[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2006 ШВАТ 5766 – 2 (166)

 

Московский «Улей», тесно свЯзанный с монпарнасским

Нина Куриева

В центре Москвы, в Петровском переулке, соединяющем Петровку и Б. Дмитровку, полгода назад открылась первая в городе галерея еврейского искусства «Улей». Название восходит к известной парижской колонии художников La Ruche («Улей»), в которой очень сильна была еврейская составляющая. Именно на художниках так называемой парижской школы, как известных, так и не оцененных по заслугам, сосредоточила свой интерес новая московская галерея.

А. Федер. Женщина с кувшином.

Их творчество приобрело настоящую огранку в 1910–1920-х годах в Париже, где вокруг космополитичного «Улья» на Монпарнасе группировались выходцы из разных стран. По словам Марка Шагала, «здесь или помирали с голоду, или становились знаменитыми». А французский критик Жан Кассу писал: «В “Улье” было полно иностранцев, слетевшихся со всех концов света, и в особенности евреев из Восточной Европы, которые были людьми, обладавшими только собственной судьбой…»

Перемещение из провинциальной еврейской среды в центр мирового искусства тех лет было частью процесса секуляризации и вхождения в европейскую культуру новой мощной силы. Эта в своем роде уникальная ситуация способствовала формированию в Париже в начале XX века единого искусства интернациональной Европы – искусства, в значительной степени обусловившего глобальный перелом в культуре минувшего столетия. Роль художников-евреев стала во многом определяющей. Достаточно назвать такие имена, как Марк Шагал, Хаим Сутин, Амедео Модильяни, Осип Цадкин, Моисей Кислинг, Хана Орлова…

Эти мастера – наследники еврейской художественной культуры (развивавшейся, в отличие от европейской, вне законов изобразительности) – сумели почерпнуть в ней глубокий духовный опыт и особую символику, присущую традиционному орнаменту. Эту «одухотворенную традиционность» они соединили с новейшими открытиями современного искусства – искусства авангарда.

Самое сложное – угадать пути художественного мышления своего времени. Художникам-евреям парижской школы это удалось: способом мышления для них стала пластика, а не только мысль, запечатленная в слове.

В этой связи в первую очередь вспоминаются холсты Хаима Сутина, художника гениальных прозрений и тончайшей интуиции. Его «Портрет жены сапожника» открывает список приобретений галереи. Добавим: в российских музейных собраниях Сутин не представлен.

В 1928 году, когда в Париже был написан этот женский образ, в Москве, в залах Морозовского отделения Государственного музея нового западного искусства на Пречистенке, открылась выставка «Современное французское искусство». Выставка имела и так называемую «русскую часть», экспонировавшуюся в Третьяковке. С прославленными французскими мэтрами соперничала довольно пестрая когорта художников-парижан – выходцев из России. Они составили едва ли не половину всей выставки. Факт их участия в столь представительном показе новейших течений говорит об их вовлеченности в творческие поиски, определявшие лицо французского искусства.

Х. Сутин. Портрет жены сапожника.

Этой самоидентификации и одновременно адаптации в многонациональной творческой среде Монпарнаса была посвящена статья «Русская группа» в каталоге выставки. Ее автор – Абрам Эфрос, авторитетный критик, блестящий эссеист, участвовавший в отборе работ во Франции. Эфрос выделял фигуру Хаима Сутина (увы, его работы, несмотря на усилия Эфроса, не попали на выставку из-за отказа нескольких владельцев его картин) и отмечал ряд живописцев, находившихся в сфере его влияния, – это Пинхус Кремень, Михаил Кикоин, Генри Эпштейн, Адольф Федер. Их он причислял к «мастерам орбиты Сутина».

Теперь, почти через восемьдесят лет, работы этих художников вновь можно увидеть в Москве.

Их картины, а также произведения Моисея Кислинга, Макса Зильбера, Саши Финкельштейна, Осипа Браза, Абрама Минчина, Мане-Каца, Александра Фасини, Леона Вейсмана, Веры Роклиной, Ирен Хассенберг представлены в московском «Улье». Судьбы этих художников складывались по-разному – большей частью трагически. Талантливейший Федер, успешно развивавший линию Гогена, погиб в Аушвице, тот же страшный адрес подводит итог биографии тончайшего колориста, уроженца Одессы Фасини, там же оборвалась жизнь последователя Сутина, Эпштейна.

Новая галерея не ограничивается исключительно периодом существования парижской школы, то есть 1910–1920-ми годами. Здесь и замечательный женский портрет Михаила Кикоина, датируемый 1952 годом, когда безвестный монпарнасец Кикоин стал признанным художником. И эталонный вариант живописи известного нонконформиста, участника памятной «бульдозерной» выставки и многих подпольных квартирных показов, Оскара Рабина, оказавшегося в вынужденной эмиграции в том же Париже после лишения его советского гражданства.

П. Кремень. Пейзаж.

С полным основанием можно утверждать, что мастера, входящие в круг интересов галереи «Улей», были современниками и вершителями важнейших культурных процессов прошлого века. Пора воздать им должное. Некоторые из названных имен уже вписаны в историю искусства, другие – незаслуженно забыты. Цель галереи – ориентируясь на мастеров первого ряда, ввести их в орбиту классического искусства и помочь им вернуться на родину в своих произведениях.

В то же время многие люди, живущие в современной России, идентифицируют себя со своим народом и пытаются прикоснуться к собственным корням. Умение увидеть и оценить подобного рода искусство, воспринять ту одухотворенную материю, которой является живопись высокого качества, – тоже один из способов национальной самоидентификации.

Мане-Кац. Украинский пейзаж

(Вид Кременчуга).

 

Галерея «Улей»: Москва,

Петровский переулок, д. 5, строение 7

(м. «Пушкинская», «Чеховская»).

Тел. (095) 928 06 52; ulei@col.ru

Пн. – пт., по предварительной договоренности.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru