще и звукооператор). Как видите, наши кадры «многофункциональны».
– Очевидно, вы подаете пример, являясь одновременно и актером, и режиссером.
– Я, конечно, в большей степени режиссер, чем актер. А поскольку для режиссера очень важно видеть происходящее «извне», охватывать целое, то сочетать оба эти занятия (режиссуру и актерскую игру) довольно непросто. Кстати, вы забыли упомянуть, что я еще исполняю обязанности драматурга нашего театра. Но быть еще и драматургом меня вынуждают обстоятельства. Ведь труппа наша, как вы убедились, невелика, к тому же состав ее время от времени меняется. Бюджетом мы тоже похвастаться не можем. Значит, приходится приводить наши желания в соответствие с нашими возможностями. Практически все произведения, которые мы инсценировали, нужно было адаптировать для нашей «маленькой и скромной компании». И делать это приходилось, как вы догадываетесь, вашему покорному слуге.
– И что же вы «адаптировали»?
– Наш первый спектакль – «451 градус еврейского счастья» – по мотивам произведений Шолом-Алейхема. В нашем репертуаре также есть спектакли «А был ли мальчик» («Мальчик Мотл» того же Шолом-Алейхема), «Йом Кипур» по Владимиру Короленко, «Чудо великое случилось» – по Башевису-Зингеру.
– То есть главный ваш «козырь» – классика?
– Не только. Хотя классика, безусловно, преобладает. Это связано с тем, что мы регулярно принимаем участие в международном фестивале театрального искусства «Блуждающие звезды», посвященном творчеству классика еврейской литературы Шолом-Алейхема. Естественно, от участников требуется показ пьесы этого автора либо его современников.
– Насколько мне известно, «Бейт лец» не только регулярно участвует в этом фестивале, но и не менее регулярно завоевывает лауреатские звания. Расскажите поподробнее.
– Фестиваль «Блуждающие звезды» ежегодно проводится в Киеве. Среди его учредителей такие солидные организации, как Еврейский фонд Украины, Министерство культуры и искусств Украины (сегодняшнее Министерство культуры и туризма), Государственный комитет Украины по делам национальностей и миграции, не нуждающийся в представлении «Джойнт»… Мы участвовали с третьего по седьмой фестивали, и, надеюсь, эта своеобразная традиция будет продолжена. Без ложной скромности скажу, что наше первое появление стало для киевлян настоящей сенсацией. Ведь они привыкли иметь дело со столичными театрами, в распоряжении которых – большие труппы, роскошные костюмы, декорации, реквизит. А тут какой-то провинциальный коллектив (первое время они даже название нашего города писали с ошибками – издержки перевода с русского на украинский язык) берется интерпретировать классику! Очевидно, мы им понравились, поскольку сегодня «Бейт лец» – пятикратный лауреат фестиваля «Блуждающие звезды», а также обладатель почетных грамот Министерства культуры и туризма.
– Значит, вы ни разу не возвращались домой без награды? Впечатляет! И всё-таки, как обстоят дела с современной тематикой? Ведь в жизни евреев сегодня – целое «море» сюжетов, так и просящихся на сцену…
– Конечно, у нас есть несколько проектов. Главная проблема с современниками – это вопрос авторских прав (ведь мне неизбежно придется «подгонять» пьесу под наш коллектив, то есть вносить изменения). Что касается «не-классики», у нас в репертуаре есть спектакль «Такая жизнь» – на темы одесского юмора. Другой спектакль – «И подними нас..» – поставлен по моей пьесе (уж я-то пока точно классиком не являюсь!). Он посвящен теме Холокоста, а точнее, трагедии в Бабьем Яру. Мы намеренно оттягивали его премьеру, чтобы она не совпала с 60-летием этого страшного события. Не хотелось, чтобы спектакль был воспринят как очередное «официальное мероприятие», конъюнктурная «дань памяти жертвам»... Для нас это слишком значимая тема. Мы вложили в спектакль всю душу и очень благодарны организаторам «Блуждающих звезд»: они пошли нам навстречу и разрешили, вопреки всем правилам, выступить с «неклассической» программой.
– В чем, на ваш взгляд, заключается специфика еврейского театра?
– Еврейский театр в чистом виде – это «Пурим-шпиль». Остальное – синтез разных театральных «школ», традиций, стилей. Это обусловлено историей: за столько веков существования в голусе еврейский театр успел, кажется, перепробовать всё. Ведь трудно представить того же Шолом-Алейхема вне контекста русской, украинской литературной традиции и культуры в целом. К тому же не стоит забывать, что еврейская тематика интересует не только евреев. «Бейт лец» – многонациональный коллектив, у нас многонациональная публика.
– Наверное, многие школы мечтали бы иметь директором театрального режиссера: и учителям, и ученикам, и родителям приятнее иметь дело с творческим человеком, чем с чинушей-бюрократом. Помогает ли вам, школьному директору, ваша театральная деятельность?
– Хотите неожиданный ответ? Мешает, мешает и еще раз мешает! Родителям очень трудно отделить одно мое «амплуа» от другого. То и дело я слышу просьбы: «Организуйте у нас в школе детский театр!», «Возьмите в труппу моего ребенка!» Конечно, все дети талантливы, а еврейские – так просто вундеркинды. Но заниматься со всеми я не могу, а кого-то выбирать… Сами понимаете. Я не хочу, чтобы школу сотрясали «закулисные» интриги! И без того забот хватает. Поэтому мечту о создании детской театральной студии я реализовал на «нейтральной территории» – в Одессе. Наш дебют состоялся на Хануку.
Беседовала Х.-Г. Ериш
[ << Назад ] [ Содержание ]
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru