[<<Возрождение] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2006 ШВАТ 5766 – 2 (166)
Исход по-одесски
Еврейские праздники богаты разнообразием обычаев. Каждая община может похвастаться «особенностями национальной» Хануки, Пурима, Нового года…
Одесситы, например, любят отметить Пейсах выездными семинарами на морском побережье – с интересными лекциями, кинофильмами и обилием новых знакомств. Поскольку не за горами уже третье подобное мероприятие, можно с уверенностью сказать: «У нас с друзьями есть традиция: каждый год 14 нисана мы едем к морю…»
«В каждом поколении евреи должны чувствовать себя выходящими из Египта». Однако, даже тщательно выполнив все предписания, убрав квартиру, продав хамец и (на вырученные деньги?) купив пасхальную посуду, почувствовать себя «выходящими из Египта» нелегко. Чего не хватает? Именно: романтики Исхода. Это всё равно что болеть за любимую футбольную команду, лежа перед телевизором на собственном диване, вместо того, чтобы сидеть на стадионе в Милане…
Конечно, не у всех есть возможность посидеть на миланском стадионе. Одесситам с Пейсахом всё-таки проще: возможность окунуться в праздничную атмосферу есть у всех желающих. Стараниями раввина Авроома Вольфа одесская община уже два года на Пейсах проводит выездные семинары. Оба раза «Исход» совершался не в пустыню, а на знаменитые одесские курорты – «Черноморку» и «Затоку». Впрочем, до открытия пляжного сезона названные места с пустыней имеют довольно много общего…
Что же (помимо «охоты к перемене мест») заставляет людей на целую неделю покидать теплые квартиры и устремляться к не столь теплому в это время года побережью Черного моря? Отсутствие опыта, времени, денег (нужное подчеркнуть) для нормальной подготовки к «веселому и кошерному» празднику? Нехватка фантазии при составлении меню на неделю, учитывая запрет на две трети привычных продуктов? Желание посмотреть, наконец, как ЭТО делается правильно (и, что немаловажно, как ЭТО делается в Одессе)? Мечта увидеть море (для иногородних) и возможность смотаться в «Затоку» за полцены (за одесситов спонсоры оплачивают значительную часть стоимости путевки)?
Как видите, поводов достаточно. Желающих – тоже. Проект для Украины уникален, поэтому сюда съезжаются из Херсона, Николаева, Харькова, Житомира, Киева, Донецка.
«Расскажи сыну своему», – гласит заповедь. А поскольку мы знаем, что «лучше один раз увидеть», то люди берут с собой сыновей, а также дочерей, бабушек, двоюродных тетушек и вообще предпочитают путешествовать семьями. Поэтому возраст участников семинара весьма разнообразен. Самому младшему было полтора месяца от роду. О верхней возрастной границе трудно сказать что-либо определенное, поскольку представители старшего поколения на вопрос «сколько вам лет?» традиционно и вполне по-одесски отвечают: «Не дождетесь!»
Если массовость одесского «Исхода» слегка уступает событию, описанному в Торе, то спешка, с которой наши предки уходили из Египта, вполне нам знакома. Несмотря на все заблаговременные приготовления, сбор вещей обычно длится всю ночь и завершается с рассветом. Затем следует экстренное доедание непригодных для Пейсаха продуктов, оставшихся в холодильнике (не пропадать же добру!), после чего все спешат занять места в автобусах и разместить свои многочисленные сумки с наименьшим для них ущербом.
Следует отметить, что одесситы очень ответственно подходят к процедуре комплектации багажа: вещей, взятых ими с собой на неделю в находящуюся в полутора часах езды «Затоку», хватило бы на все 40 лет странствий по Синайской пустыне. Чтобы коротать время долгими весенними вечерами, кто-то даже захватил с собой теннисный столик. Хотя нехватки интересных мероприятий на семинаре и так не ощущалось.
Днем, в перерывах между молитвами, проводились лекции. Не мудрствовать лукаво решил только раввин Измаила и Белгород-Днестровского Фишл Чичельницкий, разъяснив наконец людям законы праздника Пейсах, а также реб Шмуэл Ериш, порадовавший публику своими (!) стихами, посвященными тому же празднику. Тематика остальных лекций была поистине свободной (ведь Пейсах – это и есть праздник свободы!), что ничуть не умаляет их интерес и пользу. Так, представители киевского «Сохнута» подготовили целую серию рассказов о персонажах Танаха, реб Амрам Линков из Житомира погружал слушателей в мир еврейской философии. Реб Велвл Верховский, возглавляющий в Одессе «Хевра Кадиша», рассказал о святости еврейского тела, а студент ешивы реб Хаим Перекрестов – о законах еврейского брака. О причинах сложных взаимоотношений между хасидами и «литваками» поведал пресс-секретарь одесской общины Болеслав Капулкин. Тему Холокоста затронул Леонид Дусман, во время войны – малолетний узник Доманевского гетто, на своем опыте переживший ужас фашистской оккупации и внесший неоценимый вклад в увековечивание памяти погибших евреев Одессы и области.
Пока взрослые учились, дети беззаботно отдыхали под присмотром воспитателей одесской школы «Хабад Ор Авнер», а наиболее активные, совместно с преподавателем традиций этой школы Евгенией Курсаковой, подготовили кукольный спектакль.
По вечерам были организованы просмотры кинофильмов. А в один из вечеров в «Затоку» приехал белгород-днестровский театр «Бейт лец» (режиссер Владимир Сорокин), от души повеселивший публику одесскими шутками.
Для мужчин, страдающих бессонницей, директор одесской ешивы «Томхей Тмимим» рав Довид Фельдман давал «еженощные» уроки Торы. А оба пасхальных сейдера, проведенные тем же раввином Фельдманом, стали незабываемым событием семинара. Заметим: рав Довид – бессменный руководитель «выездных Пейсахов».
Как водится в приличном еврейском обществе во время Исхода, не обошлось без ропота. Перечень наиболее часто звучавших реплик:
«Какому смелому архитектору пришла в голову идея сделать вход в санузел через балкон?»
«Почему официанты начинают обслуживать с другого конца стола? Ведь я-то сижу здесь!»
«Почему у курицы всего две ноги? Всем же не достанется!»
«Почему горячий чай так быстро делается холодным?»
«Ну почему на ИХ Пасху всегда хорошая погода, а на НАШ Пейсах…»
К чести ворчащих следует заметить, что шум прибоя и дружеская беседа мгновенно перестраивала их на лирический лад. Как сказал известный поэт, «Сотри случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен».
«В будущем году – в Иерусалиме!» – желают друг другу евреи в конце сейдера, подразумевая скорый приход Мошиаха. Но если он по каким-то причинам задержится, третий одесский «Исход», мы надеемся, таки состоится!
Х.-Г. Ериш
[ << Назад ] [ Содержание ]
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru