[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2005 ТИШРЕЙ 5766 – 11 (163)
Юрий Заполь. Герой нашего времени
После тяжелой продолжительной болезни 12 сентября в Москве скончался Юрий Михайлович Заполь – известный бизнесмен, вице-президент АКАР, президент группы компаний «Видео Интернешнл», основатель и президент Российской академии рекламы. Подписи под его официальным некрологом поставили многие видные политические деятели и самые могущественные представители российских масс-медиа. Похороны прошли 16 сентября.
Ему едва исполнилось 49 лет. Он был талантливым, ярким и успешным человеком, блестящим профессионалом. Его знали все, и со всеми он был в дружеских отношениях. Конкуренты всегда отзывались о нем очень уважительно, как о человеке слова. С его уходом, по словам Сергея Лисовского, время дружеской конкуренции закончилось. О болезни Заполя коллеги знали уже около полугода, но известие о его кончине явилось для всех полной неожиданностью – предполагалось, что по завершении курса послеоперационной реабилитации Юрий Михайлович вернется к своей работе. Не получилось.
По биографии Юрия Заполя можно было бы писать курс лекций на тему: «Становление и развитие российской медиа-индустрии». Он родился в Москве 22 августа 1956 года. В школе сидел за одной партой с Егором Гайдаром. Окончил Московский инженерно-строительный институт по специальности «промышленное и гражданское строительство», по распределению попал в ЦНИИ промышленных зданий, где проработал около десяти лет и сделал карьеру от рядового инженера до старшего научного сотрудника. Но строительство не стало его стезей.
Еще в МИСИ Заполь начал играть в КВН, оказавшись в одной команде с Леонидом Якубовичем, Александром Акоповым, Андреем Кнышевым и Александром Гуревичем. Администратором этой команды был нынешний советник президента России Михаил Лесин. Между прочим, свои успехи в бизнесе Юрий Михайлович связывал с игрой в КВН: «КВН дал мне партнеров, коллег, – вспоминал он. – Но прежде всего КВН дал мне реакцию».
В 1985 году Заполь впервые попробовал себя в зарождавшемся тогда российском бизнесе, организовав один из первых в Москве видеосалонов. Спустя четыре года он уже занимал кресло председателя правления компании «Интеллекс», преемника кооператива «Игротехника», созданного в конце 1980-х бывшими товарищами по КВН и занимавшегося телевизионным КВНом на коммерческих условиях. В 1991 году ему предложили место генерального директора МП «РТВ». Потом были шесть лет руководства АОЗТ Video International, и, наконец, с 1998 года Юрий Михайлович являлся бессменным президентом группы компаний «Видео Интернешнл».
В начале 1990-х годов рекламного бизнеса в России не было в принципе и компании пришлось довольно туго. Поначалу Video International просто снимала рекламные ролики. На ее счету рекламные кампании торговых домов «Сэлдом» и «Телемаркет».
Звездный час Юрия Заполя наступил, когда в 1994 году фирма заключила договор с ВГТРК. С этого момента началось тесное сотрудничество компании с Кремлем. В 1995 году они снимали предвыборные рекламные ролики движения «Наш дом – Россия», а в 1996-м выпустили серию агитационных клипов «Верю. Люблю. Надеюсь» и «Спаси и сохрани».
После банкротства своего главного конкурента Premier SV в результате дефолта 1998 года бизнес группы компаний «Видео Интернешнл» резко пошел в гору. За пять последних лет годовой оборот вырос в три раза – с пятисот миллионов долларов до полутора миллиардов. Сейчас «Видео Интернешнл» контролирует продажу рекламного пространства трех крупнейших телеканалов, на долю которых приходится более 60% всех доходов российского телевидения.
Память, математические способности, хладнокровность и порядочность – пожалуй, это достаточно емкая характеристика Юрия Заполя. Он вел жесткий бизнес, никогда не скрывал этого и всегда добивался намеченной цели. Переговоры «Видео Интернешнл» с большинством топ-клиентов заканчивались именно в его кабинете. И обычно заканчивались положительно.
Во многом благодаря работе Юрия Михайловича Заполя ГК «Видео Интернешнл» превратилась в одного из крупнейших игроков на мировом рекламном рынке – первые в современной отечественной истории высшие призы Международного каннского фестиваля рекламы – «серебряный» и «бронзовый» «львы» – были получены именно ими.
Он был одним из главных инициаторов создания Ассоциации рекламных агентств России (теперь АКАР), всегда интересовался ежедневной жизнью российского рекламного бизнеса, с энтузиазмом относился к любым ее проявлениям – будь то обсуждение нового законопроекта или дружеский футбольный матч с конкурентами.
Но его интересовал не только бизнес. Много лет подряд Юрий Михайлович был одним из самых добрых друзей московской еврейской общины, всегда принимал живейшее участие в ее жизни и постоянно способствовал размещению рекламы общины в различных средствах массовой информации.
Максим Василенко
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru