[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАРТ 2006 АДАР 5766 – 3 (167)     

 

Естественный выбор

25 декабря минувшего года в ГЦКЗ «Россия» были вручены премии Федерации еврейских общин России «Человек года – 5765».

На вопросы корреспондента АЕН отвечает лауреат премии в номинации «журналистика» Леонид Радзиховский.

– Каковы ваши ощущения после того, как вы узнали, что стали лауреатом престижной премии?

– Не могу сказать, что затрепетал от волнения. Я знал, что мне ее дадут, это было очевидно. Не играя в фальшивую скромность, могу сказать, что мои материалы в газете «Еврейское слово», в которой я работаю уже несколько лет, пользуются вниманием читателя.

– Когда вам предложили работать в «Еврейском слове», у вас были сомнения?

– Никто мне не предлагал там работать, я сам пришел в газету. Случайно прочел пару номеров; написал одну статью, другую. Нет, у меня не было никаких сомнений. Конечно, эта газета не из самых популярных, но вполне приличная. Я имею возможность писать без цензуры то, что хочу.

– Вы пишете почти в каждый номер. При вашей занятости это довольно трудно?

– Я профессионал.

– Как вы полагаете, можно ли говорить о существовании еврейской журналистики в России?

– Скорее возникает вопрос, можно ли говорить о существовании нееврейской журналистики... В России очень многие журналисты евреи, наполовину евреи или с какими-то долями еврейской крови. Поэтому, если считать еврейской ту журналистику, которой занимаются этнические евреи, можно смело сказать, что она доминирует. Если же говорить о журналистике, в основе которой лежит «еврейский вопрос», то она, конечно, очень маленькая, бледненькая. И это понятно: ведь еврейский вопрос в России не обострен и не является первоочередной политической проблемой.

– А антисемитизм в России является первоочередной политической проблемой?

– Антисемитизм – это очень общее понятие. Бытовой антисемитизм существует очень давно и, пожалуй, переживет евреев в России. С моей точки зрения, российские евреи недолго останутся здесь более или менее значимой этнической общностью. Среди молодых людей «чистых» евреев я почти не встречал. Одно-два поколения, и евреи окончательно растворятся. А бытовой антисемитизм останется. Впрочем, политической проблемы он не представляет уже сегодня.

Государственного антисемитизма в России нет по крайней мере с 1989 года. Нет, пожалуй, и партий, которые делают себе имя на антисемитизме. Некоторые партии, правда, склонны время от времени разыгрывать эту карту, но она для них не является козырной, даже для партии «Родина». Поэтому в данный момент антисемитизма как политической проблемы в России нет.

Другой дело, евреи – особый народ. И положение, которое они занимают в обществе, – особое. Ненависть к евреям, антисемитизм – часть общей политической ситуации. Как только начнется острая конфронтация с Западом, усилятся антиамериканские настроения в обществе, государство станет закрытым, подверженным милитаристскому психозу, превратится в авторитарное – вот тогда, несомненно, евреев снова сделают козлами отпущения, начнется государственная антисемитская пропаганда. И наоборот. Пока у России более или менее нормальные отношения с Западом, хотя бы частично востребованы либеральные ценности – антисемитизм не может быть государственной политикой.

– Дело только в этом? С чем еще, по вашему мнению, связана возможность возрождения антисемитизма в обществе?

– Антисемитизм далеко не в первую очередь связан с присутствием евреев и их поведением. Тот факт, что, как казалось публике, большинство олигархов были евреями (что, кстати, никогда не было правдой!), безусловно подогревал определенные настроения. Такие люди, как Березовский, Гусинский, Ходорковский своей политической активностью вызывали острую реакцию в обществе. Теперь этого нет. Олигархов-евреев в России почти не осталось. Остались те, кто имеет русские фамилии. Но и прежде «олигарх-еврей» и «олигарх-нееврей» различались лишь звучанием имен, поскольку никакой разницы в их бизнесе и поведении не было. В России антисемитизм – это символ. Символ антизападной, милитаристской политики властей.

– Вернемся к премии «Человек года», которую вам вручал руководитель Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин. Он сказал, что ваши статьи – это «разумный, взвешенный еврейский стиль»…

– Я, как журналист, давно вышел из возраста оголтелых оценок. Я уже немолодой человек, стараюсь никого не пугать, да и меня запугать трудно. Наверное, это и есть «взвешенный еврейский стиль». Хотя «еврейский стиль» может быть и крикливым, и оголтелым. Я не вкладываю в эти слова осуждения, это просто особенности стиля. Наиболее «крикливые» и «оголтелые» журналисты – тоже, кстати, евреи. Вспомните Минкина, Леонтьева или Белковского. Причем их «оголтелость» имеет различный политический окрас. Я, как мне кажется, представляю другой стиль в журналистике. Хотя, возможно, существуют некие особенности национального менталитета, которые проявляются и у них, и у меня. Но это трудно уловить…

– Что вы хотели бы сказать напоследок?

– Я благодарен всем тем, кто принял решение вручить премию мне, и лично Боруху Горину. Мне было приятно получить статуэтку скрипача – очень красивая вещь. Я с большой завистью рассматривал ее в прежние годы, когда премию давали другим. Мне не терпелось получить такую же. А тот факт, что, с моей точки зрения, присудить мне премию было естественным выбором, ни в коей мере не уменьшает моей благодарности, ибо зачастую естественный выбор так и не делают – наоборот, делают выбор неестественный.

А. Баскакова

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru