[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ДЕКАБРЬ 2005 ХЕШВАН 5766 – 12 (164)     

 

ЧЕТЫРЕ СТУПЕНИ ВОСХОЖДЕНИЯ

Один царь, решив выбрать наследника из трех своих сыновей, отправил их посмотреть мир и набраться опыта. Однажды сыновья достигли границ прекрасного сада, который охраняли трое – старик, царь и мудрец. Старик сказал: «Можете войти, но знайте, что это лишь на время». Царь сказал: «Можете брать что хотите, но с собой ничего не заберете». Мудрец сказал: «Увидите здесь хорошее и плохое – к хорошему тянитесь, плохого избегайте». Царевичи вошли в сад, подивились его роскоши, а затем пути их разошлись. Первый запомнил слова старца, что пребывание в саду временно, и решил потратить  время на то, чтобы набрать побольше золота и драгоценностей. Второй обратил особое внимание на слова царя и решил, пока он в саду, есть и пить в свое удовольствие. А третий решил поступить по совету мудреца и начал искать хорошее, к которому следует тянуться. Нашел книги, где были описаны тайны мироздания, и старательно их изучил. Прошло время, и братья вернулись домой к отцу, который, разумеется, поинтересовался, как они провели время. Хорошо провел, сказал старший брат, ел изысканные яства, пил тонкие вина – жаль, что потом пришли стражи сада и выгнали меня. Плохо провел, угрюмо сказал средний. Набрал золота, сколько мог унести, все карманы бриллиантами набил, а на выходе у меня всё отобрали. А третий сын начал рассказывать отцу о том, что он узнал в саду, о чудесах мироздания. Он-то и стал наследником престола.

Это очень старая хасидская притча, которая рассказывает историю каждого из нас – каждой живой души, которую Б-г посылает в этот мир. Жизнь, в которую мы приходим, подобна прекрасному саду, но у него есть три сторожа, которые объясняют нам ограниченность наших возможностей. Первый сторож, «старик», – это Первый человек, Адам, который первым узнал, что жизнь конечна. Второй сторож, «царь», – это Давид, поучавший, что нет смысла в стяжании богатств, в гроб человек их с собой не возьмет. Третий сторож, «мудрец», – это Моше рабейну, который поставил народ перед выбором и потребовал, чтобы люди выбирали правильные вещи, даже если достижение их дается нелегко. Таким образом, поучение Адама заключается в том, что целью жизни не может быть потребление, поучение Давида – что целью жизни не может быть стяжательство. А поучение Моше представляет своего рода противовес первым двум: его смысл в том, что человек должен использовать предоставленные ему годы жизни, чтобы познавать.

Мудрецы нашего народа учат, что бытие человеческой души проходит четыре этапа. Первый, предшествующий рождению, душа проводит пред лицем Б-га. Рядом с Ним всё прекрасно, душа получает энергию духовности непосредственно от Создателя, но одного она всё-таки не имеет – возможности выбирать.

Второй этап – жизнь в тварном мире. Для того чтобы вступить в эту жизнь, Б-г облекает душу в тело. Тело – ограничитель возможностей, своего рода материальная завеса, скрывающая от души Б-жественное сияние. Но именно утратив ясность и ощущение однозначности Его славы, человек получает возможность свободного выбора. Это испытание души – она должна преодолеть «зов низа», дурные инстинкты, все обманы мира сего… От того, насколько успешно душа преодолела испытание свободой выбора, зависит «награда», которую она получит после смерти.

А после смерти начинается третий этап. Душа, сбросив обветшалую телесную оболочку, начинает долгий процесс подъема – в раю или в аду. «Рай» в еврейском понимании – это пребывание в непосредственной близости от Б-га. Душа, которая использовала свое пребывание в тварном мире с толком, может оказаться даже ближе ко Всевышнему, чем до момента рождения в телесной оболочке. Но надо понять, что попадание в рай – это не «вознаграждение», а «результат» телесной жизни. В раю человек получает от совершенных на земле хороших дел такое удовольствие, какого мы и представить себе не можем, – потому что Б-жественный свет, в котором оказывается душа, пробуждает в ней новое чувство, которого в телесной оболочке она была лишена. Это можно сравнить с прозрением: пока человек слеп, он не может ощутить радость от красоты голубого неба или прекрасного цветка. Так же и душа: пока она находится в теле, она воспринимает мир только через пять чувств. А когда душа оказывается вблизи Создателя, освобожденная от телесных ограничений, она может напрямую получать удовольствие – как от тех хороших дел, которые человек успел совершить в тварном мире, так и от занятий в раю. Недаром наши мудрецы говорят: «Вознаграждение за выполнение заповеди – это само выполнение заповеди». 

Что касается ада – еврейское представление о нем очень сильно отличается от средневековых легенд, поэзии Данте или фильмов ужасов. Это не «наказание», а такой же, по сути, результат земной жизни, как и рай, такой же самоотчет. Тот, кому уготован ад за земные дела, осознает тщетность сделанного. К примеру, родители, не воспитавшие своего ребенка как следует, видят, как этот ребенок пошел по дурной дорожке и плохо кончил. Конечно, очень больно узнавать о себе ТАКУЮ правду – но это такое же очищение души, как и в раю, только очищение не через удовольствие, а через боль.

В раю и в аду душа, как и до рождения, существует без телесной оболочки. Отсутствие «материального ограничителя» позволяет ей видеть правду. Но рай и ад тоже конечны, пребывание в них души – не навсегда. «Навсегда» – это ситуация, которая возникнет на четвертом этапе, с приходом Мошиаха и наступлением «Олам аба», «мира грядущего». В этот период наша традиция предрекает воскресение из мертвых, то есть обретение душами новых тел, восстановление человека в его цельности. После того как душа всё увидела, всё осознала и очистилась, она вновь окажется в теле – но на сей раз совершенно иного рода. Тело в мире грядущем будет уже не ограничивать, а дополнять душу. Разумеется, в силу ограниченности своего восприятия в тварном мире мы не можем себе даже представить, как это будет выглядеть, но в мире грядущем цельный человек обретет неограниченные возможности. Совсем как тот мудрый царевич, которого отец сделал наследником престола.

Главный раввин России Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru