[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2005 ХЕШВАН 5766 – 12 (164)     

 

Перспективы года и века

Симон Джекобсон

Есть времена и времена. Времена, когда нужно мгновенно реагировать на требования момента. И времена, когда надо сделать шаг назад и взглянуть на картину в целом, чтобы за деревьями увидеть лес.

Мы вступили в новый, 5766 год. Время оглядеться и увидеть наступивший год в перспективе. Никакой новый год не рождается в пустоте – и в рамках ежегодного обзора нам нужно осмыслить время, в которое мы живем. Мы делаем это, чтобы лучше понять себя и исправить свои ошибки. Мы строим планы, и примеры из прошлого помогают нам определить черты будущего.

Дни трепета, десять дней между Рош а-Шона и Йом Кипуром, особенно благоприятны для выявления наших приоритетов. Это дни созидания («созидания малхус» на языке кабалы), определяющие и формирующие грядущий год. Подобно центральной нервной системе, месяц тишрей (теми же буквами записывается слово «рейшит», «голова») регулирует механизм грядущего года.

Вспоминая прошедший год, отметим его наиболее впечатляющие моменты:

– Последствия ураганов «Катрина» и (в меньшей степени) «Рита» продемонстрировали человеческую уязвимость – равно как и пропасть между бедными и богатыми.

– Проблема Ближнего Востока остается неисчерпаемой; здесь каждодневно маячит призрак Ирака, но не только его.

– Угроза терроризма – возможность взрыва в любом месте и в любое время – нависает над нами, задумываемся мы об этом или нет.

– Ближний Восток остается горячей точкой, и нам еще предстоит иметь дело с мощью миллиардного мусульманского населения. Мы сидим на пороховой бочке.

– С уходом израильтян из Газы кризис идентичности в Израиле проявился в полной мере. Мира не ожидается, и нет никакого намека на будущую стратегию.

– В Соединенных Штатах продолжается строительный бум; технологии, медицина и наука бурно развиваются. Но растут цены на нефть, семейная жизнь и воспитание детей – в ступоре. Неуклюжесть инфраструктур со всей очевидностью свидетельствует о том, насколько тонкая и незаметная грань отделяет внешнее процветание от всё более неконтролируемой ситуации.

– Борьба за место религии и веры в нашей жизни удивительным образом продолжает нарастать, и конца этой борьбе не видно.

В целом всё больше углубляется конфликт между счастьем человека и его комфортом. Становимся ли мы счастливее с ростом благосостояния? Возникает ощущение, что чем выше качество жизни, тем в большей степени мы нуждаемся в терапии.

Недавние события свидетельствуют: мы находимся на переломном этапе. Меняются парадигмы. При переходе из одного состояния в другое вдруг образуются многочисленные разломы, высвечивающие потребность адаптироваться, встать вровень с новой реальностью.

События и явления нескольких последних веков – Возрождение, Просвещение, эмансипация, демократия, капитализм, свобода, равенство, либерализм, наука – перенесли нас из Средневековья в современную эпоху. Пережив две первые революции, аграрную и промышленную, мы вступили в третью, которой присваивают разные имена – атомная, ядерная, компьютерная, информационная (а самое поэтическое название, которое мне нравится больше всего, – квантовая).

Но заканчивается ли на этом история? Если, как полагал Гегель, движущей силой и каждого отдельного человека, и народов в целом является «борьба за признание» (самооценка и личное достоинство), то тогда с утверждением либерального демократического государства эволюция человеческого духа и сама история подходят к концу: именно так утверждает Фрэнсис Фукуяма в своей книге «Конец истории» (1992).

Для психологии Торы фундаментальное значение имеет уверенность в том, что каждой проблеме предшествует ее решение, равно как каждую болезнь предваряет способ ее лечения. Это дает нам силу принимать вызов – зная, что победа будет за нами.

 

Самех-Вов – хасидский трактат, столетие которого мы отмечаем в этом году, – предлагает нам новое ви€дение будущего, опирающееся на анализ природы человеческих достижений и наслаждений. Ребе Рашаб утверждал, что всякое наслаждение, известное человеку и испытываемое им, имеет линейную форму. Наслаждения различаются только количественно, в соответствии с тем или иным уровнем, который проходит в своем индивидуальном развитии каждый человек. Во всех своих измерениях, даже высшего порядка, наслаждение летально и конечно – и поэтому неизбежно фрагментарно (к примеру, наслаждение от хорошего вина не имеет ничего общего с наслаждением от чтения хорошей книги). Все подобные наслаждения рождаются из того потока, что «выходит из Эдена, чтобы орошать сад».

Величайшее наслаждение – то, которого «глаз не видел» (Ишаяу, 64:3), – бессмертное, вечное, безграничное, качественно отличное от любых наслаждений, когда-либо испытываемых человеком. Эта та степень наслаждения – сам «Эден», – которая является сущностью и источником всех наслаждений и присутствует в каждом событии человеческой жизни – и обыденном, и сакральном. Она доступна нам в результате нашего напряженного труда в земном мире. Исполнение мицвойс способно порождать новые, неизведанные измерения наслаждения, создавая единый цельный поток, связующий все аспекты бытия.

Революционный, переломный момент, согласно Самех-Вов, достигается в процессе нашей деятельности по преобразованию материального мира в «дом» для мира горнего.

Пока мы не достигнем этого сущностного уровня, мы будем оставаться заложниками борьбы с силами прогресса, пленниками конфликта между умножением материальных благ и углублением духовно-психологических неурядиц, между ростом качества жизни и потерей душевного равновесия.

Сила всякого наслаждения – в силе его источника. Как сказано в молитве на Рош а-Шона и Йом Кипур, сам по себе «человек произошел из праха и возвратится в прах, он зарабатывает хлеб свой с опасностью для жизни, он подобен разбитому черепку, иссохшей траве, увядшему цветку, призрачной тени, растаявшему облаку, дуновению ветра, рассеянной пыли, ускользающему сну…». Однако мы наделены даром Б-жественности и имеем доступ к сущности и источнику радости – неразрушаемому, неиссыхаемому, неувядаемому.

Непрекращающаяся битва материи и духа, столь ярко описанная в Самех-Вов, – битва, которая ведется с начала мира, – породила наши сегодняшние проблемы. Эти проблемы накопились в ходе истории и в последние несколько веков открылись по-новому. Модернизация мира, передовая наука и технологии, устаревшие системы и извращенная религиозность – всем этим обусловлено наше нынешнее положение, в целом и в частностях.

Битва достигла своего апогея в последние 100 лет. Обе мировые войны, за которыми последовали демографический и экономический бум, а также переживаемая ныне информационная революция подготовили почву для решающего боя между нарциссическими силами материализма и объединяющими силами духа.

Самех-Вов бросает нам вызов: все силы вселенной, все различия между народами, все конфликтующие точки зрения могут быть преодолены – нужно лишь признать, что наша судьба в наших руках. Личный нравственный выбор и конкретные поступки в земном мире определяют будущий ход нашей жизни и жизни вселенной.

Этот вызов составляет суть нашей духовной работы на протяжении Десяти дней тшувы-возвращения между Рош а-Шона и Йом Кипуром, когда мы стремимся освободиться от всего привнесенного в мир и вернуться к Сущности, чтобы привести в соответствие Ей нашу повседневную жизнь.

Как пишет Рамбам, «каждый человек на протяжении всего года должен относиться к себе так, будто его заслуги и провинности уравновешивают друг друга… Сделает он хотя бы одно доброе дело – и в нем самом, и во вселенной добро перевесит зло и придет спасение и избавление для всего мира… Поэтому у евреев принято усердствовать в совершении добрых дел, в раздаче милостыни и исполнении заповедей в дни от Рош а-Шона до Йом Кипура более, чем во все остальные дни года» (Рамбам, Законы тшувы, 3:4).

Так зададим себе вопрос: хватит ли у нас мужества принять этот вызов?

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru