[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2006 ШВАТ 5766 – 2 (166)
Обратите внимание на иллюстрации
Уважаемая редакция! Я полагаю, большинство читателей вашего журнала – это люди вроде меня, пожилые, а художник-иллюстратор Александр Горнов – достаточно молод.
Так вот, мне режет глаз, что в 1941 году сотрудники НКВД изображены в погонах («Лехаим» № 10 за 2005 год, главы из романа Григория Кановича «Очарованье сатаны»).
Насколько я помню, погоны были введены в 1943 году после Сталинградской битвы.
Наверняка многие из моих ровесников обратили внимание на это несоответствие.
С уважением, М. Фридман,
Москва
У человечества еще есть время – это повод для оптимизма
Телевизионный цикл «Еврейский вопрос – русский ответ» Ф. Разумовский закончил так: «Вопрос есть. Его нужно обсуждать».
Передачи Ф. Разумовского были очень увлекательны и воспринимались с интересом. Но, к сожалению, вспоминая их теперь, ощущаешь некую недосказанность, умолчание важного. Во всяком случае, меня удивило отсутствие оптимизма в перспективе.
А ваша публикация встречи с Ф. Разумовским в МЕОЦе («Лехаим», № 8, 2005 год) и недавно прочитанная мною статья Л. Н. Гумилева об образовании человеческих «этносов» побудили кратко, для себя, сформулировать первопричину возникновения «вопроса»: в человеческие «этносы» из звериного состояния были привнесены понятия: «мы не они», «мы не такие, как они». В этом, я думаю, первопричина возникновения национализма, шовинизма, расизма, различных фобий, вплоть до армяно-турецкой резни и Холокоста.
По этому пути – от «звериного» до цивилизованных «семейных» состояний – пролегает путь познания и существования человечества. И идут люди, страны, сообщества не в одну шеренгу, а разбрелись во все стороны – от «зверя» до «человека семейного». Какой я, какой ты? Где мы на этом пути? Это зависит от каждого из нас. И это не просто вопрос, а «вопрос-проблема», требующая конкретных решений, действий.
На мой взгляд, культурное сотрудничество русских и евреев наиболее ярко проявилось в XX веке: это тысячи инженеров, врачей, ученых, квалифицированных рабочих, учителей, воинов Армии и Флота, писателей, артистов.
Нас учили русские учителя, ученые. Мы работали вместе и рядом с русскими. Теперь уже наши дети, внуки работают вместе, лечат и учат, дарят свои таланты и знания всему народу российскому.
Я лично прожил трудную, но счастливую жизнь. Я работал, общался и дружил с тысячами русских людей, и меня никто не обидел антисемитской выходкой, хотя я знал, что в стране есть бытовой – и был – государственный антисемитизм. Я всегда старался успокоить себя: люди в пути от одной своей стадии развития к другой. Придут ли они когда-нибудь? Уверен, да. У человечества еще много времени для жизни в одном Доме на Земле.
Д. Токман,
Нижний Новгород
Русские дети имеют право изучать основы православия
Я прочел статью Л. Радзиховского «Виноград с терновника» (Лехаим, № 8, 2005). Г-н Радзиховский резко выступает против преподавания православия в русских школах. Хотел бы заметить, что в еврейских школах иудаизм преподают, и это считается само собой разумеющимся. Мне могут возразить, что в русских школах учатся не только русские и не только православные. Это верно. Но это еще не значит, что русские дети не имеют права изучать в школе религию своего народа. Выход может быть такой: надо открывать специальные школы с углубленным изучением православной религии. Пусть в каждом городе будет одна, три, пять или более таких школ, в зависимости от количества желающих в них учиться. Тогда религиозные люди смогут воспитывать детей в духе своих убеждений, а секуляристы не будут жаловаться, что им насильно навязывают религиозные взгляды.
А. Шур,
Москва
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru