[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2005 ТИШРЕЙ 5766 – 11 (163)
Папа Римский в Кельнской синагоге
Грета Ионкис
Третье тысячелетие преподносит не только трагические, но и радостные сюрпризы. 19 августа 2005 года, несомненно, войдет в историю иудео-христианских отношений. Впервые за двухтысячелетнюю историю евреев Германии их Дом молитвы был удостоен посещения Папы Римского.
Евреи породили христианство, а вместе с ним – в лице христианской Церкви – своего векового врага и гонителя. Христианский антисемитизм, всячески затуманивая, а то и скрывая, что Иисус и апостолы были евреями, что Библия – это Книга евреев, закрепил в сознании миллионов образ еврея как злодея-богоубийцы. Потребовалось почти два тысячелетия, чтобы Ватикан отказался от теологического антисемитизма.
Папа Иоанн ХХIII в марте 1959 года изъял из текста литургии обидную фразу, которая в течение веков звучала на страстную пятницу во всех католических кирхах: «Позволь нам молиться также о неверных евреях». Когда спустя три года один из кардиналов в присутствии папы прочел вычеркнутые им слова, Иоанн ХХIII прервал его: «Повторите, но в новой форме». Специальной буллой «О евреях и других нехристианских народах» он положил конец преследованиям евреев со стороны католической церкви. Папа написал молитву, обращенную к Иисусу Христу: «Мы осознаём теперь, что много-много веков слепоты поразили наши очи, так что мы не созерцали красоты тобою избранного народа и не узнавали в лицах их черт нашего брата-первенца. Мы осознаём, что чело наше заклеймено Каиновой печатью. Столетия пролежал Авель в крови и слезах, ибо забыли мы про любовь к тебе. Прости нас за то, что своим прегрешением мы во второй раз распяли тебя».
Папа Иоанн Павел II пошел дальше: в Иерусалиме он поклонился не только христианским святыням, но и молился у Стены Плача. Там он произнес слова покаяния: «Mea Culpa, mea maxima Culpa!» («Мой грех, мой великий грех!») Впервые в истории католицизма он посетил синагогу в Риме. Иоанн Павел II действовал в духе «Nostra aetate» – главного документа Второго ватиканского собора, прошедшего в 1965 году, на котором папа Павел VI снял с евреев обвинение в богоубийстве. Обращаясь к евреям в Риме, Иоанн Павел II сказал: «Вы – наши старшие братья». При нем прошла канонизация нескольких священнослужителей – мучеников нацистского режима, в том числе еврейки, принявшей постриг в кармелитском монастыре Кельна, философа Эдит Штайн, уничтоженной в 1942 году в Освенциме.
В годы нацизма большинство католиков и протестантов Германии не сопротивлялись бесчеловечному режиму и покорно поменяли Крест на Свастику. Молчание папы Пия ХII их в этом поддерживало. Как было признано на синоде, из-за его молчания «Церковь утратила невинность». Но нашлись и такие, кто не молчал.
Баварский католик Карл Штайнбауэр запретил вывешивать нацистские флаги на своей церкви. На допросе в СС, перед отправкой в Дахау, он объяснил свои мотивы: «Мне грозит больший ужас, чем Дахау. Меня ждет Страшный суд».
Мюнстерский епископ граф фон Дален отказался клясться в верности Адольфу Гитлеру и в своих проповедях осуждал действия его приверженцев. Его авторитет, в том числе и среди военных, был настолько велик, что нацисты не решились его тронуть. Он продолжал сопротивляться злу, его оружием было Слово. Папа Иоанн Павел II во время визита в Германию в 1987 году на коленях молился перед надгробием мятежного епископа в соборе Мюнстера.
Кардинал Ратцингер, будучи идейным единомышленником и главным помощником почившего папы, став понтификом, продолжает традицию своих ближайших предшественников в деле наведения мостов между народами и конфессиями. Лучшим доказательством тому служит его визит в кельнскую синагогу. Прежнему папе легче было переступить порог синагоги: Войтыла был сыном своего народа, а поляки страшно претерпели от нацистов. Ратцингер же принадлежит к народу, повинному в Холокосте. Ребенком ему довелось вначале состоять в гитлерюгенде, а затем выживать в разоренной и голодной послевоенной Германии.
Визит в синагогу для Бенедикта ХVI был нелегким. Прежде чем войти в молитвенный зал, посетитель проходит через холл мимо траурной стены из черного камня, на которой серыми буквами на иврите и немецком начертано: «Памяти одиннадцати тысяч еврейских жертв – мужчин, женщин и детей – кельнской общины. Они погибли за свою веру в темное время 1933–1945». У этой стены папа стоял в молчании, пока раввин читал кадиш – поминальную молитву. Позже он сказал, что склоняет голову перед всеми, кто стал жертвой чудовищного злодеяния.
Зал приветствовал папу и сопровождавших его кардиналов Майснера, Лемана, Каспера и Содано стоя, овациями как посланцев доброй воли. Без мира между религиями не может быть мира на земле, это понимают евреи и неевреи. И первые слова папы, обращенные к собравшимся, прозвучали так: «Шалом лахэм!» («Мир вам!») Папа начал с уверения в том, что приложит все силы, чтобы решающие шаги, предпринятые его предшественником для улучшения отношений с еврейским народом, были продолжены.
Отметив, что еврейская община Кельна самая древняя на немецкой земле, папа выразил надежду на то, что евреи Кельна сегодня действительно чувствуют себя здесь дома. Он признал, что отношения евреев и немцев складывались непросто, болезненно: от изгнания евреев из города в эпоху Средневековья до их уничтожения в середине ХХ века. Синагога на Роонштрассe тоже пылала в ноябре 1938 года. Бомбежки довершили ее разрушение. Она была восстановлена под руководством кельнского архитектора Хельмута Гольдшмидта, пережившего Освенцим и Бухенвальд. Ее заново освятили в 1959 году в присутствии канцлера Конрада Аденауэра, который в донацистские годы был бургомистром Кельна. Гитлеру Аденауэр служить не стал. Обращаясь к евреям в 1959 году в том же зале, где сегодня выступает Бенедикт ХVI, он сказал: «Я надеюсь на хорошее совместное будущее».
Между тем папа в своем белом одеянии одиноко стоял между двумя огромными менорами, на его белой как лунь голове не папская тиара, а скромная белая шапочка-кипа. На него была устремлена тысяча глаз. Он выглядел так, будто один держал ответ за эту сложную и мучительную двухтысячелетнюю историю. Папа не уклонялся от темы Освенцима, с момента освобождения которого прошло уже шестьдесят лет…
29 января, незадолго до кончины, папа Иоанн Павел II обратился к собравшимся на площади св. Петра в Ватикане с короткой речью: «Лагерь смерти в Освенциме – одна из самых мрачных страниц в истории человечества. Бог не хочет, чтобы нам пришлось рыдать над новым Освенцимом. Будем же молиться и стараться, чтобы этого никогда больше не было. Антисемитизма больше не должно быть!» Новый папа, говоря об Освенциме, склонял повинную голову.
В своей речи папа подчеркнул особую значимость документа Второго ватиканского собора «Nostra aetate», который открыл новые перспективы в еврейско-христианских отношениях. «В этом документе говорится о наших общих корнях, о богатом духовном наследии, которым евреи и христиане владеют сообща <…> Глубоко мною чтимый мой предшественник, принимая во внимание еврейские корни христианства, так наставлял немецких епископов: “Кто почитает Иисуса Христа, почитает еврейство”».
«Nostra aetate» осуждает любые проявления ненависти к еврейству и антисемитские заявления, где бы и когда бы они ни имели место. Отрицая дискриминацию любого типа, папа заявил, что она противоречит учению Христа. «Церковь же, – продолжил папа, – обязана позаботиться, чтобы сделать его учение достоянием подрастающих поколений, они никогда не должны стать свидетелями ужаснейших событий, которые имели место перед и во время второй мировой войны. Эта задача имеет особое значение, ибо сегодня, к сожалению, возникают новые признаки антисемитизма и формы общей враждебности к чужакам».
Папа подчеркнул: католическая церковь сегодня призывает к толерантности, уважению, дружбе и миру между народами, культурами и религиями. Он отметил деятельность Кельнского общества христианско-еврейского взаимодействия, которое хорошо потрудилось, чтобы после 1945 года евреи почувствовали себя в Кельне как в своем доме. «Многое предстоит еще сделать. Нам нужно больше и лучше узнавать друг друга. Именно потому я бы настоятельно побуждал к откровенному, исполненному доверия диалогу между евреями и христианами. Только так станет возможным прийти к приемлемой для обеих сторон интерпретации спорных исторических вопросов и добиться прогресса в теологической оценке отношений между евреями и христианами. Честно говоря, в этот диалог невозможно вступить без того, чтобы преодолеть существующие различия или их преуменьшить. И всё же, как бы нас ни разводили наши глубочайшие религиозные убеждения, мы должны уважать и любить друг друга». Эта мысль одушевляла речь папы.
«Наконец, наш взгляд не может быть устремлен только в прошлое, он должен также обращаться вперед, к сегодняшним и завтрашним задачам. Наше богатое общее наследие и наши ориентированные на доверие братские отношения обязывают нас быть в согласии и вместе действовать практически во имя защиты прав человека и святости человеческой жизни, ценностей семьи, социальной справедливости и мира во всем мире».
Папа прав: человек не может жить только прошлым. Но ведь в случае с евреями мы сталкиваемся с особым феноменом. Когда Наполеон безуспешно осаждал крепость Акко, что на севере нынешнего Израиля, у него закипали слезы яростного бессилия, но тут он заметил плачущих стариков-евреев. Он спросил, о чем они так безутешно рыдают, и ему ответили, что евреи оплакивают разрушение Храма Соломонова. «Когда это было?» – поинтересовался генерал Бонапарт. Ему сказали. «Как?! Они оплакивают Храм, разрушенный свыше двух тысяч лет назад?» Помолчав, Наполеон изрек: «Народ с такой памятью будет жить вечно». Евреев нужно понять, позволить им помнить прошлое и, как повелел папа, уважать и любить.
В зале кельнской синагоги присутствовали два человека, переживших Овенцим: почетный гражданин города Кельна г-н Симонс и г-жа Лерер, мать члена правления общины. Думалось ли ей в 1944 году в Освенциме, где она едва не стала лагерной пылью, что наступит час и ее сын будет приветствовать Папу Римского в стенах синагоги, держать перед ним речь и Бенедикт ХVI пожмет ему и ей руку и вручит памятную медаль?
Папа закончил свою речь словами из псалма Давидова: «“Г-сподь даст силу народу Своему; Г-сподь благословит народ Свой миром”. Да услышит Он нас!» Так хочется верить, что слова папы будут услышаны его паствой и превратятся в дела.
Историческое значение визита папы в том, что обе стороны продемонстрировали стремление к дружественному диалогу. Евреи принимали папу открыто и достойно. В честь прибытия высокого гостя кантор трубил в шофар. Это – символический акт, подчеркивающий значительность происходящего.
Речь председателя президиума Центральной благотворительной организации евреев Германии г-на Лерера была содержательной, откровенной и нелицеприятной. Не заискивая перед высоким гостем, он ставил острые вопросы и называл вещи своими именами, призывая всех присутствующих и прежде всего папу к активному противодействию антисемитизму и любым проявлениям враждебности к евреям. Он призвал Ватикан открыть архивы, чтобы понять молчание Пия ХII по поводу трагедии евреев в годы нацизма. Заслужил ли он аттестацию «гитлеровского папы»? Честные ответы на больные вопросы помогут ранам закрыться.
Г-н Лерер высоко оценил заявление «Nostra aetate», которое сорок лет назад покончило с обвинением всех евреев в смерти Иисуса. Очень важно, что к этому революционному по тем временам документу приложил руку молодой теолог, чье имя – Йозеф Ратцингер. «Мы видим в вас сегодня не только главу всех католиков, но и немца, который осознаёт свою историческую ответственность».
Папа, на протяжении встречи державшийся сдержанно-вежливо, преобразился, когда ему стали представлять наиболее активных и уважаемых членов общины. Он улыбался и, пожимая обеими руками руку представляемого, нашел для каждого из шестнадцати евреев теплое слово. В эти минуты он показался доступным, близким и дружественным.
Все понимают, что эта встреча – событие историческое и его значимость еще предстоит осмыслить. Конечно, не нужно обольщаться и думать, что будущее уже пришло. Слова папы Бенедикта ХVI должны дойти до его паствы, стать для них символом веры, а это процесс длительный. Моисей водил евреев по пустыне сорок лет, чтобы вытравить память о рабстве. Сейчас другие времена. В распоряжении папы и его прелатов – современные масс-медиа. Папе внимал миллион молодых католиков, съехавшихся в Кельн отовсюду, ведь посещение синагоги входило в программу его четырехдневного визита, главной целью которого было участие в ХХ Всемирном дне католической молодежи. Хочется думать, что молодежь разнесет слово папы по всему миру.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru