[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2006 ШВАТ 5766 – 2 (166)
С Хасидской тоЧки зрениЯ
Антология праздников
Составитель Алтер Мецгер
Шабос Шира
Песнь женщин
На собрании хасидов в 5698 году рабби Йосеф-Ицхок Шнеерсон поведал о том, что рабби Менахем-Мендл, Цемах Цедек, однажды задал вопрос рабби Шнеуру-Залману: афтора к разделу Бешалах повествует о песне ликования, пропетой Моше и сестрой его Мирьям, когда евреи чудесным образом перешли Красное море. Почему же афтора к Бешалах – при том что обычно в ней развивается тема, параллельная теме недельного раздела Торы, – рассказывает только о песне женщины, пророчицы Дворы, вознесшей ликующую молитву после победы над врагами Израиля (Шойфтим, 5)?
Рабби Шнеур-Залман на это ответил: когда евреи вышли из Египта и чудесным образом прошли по дну Красного моря, не только женщины, но и мужчины славили Б-га, однако ликование женщин было сильнее ликования мужчин. На это указывает упоминание о том, что женщины били в тимпаны и танцевали. И так как Тора свидетельствует о том, сколь велика была радость женщин, афтора к этому разделу повествует именно о женщине, пророчице Дворе.
Но почему же песнь Моше и остальных мужчин не была столь же радостна, как песнь Мирьям? На это можно ответить просто: то, что далось без усилия и боли, не может принести такую же радость, как то, что было обретено благодаря личному упорству и тяжелой борьбе. Мишна учит: «по усилиям и вознаграждение» (Пиркей Овойс, 5:27). В меру страданий и мук будет и радость.
Моше и остальные мужчины не могли вместить всей глубины радости, снизошедшей на еврейских женщин. Ведь тяжелейший из аспектов египетского плена проявился тогда, когда был издан жестокий указ фараона о том, что «всякого новорожденного <еврейского> мальчика бросать в Нил» (Шмойс, 1:22). Гнет тяжкой работы не идет ни в какое сравнение с повелением топить всякого новорожденного в водах Нила. Более того, мудрецы говорят о бесчеловечном обычае фараона купаться в крови еврейских младенцев (Шмойс раба, 1:34). Мать более чувствительна к страданиям детей, чем отец, – вот почему, когда Израиль освободился от власти фараона и его жестоких законов, ликование женщин превосходило ликование мужчин.
Фараон наших дней
Всё, рассказанное Торой, служит источником духовного наставления. Описание Исхода из Египта и ликующей песни, сопровождаемой игрой на музыкальных инструментах и танцем Мирьям и других еврейских женщин, дают нам духовное понимание подобных ситуаций на все грядущие времена – в том числе нашей нынешней духовной ситуации. Всё это заключено в стихе: «и вышли все женщины вслед за нею». До скончания времен женщины будут следовать примеру Мирьям и возглашать: «Пойте Б-гу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его поверг Он в море» (Шмойс, 15:21).
Б-жественность и святость выражены здесь словами «высоко превознесся Он», ибо Б-г пребывает в самом высоком из высочайших уровней святости. Силы же, которые противоположны священному и вели с ним войну – «конь и всадник его», – были низвергнуты в море, – и не просто низвергнуты, но ввергнуты на дно моря, в глубины глубин.
Самый зловещий из указов фараона велел бросать в глубины вод всякого еврейского младенца мужского пола, родившегося в земле Египетской, – но это происходит и в наши дни, рядом с нами!
Когда в еврейской семье рождается ребенок, необходимо обеспечить ему окружение и образование в соответствии с Торой и заповедями. Фараон, царь Египта – страны, чей стиль жизни и нравы несовместимы с нашим обычаем, – объявляет: ребенок вырастет, вступит в брак и примет на себя обязанности кормильца семьи. А значит, его немедленно следует бросить в Нил: ведь он – главный источник пищи и экономического процветания египтян. Ребенка ждет жесткая конкуренция современной экономики. Ребенок с неизбежностью погрузится в поток материального, поток борьбы за блага этого мира – все то, что противоположно Торе и ее этике. А как же Тора и заповеди? Фараон предлагает обманчивое решение: воскресные школы.
В воскресенье банк закрыт. Поэтому родители накануне берут ребенка в кино – или устраивают ему какие-нибудь сходные развлечения. А так как на следующее утро родители хотят поспать, они не будут напрягаться, чтобы отвести ребенка в воскресную школу, где он получит образование, включающее в себя не только пение и танцы, но, может статься, даже урок иврита. Однако родители устали, они безмятежно спят, погрузившись в состояние глубокой духовной дремы…
Родители должны позаботиться о том, чтобы и ребенок был связан с Б-гом – Тем, Кто поддерживает этот мир Своей щедростью и милостью. Собственно, эта связь с Б-гом – единственный подлинный путь, чтобы получить средства к существованию. Пусть другие народы экономически зависят от законов природы, управляющих «рекой Нилом», о евреях же сказано в Торе: «а вы, верные Б-гу, Всесильному вашему, живы вы все ныне». Когда еврей прилепился к Б-гу, он будет жить и ему будут ниспосланы средства к существованию. Ибо «Тот, кто дал жизнь, даст пропитание» (Таанис, 8б). Б-г, податель жизни, ниспошлет и средства к существованию главе дома, его жене и детям.
Вместо того, чтобы следовать повелениям Торы, родители «бросают детей в Нил», отрывая их не только от духовной жизни, но и от жизни в самом простом значении этого слова.
Более того, как во времена египетского плена, предшествовавшие дарованию Торы, все жестокие декреты фараона были ничто в сравнении с бесчеловечным повелением бросать младенцев мужского пола в Нил, так и в нашем нынешнем изгнании все неправедные установления, угнетающие взрослых, ничто по сравнению со «стратегическим решением», направленным против детей. Не дайте ввести себя в заблуждение фараону или голосам «доброжелателей» и соседей, утверждающих, будто древнее наследие нашей Торы, дарованной в пустыне, не соответствует «современной эпохе», – не в Торе, дескать, «прогресс», «культура» и всё прочее, противопоставленное «устаревшим ценностям».
Временами фараон натягивает плащ обманчивой жалости и внушает нам, что данное детям образование, направленное на сугубо финансовые цели, когда-нибудь приведет к тому, что кто-то из этих детей окажется великим филантропом, великим благодетелем еврейской общины, который с бесконечной щедростью будет жертвовать на ешивы и религиозные институты.
На самом деле всё это выгодно одному только фараону. Евреи должны осознать, что подобный образ действий приводит только к саморазрушению, поскольку он целиком замешан на самообмане. Сперва это подорвет веру евреев в Б-га, а затем поставит под вопрос само выживание нашего народа. Фараон хочет, чтобы в мире вовсе не осталось еврейских душ, он ищет путей для физического уничтожения еврейского народа – а тут хороши любые средства.
Наши, идущие издревле, стойкость и смелость должны быть направлены на то, чтобы эти установления фараона не сработали. Мы не должны заботиться лишь об образовании, направленном на экономическое процветание наших детей, ибо «много замыслов в сердце человека», и мы должны осознать, что «сбудется совет Г-сподень» (Мишлей, 19:21). Б-г – не только Небесный Владыка, но и Владыка земли, и всякого дома, где есть муж, жена и дети. Укрепившись этим знанием, еврейская женщина не должна поддаваться на «советы» соседей – напротив, она сама должна на соседей влиять так, чтобы они пожелали вырвать своего ребенка из рук фараона.
Нам должно подготовить тысячи детей, которым суждено приветствовать Мошиаха, – и может быть, приход его уже близок.
Отвечая ангелам
Когда евреи освободились от деспотичной власти фараона, ликование женщин, как уже говорилось, было сильнее, чем ликование мужчин, ибо еврейские матери пережили больше мук, чем мужчины. Точно так же и в наше время: тяжесть указов современного фараона – давления, направленного на то, чтобы принять ценности, противоречащие Торе и заповедям, – и радость освобождения от этого гнета ярче переживаются женщинами. Женщины большую часть дня проводят в доме, тогда как мужья заняты добыванием средств к существованию. Даже когда они дома, мужчины не столь озабочены образованием детей, как их жены. А значит, борьба с фараоном прежде всего ложится на плечи женщин – неважно, насколько хорошо он маскируется и в обличье какого «доброхота» предстает.
В этой борьбе они могут рассчитывать на победу и на прикосновение Б-жественности в той мере, в которой они блюдут Тору и заповеди, и радость их соразмерна усилию. Те же, кто противится святому, будут «повергнуты в море». Только так обретут они великую радость женщин, ликующих и танцующих, ударяя в тимпаны... Тогда мы сможем перейти от главы Бешалах к главе Итро – получению Торы, когда женщины смогут, подобно женщинам древности, сказать: «Дети наши послужат залогом будущего соблюдения Торы» (Шир а-ширим раба, 1:3).
Учитывая всё сказанное, мы поймем комментарий в Мидраш Танхума на стих, в котором говорится о песне Мирьям: «и отозвалась Мирьям» (Шмойс, 15:23). Мирьям пела, вторя женщинам, – но почему-то на иврите употреблена форма мужского множественного числа, «лахем»! Не уместнее ли была бы здесь женская форма множественного числа, «лахен»? Мидраш поясняет: когда евреи прошли по морю и запели молитвенную песнь, ангелы тоже возжелали петь, однако Б-г объявил: сперва пусть поют евреи, а потом уже ангелы.
Тем же Мидраш объясняет и необычное «яшир» в начале песни Моше, которое скорее можно истолковать или как повелительное наклонение – «пойте», или как форму будущего времени «будут петь», а не как форму прошедшего времени «шар» – «он запел». Это – повеление Б-га: Моше и Израиль будут петь, и лишь потом песней выразят себя ангелы.
Потом, когда Мирьям и женщины готовятся запеть, ангелы вновь говорят о своем желании восславить песней Б-га прежде, чем споют женщины. Мидраш дает два толкования. Согласно первому, мольба ангелов была услышана. Согласно второму, которое получило статус авторитетного толкования, женщины всё-таки пели перед ангелами. Но даже если принять ту точку зрения, что песня ангелов предшествовала песне женщин, ангелы не могли сказать «шира», покуда Мирьям не даровала им это право. Вот почему здесь употреблена форма множественного числа «лахем»: Мирьям обращается к ангелам и отвечает на их просьбу.
Всё вышесказанное является духовным наставлением для всякого еврея. Не надо бояться ни фараона с его бесчеловечными законами, ни реки Нил. Если еврей действует с присущей ему настойчивостью и напором, то, даже если он живет в Египте, указы фараона не затронут судеб детей Израиля. Еврей смело выведет детей на путь Торы – путь, который животворит их, дает им жизнь не только в Мире грядущем, но и в здешнем, материальном мире. Идя этим путем, они могут сказать: «Это Всесильный мой, и я прославлю Его, Всесильный отца моего – его превознесу» (Шмойс, 15:2) – и продолжат путь своих родителей. Это величайшая радость и слава, которую могут подарить родителям дети.
Теперь пришло время вспомнить стих из песни: «Введешь их и расселишь в горах, на месте, которое сделал жилищем Твоим». Он указывает на то, что Израиль воздвигнет третий Храм, и, возможно, это случится уже в наши дни.
Более того, Талмуд говорит еще и о том, что Б-г любит Израиль великой любовью, ибо Всемогущий не ждал, покуда сбудется сказанное про расселение и относящееся к Храму, обители Б-га, а еще в пустыне сказал: «И построят Мне святилище, и Я буду обитать среди них» (Шмойс, 25:8).
Всё это относится и к нашей эпохе, и к тому небольшому промежутку времени, что остается до прихода Мошиаха. Еврей, не испытывающий никакого трепета перед указами фараона, в ознаменование своей храбрости получает право сказать, что его народ – это «семя, которое благословил Г-сподь» (Ишаяу, 61:9). Евреи построят Ему святилище, и будет Он обитать среди них – в доме каждого еврея. И так как дом еврея – обитель Б-га, очевидно, что дом этот достоин Б-жественной щедрости, явленной в процветании и здоровье, и родители будут радоваться детям, а те – своим детям, и так далее, – долгие, обильные, исполненные радости, благословенные годы.
Ту би-шват
Мы можем многое извлечь из обыча
ев, установившихся в связи с праздником Ту би-шват – Новым годом деревьев, ибо если человек внимателен ко всему, что происходит вокруг него, то любое событие, случившееся с ним самим или рядом, послужит к тому, чтобы человек прирастал мудростью. Это относится и к отношениям, связывающим Б-га и человека, и к отношениям между людьми. Не только выдающиеся, выходящие за рамки обычного происшествия служат прирастанию нашей мудрости, но и события, повторяющиеся раз за разом. Так, наблюдая за деревом, мы многое можем постигнуть о нашей собственной жизни.
Большинство растений состоит из трех частей: корня, собственно растения – ствола, ветвей и листвы, – а также плодов (покрывающей их скорлупы или корки, плодовой мякоти и семян).
Каждая из этих частей выполняет свою функцию. Благодаря корням дерево стоит твердо и прямо. Когда корни сидят глубоко в земле, дереву не грозит опасность, что налетит сильный ветер и повергнет его на землю. И хотя корни скрыты от нашего взгляда, однако именно ими прежде всего живо дерево, пусть даже листья вбирают из воздуха необходимые для жизни дерева вещества и тем самым поддерживают ее, обеспечивая рост дерева и снабжая его энергией.
Но тем не менее дерево ассоциируется у нас прежде всего со стволом. Оно растет, набирая массу, – и по мере роста ствола появляются новые и новые ветки, со множеством листьев на них. Именно по стволу, с его годовыми кольцами, мы определяем возраст дерева.
Но призвание дерева – давать плоды, и способность его к плодоношению раскрывается в том, какое количество семян, созревших в его плодах, пошло в рост и стало новыми деревьями, которые продолжат его род в следующих поколениях…
В Торе мы встречаем следующее сравнение: «дерево полевое – это человек» (Дворим, 20:19; Таанис, 7а). Человек подобен дереву во многих отношениях. Ведь и в отношении человека можно говорить о корнях, стволе и плодах.
Корни дерева подобны вере еврея. Вера связывает нас с источником жизни, с Б-гом. И когда мы достигаем зрелого постижения Торы на каком-то серьезном уровне, когда мы осознанно исполняем заповеди, жизненные силы мы черпаем не в учености как таковой, но именно в вере в Б-га и в святость Торы.
Изучение Торы и исполнение заповедей (248 заповедей «делай» подобны 248 органам человеческого тела, а 365 заповедей «не делай» соответствуют его 365 сухожилиям (Макойс, 23б; Зогар, I, 170б)), которые в идеале должны быть плотью всех наших поступков и свершений, подобны стволу дерева. Именно то, насколько Тора и заповеди присутствовали в жизни человека, определяет «протяженность осмысленной жизни» – тех лет из отпущенного нам срока, когда мы прирастаем знанием Торы и заповедями.
То, насколько еврей достиг самореализации, определяется «плодами», которые он произвел на свет. В дополнение к исполнению задач, взятых им на себя, он должен отдавать себе отчет, насколько его действия повлияли на тех, кто был рядом с ним. Кроме того, он должен стремиться, чтобы люди были деревьями, в полной мере питаемыми соками Торы, деревьями с могучими корнями (то есть изначальным качеством веры), с крепкими и высокими стволами и ветвями (которые есть изучение Торы и благие деяния), – деревьями плодоносными (несущими благо другим).
Непрерывная цепь: из поколения в поколение
Подводя итог сказанному: для всякого еврея корень, который его питает, и главный аспект, определяющий его идентичность, – это чистая вера. Любая слабость и уступка в вере олицетворяют серьезную угрозу духовной жизни и росту личности. Это так даже тогда, когда жизнь человека исполнена достойных и благих деяний.
Совершенство или «полнота» человека обретает свое выражение в «плодах», в том, какое влияние он оказал на других, сподвигнув их к жизни, исполненной смысла, когда они всеми силами стремились исполнить свою задачу и цель, которая заложена Б-гом в творении. Так действия человека приносят плоды, а эти плоды со временем дают новые плоды – в результате поколение за поколением «прирастают» плодами Торы и заповедей. И всё это восходит к одному человеку, чье стремление к познанию и благу положило начало этой цепи.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru