[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2006 ШВАТ 5766 – 2 (166)

 

Дела банковские, семейные…

Недавно в Одессе, на Люстдорфской дороге, 27, на месте старых пороховых складов, был открыт мемориал. Здесь 19 октября 1941 года оккупантами были заживо сожжены и расстреляны почти 28 тыс. мирных граждан Одессы – в большинстве своем евреи, а также военнопленные, моряки и солдаты. Двухметровый знак скорби («рассеченная» надвое звезда Давида и надпись на украинском и иврите, гласящая: «В память расстрелянных и сожженных евреев 1941–1944») воздвигли на пожертвования жителей Одессы и местных организаций. Наиболее весомую лепту в создание комплекса, по сообщениям СМИ, внесло руководство банка «Пивденный» («Южный»).

Создание мемориала не единственная акция, в которой участвует банк «Пивденный» и председатель его правления Вадим Мороховский. За помощь детям-инвалидам, ветеранам войны, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС Вадим Мороховский неоднократно отмечен благодарностями и почетными наградами. Банк активно занимается благотворительностью, участвует в увековечении памяти жертв Холокоста, во многих добрых делах и, что немаловажно, в любую минуту готов прийти на помощь одесской общине Хабад-Любавич.

Банк «Пивденный», который недавно справил своеобразную бар-мицву (ему исполнилось 13 лет), входит в группу крупнейших банков страны, имеет 70 подразделений на ее территории и является лидером среди банков Юга Украины. Вадим Мороховский считает, что основа успехов – то, что банк работает не как механическая система, а как живой организм: «Душа банка – люди, его коллектив. В нем должна быть теплая, дружеская атмосфера. Это, в свою очередь, обеспечивает высокое качество обслуживания, – рассказывает председатель правления банка. – Другая составляющая успеха – ориентация на физических лиц, широкий спектр услуг, которые способны удовлетворить самых требовательных клиентов. Особое внимание – пенсионерам, ветеранам. Для нашего банка клиент – не просто номер счета. Это личность, которой надо уделить столько времени, сколько требуется для близкого человека. И, благодаря такому подходу, наши клиенты чувствуют себя единой семьей с нашим банком».

Еще одна семья Мороховского – это одесская еврейская община.

Вадим Викторович вспоминает: «Начиналось всё в детстве, с еврейской гордости: еще в советское время среди народных депутатов, работников науки, искусства искали – вот, это “наши люди”! Но это было далеко от религии. В 1983–1984 годах появилась возможность читать Тору, и это был первый толчок, оставивший глубокий след. Хотя ходили мы в синагогу всегда – покупали мацу, отмечали праздники.

Когда заболел отец, религия стала для меня очень важной составляющей и с тех пор окончательно утвердилась в моей жизни. Не говоря уже о том, чтобы каждый день тфилин надеть, каждую субботу прийти в синагогу. Главное – состояние мира, которое при этом ощущаешь. Это я пытаюсь передать моим детям.

Если говорить о сегодняшней еврейской Одессе, то, безусловно, Леви Леваев показал пример одесситам, как надо помогать общине. И то, что сегодня община растет, существует большая школа, интернат, родители стараются дать детям традиционное еврейское образование, по городу ходят и в кипе, и в талисе, – это воспринимается как должное, – всё это очень значимо.

Я недавно был в Испании, в Толедо – городе, в котором когда-то мирно и спокойно жили три народа – испанцы, арабы и евреи. И я считаю, что Одесса – своеобразный восточный Толедо. Это очень интернациональный город. Конечно, огромное количество одесситов уехали отсюда, “вымыло” целый пласт, и это большая потеря для города, грустно, что они не в Одессе. Но, несмотря на то что это произошло, наша задача сегодня в том, чтобы Одесса не потеряла свою уникальность, чтобы город процветал и служил примером. Это должны делать наши дети, новые поколения одесситов. И не последнюю роль в этом играет наша община, которая показывает пример, как надо воспитывать детей и сохранять свою уникальность.

С раввином Авроомом Вольфом нам очень повезло. У нас такой молодой, разумный, а главное, интеллигентный раввин. С ним община активно и динамично развивается. Меня радует, что в синагогу приходишь, как к себе домой».

А собственная семья Вадима Мороховского, как для всякого отца, предмет особых забот. В том числе – продолжения семейных традиций. Отец Вадима, Виктор Мороховский, увы, несколько лет назад ушедший из жизни, – один из тех, кто стоял у истоков одесского клуба знатоков и всего интеллектуального игрового движения, капитан одесской команды «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринга», известной как «команда Мороховского». Не так давно на международном турнире серии «Что? Где? Когда?» среди сотрудников финансовых и кредитных учреждений команда банка «Пивденный» заняла первое место.

Рассказывает Вадим Мороховский: «Семья Мороховских – это обычная семья интеллигентов. В нашем роду в основном инженеры и врачи. Начиная с 1862 года все жили в Одессе, с небольшими перерывами на обучение за границей и на войны, которые были в XIX и XX веке. Банкиров в роду не было».

Но, как шутит Вадим Викторович, «в семье не без банкира…» «Пивденный» затевала компания единомышленников – бывших игроков одесской команды КВН: «Начинали как маленький еврейский банк, – вспоминает он. – Но сегодня он уже не маленький, а достаточно известный». Жена председателя правления банка Лия Семеновна работает здесь же, занимается валютными операциями. Она – потомок известного еврейского рода, ведущего свою родословную из Праги, от создателя легендарного Голема, другая же ветвь этого рода – английские бароны, бывшие первыми попечителями Лондонской синагоги. У Вадима и Лии трое детей. В общем, не без гордости сообщает Мороховский, тыл надежно прикрыт. «А если хороший тыл, – говорит Вадим Викторович, – смело можно работать 24 часа в сутки и приносить пользу не только себе, но и людям, родной Одессе, которой мы гордимся и которую очень любим».

В кабинете председателя правления, на стене, в рамочке под стеклом, – обширный документ, заверенный… одесским раввином. И название этой, казалось бы, сугубо финансовой бумаги своеобразное: «Разрешение раввина на сделки». Оказывается, это положение является обязательным для всех еврейских банкиров, которые соблюдают Закон – то есть следуют еврейскому банкирскому кодексу.

«Разработан он был несколько веков тому назад, и ему следовали много поколений еврейских банкиров всего мира, – поясняет Вадим Мороховский. – Мы стараемся соблюдать эти традиции в работе с клиентами и партнерами. Создавая банк, и мы, и наши клиенты посчитали, что этому закону необходимо следовать в нашей деятельности».

Исходным моментом, определившим суть банковского еврейского кодекса, послужил закон, запрещающий еврею давать деньги другому еврею под проценты, но разрешающий участвовать в доле прибыли.

Рассказывает Вадим Мороховский: «Как известно, Тора запрещает давать и получать деньги под проценты. В свое время этот запрет создал трудности для еврейских банкиров, породил определенный кризис. Поэтому была создана форма договора, которой уже много сотен лет придерживаются еврейские банковские дома во всем мире».

Суть этого договора, носящего название «Разрешение раввина на сделки», состоит в том, что в ситуации, когда банк получает от кого-либо или отдает кому-либо для дальнейших операций или инвестиций определенную сумму денег, это лицо на оговоренный срок становится партнером банка.

При этом фиксируются доли партнеров (банка и участвующего в сделке лица) на прибыль и на убыль, например: на прибыль партнер банка получает одну треть, а банк – две трети; на убытки две трети составляют расходы партнера, а самого банка – одну треть.

Эта доля прибыли или убытков может быть иной, может определяться не в долях, а в процентах (что существует в современной практике), но это не меняет сути сделки. Всё равно любой клиент банка выступает его партнером. И наоборот.

Этот принцип объявляется банком по доброй воле и принимается решением правления банка. Поэтому положение, в котором создатели «Пивденного» оговаривают эти партнерские отношения – с подписями учредителей банка, заверенными раввином Авроомом Вольфом, – в банке висит на видном месте, в кабинете его главы Вадима Мороховского.

Председатель правления «Пивденного» объясняет: «Любое лицо, заключающее с нами сделку, может опираться на это положение. Фактически “Разрешение раввина на сделки” стало прообразом современного инвестиционного финансирования, когда банк инвестирует финансовые средства и получает свою долю прибыли. Это пример своеобразного инвестиционного банкинга. То есть деньги даются как бы не под проценты, а за долю от прибыли, которую заработало вступившее в партнерские отношения с банком предприятие или лицо».

«Сегодня жить хорошо, когда вокруг тебя всё плохо, – это нонсенс», – полагает Вадим Мороховский. Поэтому главной задачей глава банка «Пивденный» считает финансирование клиентов и развитие бизнеса, а основным принципом деятельности – известную мысль: не делай ближнему того, чего не желаешь себе. «Это свойственно многим профессиям, но профессии экономиста – в первую очередь, – убежден Мороховский. – На чужих костях добро не сотворишь».

…В переводе с иврита цдока – это не просто «милостыня» или «благотворительность». Правильнее было бы перевести это слово как «справедливость». Более того, в этом ее суть. Ибо заповедь давать цдоку действительно исполняется во имя восстановления справедливости: если кого-то жизнь «обидела», не дав каких-то материальных благ, другой, более успешный, должен эту справедливость восстановить. Кроме того, есть области деятельности, угодные Б-гу, но не предполагающие получение дохода. Вознаграждение людям, занятым такого рода деятельностью, также предусмотрено из цдоки.

С другой стороны, чем успешнее, удачливее дающий цдоку, тем она больше. И тем больше получает община, тем активнее ее деятельность по восстановлению этой, увы, весьма присущей нашей жизни несправедливости.

И. Карпенко

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

E-mail:   lechaim@lechaim.ru