[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2006 ТЕВЕС 5766 – 1 (165)
9.I
125
Поэт виолончели
Иосиф Пресс был не просто музыкантом – он был поэтом виолончели. Виолончель оказалась призванием всей его жизни. В начале прошлого века его сольные концерты собирали полные залы в Германии, Франции, Швеции и Америке. Однако прошло сто лет, и имя этого человека оказалось напрочь забытым.
Он родился 9 (21) января 1881 года в Вильно, в семье свадебного музыканта-трубача. Отец его к тому времени полностью утратил работоспособность, и семья жила на заработки старшего сына, десятилетнего Михаила, ставшего впоследствии знаменитым скрипачом.
С раннего детства маленького Иосифа учили игре на виолончели. Правда, занимался он без большого энтузиазма, потому что никак не мог поверить в то, что мальчишка из бедной еврейской семьи может чего-то добиться на этом поприще. Однако успехи старшего брата, который был его кумиром, заставили мальчика серьезно задуматься над своей профессией.
Пройдя хорошую школу в Харьковском музыкальном училище, он в 16 лет поступил в Московскую консерваторию в класс знаменитого Альфреда фон Глена. Молодой человек уже тогда обращал на себя внимание: его аттестовали как «прекрасного виолончелиста с удивительной техникой». В 1902 году Пресс окончил консерваторию с золотой медалью, и его имя было занесено на мраморную доску отличия рядом с именами других лауреатов этого выпуска – певицы Антонины Неждановой и пианиста Леонида Николаева. За годы, проведенные молодым виолончелистом в консерватории, он много выступал с концертами, причем вместе с такими блестящими музыкантами, как Рахманинов, Гольденвейзер и Гнесина. А в январе 1902 года его пригласил участвовать в своем концерте Федор Иванович Шаляпин. Столь же благосклонно относилась к Иосифу и критика – о нем писали только хорошее, а он, кстати, до конца своей недолгой жизни так и не смог к этому привыкнуть.
Поворотным событием в жизни музыканта стал отъезд за границу его брата. По вызову Михаила Иосиф также отправился в Германию, где сразу же успешно прошел конкурс на место второго солиста оркестра Берлинской филармонии.
Впрочем, он недолго там играл: Михаил увлек его идеей создания собственного камерного ансамбля, получившего название «Русское трио». С ним на многие годы оказалась связана артистическая жизнь братьев Пресс. Третьим музыкантом стала известная пианистка Вера Маурина, жена Михаила.
Несмотря на напряженный график турне и гастролей с «Русским трио», Иосиф настойчиво работал над совершенствованием своей техники, занимаясь у профессора Юлиуса Кленгеля в Лейпциге, а затем у Пабло Казальса. Иногда он выступал с сольными концертами.
Выступление в конкурсе выпускников Московской и Петербургской консерваторий, где он разделил второе место с одним из своих коллег, сразу принесло музыканту славу одного из лучших русских виолончелистов, а последовавшие за тем многочисленные концерты упрочили эту репутацию.
Начиная с 1914 года Иосиф Пресс ежегодно и помногу концертирует в России и постепенно становится очень популярным в Москве и Петрограде, где остается жить, став профессором Петроградской консерватории.
В 1920 году Иосиф Пресс отправляется в заграничное турне во Францию, Швейцарию и Голландию. А в конце этого года, вместе с пианистом Леонидом Крейцером и скрипачом Александром Шмулером, организует «Новое русское трио», первые выступления которого в Амстердаме, Роттердаме и Гааге имели оглушительный успех.
Спустя год виолончелист переезжает в Соединенные Штаты, где – он прекрасно понимает – ему мало на что приходится рассчитывать. Однако, несмотря на безвестность и уже расписанные на весь сезон ангажементы, нашелся импресарио, рискнувший вложить в него деньги. Концерт, прошедший 1 декабря 1921 года в Нью-Йорке, стал настоящим триумфом Пресса. Публика безумствовала, а критика вновь расточала музыканту похвалы – и это в стране, где так рьяно ругали Рахманинова и Хейфеца!
Он прожил в Америке всего три года, но получил признание не только как музыкант, но и как педагог, хотя преподавать успел очень недолго. В сентябре 1922 года Иосифа Пресса пригласили на должность профессора консерватории в Рочестере. Одновременно он вошел в состав струнного ансамбля The Kilbourn Quartet, с которым многократно выступал вплоть до 1924 года – года своей смерти.
Он умер 4 октября от острой формы пневмонии. Пресса, в том числе советская, откликнулась на его смерть потоком некрологов: «В лице покойного, – писала ленинградская “Красная газета”, – музыкальный мир потерял большого виртуоза-музыканта и энергичнейшего пропагандиста русской музыки за рубежом...»
Василий Максимов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru