[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2005 ХЕШВАН 5766 – 12 (164)
Три стороны золотой медали
Николай Мельников
Нобелевская премия, несмотря на неутихающие разговоры о несправедливости Нобелевского комитета, была и остается самой престижной и авторитетной наградой ХХ столетия. Она была учреждена в 1900 году, согласно завещанию знаменитого шведского химика Альфреда Бернхарда Нобеля, создателя динамита. Нобелевская премия присуждается ежегодно в шести номинациях: физика, химия, экономика, физиология и медицина, литература и премия мира. Вместе с денежной суммой каждый лауреат получает золотую медаль с изображением Нобеля и уникальный диплом. Вручение высоких наград проходит в день смерти отца-основателя, 10 декабря, в Концертном доме Стокгольма, а руководит церемонией король Швеции. Среди прочих, в нынешнем году лауреатами премии стали Рой Глаубер, Роберт Ауманн и Гарольд Пинтер.
Недетские игры
О награде в области экономики в завещании не было сказано ни слова, и в 1968 году, в память о знаменитом химике, ее учредил Банк Швеции. На сегодняшний день денежный эквивалент премии «Памяти Нобеля» составляет приблизительно один миллион триста тысяч долларов США – именно эту сумму разделили между собой израильский математик Роберт Ауманн и американец Томас Шеллинг, получившие премию за анализ социальных проблем при помощи теории игр.
Теория игр была разработана еще в середине прошлого века математиком Джоном фон Нойманом. Это была попытка понять процесс принятия решений в реальном мире, где переговорами занимаются несколько сторон, обладающих разными ресурсами и информацией. Сегодня она представляет собой математическую теорию предсказания результатов ситуаций, в которых участники не имеют полной информации о намерениях друг друга, а благосостояние одного зависит от действий других. Однако теория может оставаться просто теорией и не иметь никакой практической ценности, если не найдется человека, который привяжет ее к реалиям жизни. Профессора Ауманн и Шеллинг, по заявлению Нобелевского комитета, углубили современное понимание природы сотрудничества и конфликта с помощью теории игр, которую они применили к реальным проблемам. А понимание механизмов проблемы зачастую позволяет либо избегнуть ее вовсе, либо, по крайней мере, облегчить последствия.
К исследованиям ученые подошли с разных сторон: Ауманн – с точки зрения математики, Шеллинг – с позиций экономики. Работа профессора Ауманна была посвящена вопросу развития сотрудничества в постоянно повторяющейся ситуации и помогла найти объяснение причин многих экономических конфликтов, таких, как ценовые или торговые войны, а также выяснить, почему одни сообщества распоряжаются своими ресурсами успешнее других.
Израэль Роберт Джон Ауманн родился 8 июля 1930 года во Франкфурте-на-Майне, а восемь лет спустя его семья покинула родину, бежав в Соединенные Штаты. Это произошло всего за две недели до организованной нацистами волны еврейских погромов, прокатившихся в 1938 году по всей Германии и получивших название Хрустальной ночи, или Ночи разбитых витрин.
Он с отличием окончил нью-йоркский Сити-колледж в 1950 году, а спустя два года получил степень магистра математики, а затем и докторскую степень в Массачусетсском технологическом институте. Сейчас семидесятипятилетний Роберт
Ауманн имеет гражданства США и Израиля, он профессор Еврейского института в Иерусалиме, лауреат многих престижных премий, в том числе Израильской премии за экономические исследования, член неполитической организации «Профессора за сильный Израиль». Некоторое время он возглавлял Общество теории игр, а в начале 1990-х годов был президентом Израильского союза математиков.
Основным вкладом ученого в науку стало исследование в области повторяющихся игр. Он был первым, кто ввел в обращение термин «общее знание» – понятие, на котором строится вся современная рыночная экономика. А сформулированное им понятие «связанного равновесия» оказалось более гибким, чем «равновесие Нэша», при котором самостоятельные стратегии продавцов не позволяют получить лучшего, чем у конкурента, результата.
Теория игр оказалась применимой ко многим сферам человеческой деятельности: правоверный иудей, Ауманн использовал ее для анализа трудных мест Талмуда. Свою работу «Теория игр в Талмуде» ученый посвятил памяти своего погибшего в ходе военной операции сына. А в 1996 году он был включен в состав комитета, созданного для проверки результатов исследований Ганса, который подозревал наличие в тексте Библии некоего кода, несущего информацию о событиях будущего. Но эксперименты не дали никаких результатов.
Для работ профессора Ауманна характерны обширные нетехнические обсуждения полученных им математических результатов – тем интереснее будет слушать его нобелевскую речь, которая прозвучит 10 декабря в главной аудитории Стокгольмского университета.
Отец квантовой оптики
Американец Рой Глаубер тоже получит лишь половину суммы, составляющей Нобелевскую премию по физике этого года – пять миллионов шведских крон, что приблизительно равно шестистам тысячам долларов США. Остальную половину разделят между собой Джон Холл из Университета Колорадо и Теодор Хэнш из университета Макса Планка за исследования в области лазеров. Таким образом, премия по физике в этом году тоже поделится на «теоретическую» и «прикладную» части. Работы лауреатов относятся к сфере квантовой оптики, основоположником которой считается Рой Глаубер и которая обещает революцию во многих прикладных областях: создание квантовых компьютеров, трехмерного телевидения, голографических систем, сверхмощных лазеров нового поколения. Квантовая оптика имеет самое непосредственное отношение к нанотехнологиям, впервые позволяющим человеку заимствовать функции Творца и создавать материалы и объекты с заданными свойствами, не существовавшие до этого в природе.
Нобелевский комитет, отметивший «вклад профессора Глаубера в теорию оптической когерентности», вспомнил о его работах более чем сорокалетней давности – первое фундаментальное исследование ученого в этой области было опубликовано в 1963 году. В нем «отец квантовой оптики» сформулировал теоретические основы этого направления и объяснил принципиальную разницу между горячими источниками света, с их разными частотами и фазами, и когерентными, которым свойственна определенная частота и фаза, – лазерами.
До того, как они были изобретены, физики сталкивались только с излучением нагретых тел – беспорядочным потоком волн разной длины. Лазеры, которые стали универсальными источниками когерентного монохроматического света, сразу сделались наиболее подходящим инструментом для решения разнообразных физических проблем, ведь предсказать поведение когерентного светового пучка намного проще, чем света от обычной лампы накаливания. Если же речь идет о явлениях микромира, это особенно важно, потому что лампа посылает к объекту не ровный «усредненный» свет, а некоторое количество фотонов с разной энергией. А идеальный лазер, напротив, светит одинаково при любых условиях.
Работы Роя Глаубера были посвящены как раз тому, что происходит в случае слабых и некогерентных источников излучения, причем ученый заметил, что отклонения от ожидаемых результатов связаны с фотоэлектронным эффектом внутри приемника света, и доказал, что рассмотрение когерентности и некогерентности должно основываться на «коллективном поведении» фотонов. При этом отклонения от идеального случая не подчиняются привычной статистике – в предложенном альтернативном распределении фигурировали, например, отрицательные вероятности.
В то время когда профессор Глаубер опубликовал эту революционную работу, лазеры были еще довольно далеки от совершенства. Однако появились люди, которые, основываясь на результатах этих исследований, нашли способ минимизировать отклонения. И лазеры стали пригодны для передачи сверхслабых сигналов отдельными фотонами.
Потом новая теория когерентности оказалась востребована математиками. Ученые, занимающиеся квантовой криптографией и квантовыми вычислениями, предложили использовать в качестве единицы информации двухуровневую квантовую систему – кубит. В отличие от обычного бита, такая система может принимать бесконечное число состояний, которые являются комбинациями двух исходных. Лучшим переносчиком кубита является фотон поляризованного света. С помощью лазера нужную частицу несложно сгенерировать и отправить вдоль оптического волокна, зная, что с ней случится за время пути. Понятно, что такой способ передачи информации – самый безопасный на сегодня, потому что при любой попытке перехвата данных состояние фотона изменится, и происшествие не останется незамеченным. Так результаты глауберовского открытия стали самостоятельной наукой, развивающейся отдельно от физики.
Рой Джей Глаубер – «коренной нью-йоркер», он родился 1 сентября 1925 года на Манхэттене. Окончил Высшую научную школу в Бронксе, преподает в Гарвардском университете, где когда-то получил докторскую степень по физике, и является адъюнкт-профессором оптики в Университете Аризоны. Своими работами, посвященными теории оптической когерентности, он реформировал науку, открыл два новых направления – в физике и математике. И сегодня, пользуясь результатами его исследований, другие ученые продолжают двигать человечество вперед. Яркий тому пример – два других нобелевских лауреата по физике.
Автора, автора!!!
Ему сейчас семьдесят пять, он мэтр – и по возрасту и по положению, – всемерно обласкан критикой и имеет почти два десятка самых престижных литературных наград. А в этом году получил, в качестве подарка ко дню рождения, Нобелевскую премию.
Сегодня трудно говорить об английской драматургии, не упоминая имени Гарольда Пинтера, сегодня нельзя говорить об английском театре без него. Потому что творчество этого драматурга изменило подход к драматическому искусству, потому что после него пьесы стали писать по-другому, потому что его драма – новое и совершенно уникальное явление, которое во многом сформировало и продолжает формировать тот театр, который мы сейчас знаем.
А началось всё с оглушительного успеха «Комнаты» – первой пьесы неудачливого актера Пинтера, которая вышла на театральные подмостки Бристоля, а затем и Лондона в 1957 году. После нее, правда, был столь же оглушительный провал «Дня рождения», продержавшегося в репертуарах всего неделю, но у кого не бывает провалов? С тех пор прошло почти пятьдесят лет, и сегодня его пьесы переведены на десятки языков и не найти на карте мира страны, где его имя не встречалось бы на театральных афишах.
Гарольд Пинтер – потомок еврейских эмигрантов из Одессы. Он начинал свой жизненный путь на бедных улицах лондонского Ист-Энда, а теперь живет в огромном собственном особняке в противоположном конце города. Ему приходилось работать официантом и уборщиком в дешевых кафетериях, а теперь он кавалер ордена Британской короны, член Мэрилбоун Крикет Клаб и частый гость в одном из самых дорогих ресторанов английской столицы – «Фармаси». Шесть лет назад «Нью-Йорк таймс» назвала Гарольда Пинтера «одним из двух жителей лондонского Ист-Энда, которые оказали огромное влияние на мировой кинематограф». Вторым был Хичкок.
На счету Гарольда Пинтера двадцать девять театральных пьес, множество киносценариев, несколько сборников стихов и один роман – «Гномы», – написанный в 1990 году. Лет пять назад он опубликовал свою последнюю пьесу «Воспоминания о прошлом», сразу поставленную Лондонским национальным театром, а затем громко объявил о том, что перестает заниматься драматургией и всё свое время посвятит поэзии. Спустя три года книга его стихов «Война», в которой он очень резко выразил свое отношение к иракскому военному конфликту, удостоилась поэтической премии имени Уилфрида Оуэна.
Пинтер родился 10 октября 1930 года в семье еврейского портного в Хэкни – лондонском районе с крайне скверной репутацией. После школы молодой человек поступил в Королевскую академию драматического искусства, которую не смог окончить прежде всего из-за отсутствия денег. Несколько лет он играл в театре, но без особого успеха – постановки были не из тех, благодаря которым становятся мегазвездами. Да и актер из него вышел не особенно сильный – пресса нечасто и крайне прохладно отзывалась о его ролях.
В начале 1960-х он как-то сразу стал признанным мастером слова и написал едва ли не все свои самые известные пьесы, тут же подхваченные режиссерами и переводчиками: «Сторож», «Коллекция», «Любовник», «Возвращение домой», «Чаепитие», «Предательство». В период с 1960 по 1996 год по его сценариям было снято множество известных кинофильмов, начиная со знаменитой трилогии Джозефа Лоузи («Слуга» – «Несчастный случай» – «Посредник»), минуя «Меморандум Квиллера», «Последнего магната» с Робертом Де Ниро и «Женщину французского лейтенанта», к экранизации «Процесса» Кафки. В то же время появились киноверсии нескольких пьес Пинтера, а внимательный зритель сможет вспомнить даже несколько киноролей знаменитого драматурга – например, дядю Бенни в «Портном из Панамы» или Томаса Бертрама в постановке романа Джейн Остен «Мэнсфилд Парк».
Драматург всегда отличался очень твердой гражданской позицией и бескомпромиссностью. Еще в начале 1970-х годов Гарольд Пинтер стал активным участником движения за права человека и с тех пор не раз выступал с обличительными речами, подписывал письма протеста в адрес американской и британской администрации. В 1985 году, по поручению Международного ПЕН-клуба, Пинтер вместе с Артуром Миллером побывал в Турции, чтобы расследовать случаи физического притеснения литераторов в этой стране.
Театроведы называют работы Гарольда Пинтера попеременно то «комедией угроз», то «драмой абсурда», но это просто человеческая привычка расставить всё по полочкам, навесив соответствующие ярлыки. Нобелевский комитет сформулировал обоснование своего выбора сто второго лауреата в области литературы следующим образом: драматург «приоткрывает бездонные глубины, скрывающиеся за будничной болтовней, и вторгается в замкнутые пространства угнетения». Может быть, трудновато для понимания, но настроение «пинтерески» эти слова передают верно.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru