[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2005 ТИШРЕЙ 5766 – 11 (163)     

 

ЖИТЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Всем известен Альфред Нобель – человек, который учредил Нобелевскую премию. Уж евреям-то он точно известен – достаточно вспомнить, сколько наш народ дал миру Нобелевских лауреатов. Но далеко не все знают, что Нобель разбогател на изобретении динамита и в то время ни о каких премиях не помышлял. Однажды умер его брат, а газетчики перепутали двух Нобелей и напечатали некрологи на Альфреда. Богатый промышленник получил редкую возможность – узнать, что люди будут говорить о нем после смерти. Строки некрологов его не обрадовали: газеты писали о том, что скончался человек, работа которого позволила убивать на порядок больше людей, чем в войнах прошлого. Тогда Альфреду Нобелю пришла в голову идея учредить ежегодную премию ученым, писателям и миротворцам: чтобы его имя упоминалось не в контексте войн и массовых убийств, а в одном ряду с выдающимися деятелями человечества.

В жизни каждого человека обязательно настает момент, когда ему стоит подумать: что останется в этом мире после него? Что вспомнят о нем люди, когда сам он предстанет пред ликом Всевышнего? Конечно, случай с Альфредом Нобелем уникален, но, думается, каждому понятно, чего о нем в некрологе точно не напишут. Не напишут, что покойный хорошо одевался, что у него был просторный дом или что 24 часа в сутки он работал и потому не имел времени заняться семьей и детьми.

То, что после нас действительно остается, – это выполненные нами заповеди. Это добрые дела, которые мы совершили при жизни, это помощь, которую мы успели оказать ближним. Чтобы оставить по себе добрую память, надо быть  хорошим мужем, заботливым отцом, чтить своих родителей, помогать своей общине – словом, делать то, что нам заповедано в Торе. Больше всего и лучше всего помнят не тех, кто был самыми богатыми или даже самыми удачливыми, а тех, кто своими делами изменил в лучшую сторону жизнь других людей.

В этой связи вспоминается история известного филантропа XIX столетия сэра Мозеса Монтефиоре. Как-то раз журналисты спросили его: «Сколько вы стоите?» – имея в виду, конечно, размеры его состояния. Тот назвал сумму – значительную, но намного меньшую, чем стоимость принадлежащих ему акций и недвижимости. «Почему вы даете такую скромную оценку вашего состояния?» – удивились журналисты. Тут в свою очередь удивился сэр Монтефиоре: «Я отвечал не на вопрос о том, что мне принадлежит, а о том, сколько я стою. Наша стоимость – это то, что мы отдаем другим, поэтому я назвал сумму, которую отдал на благотворительные цели».

Добрые дела, которые мы совершаем в этом мире, заповеди, которые мы выполняем, – это не только «вложение» в других людей. Это также – а может быть, даже в первую очередь – «вложение» в самого себя, в свою жизнь вечную. Что будет с нами после того, как придет пора перейти в «Олам а-ба», Мир грядущий, – это тема для отдельного разговора, об этом мы поговорим в следующем номере. А сейчас мне хотелось бы подчеркнуть: несмотря на то, что «на том свете» всё намного лучше, там невозможно соблюдать заповеди и делать добрые дела. Только здесь и сейчас у нас есть возможность выбора между добром и злом. Именно потому, что Б-г наделил нас свободой выбора, Он дал нам инструмент, позволяющий правильно пользоваться этой свободой: заповеди. Известно же, что Всевышний не дал заповедей ангелам, хотя они вроде более совершенны, чем люди. Почему? Потому что ангелы не наделены свободой выбора.

После ухода из тварного мира человек уже не сможет добавить что-либо к добрым делам, совершенным здесь, и не сможет ничего исправить. После ухода из этого мира каждый сожалеет о несделанном, каждый корит себя: «Почему я забыл (не успел, не захотел) совершить то-то и то-то?» Однако уже поздно: что не сделано, того не изменить. Впрочем, если человек оставил после себя детей, учеников или последователей, которые после его ухода будут выполнять заповеди и совершать добрые дела в тварном мире, вспоминая при этом своего отца и учителя, – это поможет ему в Мире грядущем.

Естественно, может возникнуть вопрос: что значит «поможет»? Если «на том свете» всё и так намного лучше, чем на этом, зачем же еще помогать? Дело в том, что Мир грядущий имеет много уровней, а душа, освободившаяся от телесной оболочки, может подниматься всё выше и выше, становиться всё ближе и ближе к Создателю. Чтобы эта возможность стала реальностью, надо, чтобы добрые дела, совершенные человеком при жизни, продолжали свое благотворное влияние и после его смерти. Например, когда мы читаем кадиш или поминальную молитву «изкор», вспоминая о хороших поступках покойного, мы не только выполняем заповедь, но и помогаем дорогим нам людям, перешедшим в мир иной.

Влияние добрых дел продолжается практически вечно. За хорошего отца «ходатайствуют» не только праведные дети, но и внуки, правнуки. За талантливого учителя – не только способные ученики, но и ученики учеников. Как раз Нобелевская премия является характерным примером: прошло уже более ста лет, сменилось несколько поколений, – а имя Альфреда Нобеля до сих пор ежегодно поминают в одном ряду с выдающимися учеными, писателями и общественными деятелями, которым он помогает и которые благодаря ему приносят еще больше пользы человечеству.

Главный раввин России Берл Лазар

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru