[<<Возрождение] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2005 ТИШРЕЙ 5766 – 11 (163)
Ростов еврейский
В Ростове-на-Дону всегда было много евреев, и они всегда что-то затевали. Так что если Дон и называли «тихим», то город Ростов-на-нем-стоящий не мог быть таковым по определению. Вот и теперь: организовали детский еврейский лагерь, реконструировали для школы «Ор Авнер» историческое здание, реконструируют синагогу, скоро начнут строительство нового общинного центра… Бурлит ростовская еврейская жизнь!
Солдатская синагога
В городе Ростове-на-Дону есть знаменитые архитектурные памятники – например, здание Академического театра драмы имени Горького, построенное в виде трактора, или памятник тачанке-ростовчанке (работа скульптора Е. Вучетича), несущейся во весь опор по дороге на город Азов. Но есть у Ростова и памятные места, связанные с его еврейской историей.
Дату первого появления евреев на Дону точно установить трудно. При археологических раскопках в низовьях Дона, на месте античного города Танаис, форпоста Боспорского царства, на надгробных плитах, насчитывающих около 2 тыс. лет, были обнаружены несколько имен семитского происхождения. Очередной наплыв евреев в эти края, по свидетельствам специалистов, пришелся на средние века, расцвет Хазарского каганата. Документально засвидетельствовали «нашествие» евреев на Дон источники конца XVIII века. В 1796 году, во время V ревизии населения Российской империи, было установлено, что в крепости Дмитрия Ростовского проживает 7 мещан-евреев!
Наибольший приток евреев в эти области, входивших в ту пору в Екатеринославскую губернию, пришелся на XIX век (одесский историк А. Скальковский писал, что «Екатеринославская губерния – обетованная земля евреев»). И заслуги евреев – промышленников, финансистов, купцов, врачей, архитекторов, строителей, ремесленников – перед городом были весьма значительны. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце 1880-х годов, при присоединении Ростова к Области Войска Донского (особой территории, где представители неправославных конфессий были весьма ограничены в правах, а жительство евреев вообще запрещено), ростовская Дума обратилась к императору Александру III с письмом следующего содержания:
«Городская Дума <…> сочла своим долгом обратить особое внимание правительства на такие подробности, от разрешения коих <…> зависит будущее нашего города. Город Ростов есть пункт исключительно торгового, промышленного и фабричного характера, и его население в этом отношении весьма отличается от населения области, к которой Ростов предполагается присоединить. Торговые и промышленные обороты города доходят до 150 000 000 рублей, а обороты банков, в нем действующих, до 60 000 000 рублей в год; в этих громадных оборотах принимают участие не одни русские, но также иностранцы и евреи. Выселение из Ростова 10 000 евреев, которым жительство может быть запрещено, имело бы весьма грустные последствия для города и его обывателей».
Ростов-на-Дону входил в черту постоянной еврейской оседлости. Согласно законам Российской империи, еврейские общины вправе были иметь «один молитвенный дом или молитвенную школу на 100 домов евреев и одну синагогу на 80 домов евреев».
Будем считать, что один «дом евреев» соответствует семье. Представляете, сколько, согласно тем законам, на сегодняшний день в Ростове могло быть синагог и молитвенных домов, если ныне здесь проживает около 30 тыс. евреев! Когда-то их было около десяти, не считая учебных, благотворительных и прочих еврейских организаций. Сегодня же в Ростове единственная действующая синагога – Солдатская, построенная в 1872 году и расположенная на углу улицы Тургеневской и Газетного переулка.
Специалисты-краеведы утверждают, что синагога названа Солдатской по имени «Солдатского еврейского молитвенного общества Ростова-на-Дону», образованного отставными солдатами-евреями в 1862 году. Однако ростовская молва гласит, что названа она так потому, что здесь пролегала переправа через Дон, и по Газетному переулку на Кавказ шли солдаты, а иудеи по дороге заходили в синагогу…
О том, какая война развернулась за Солдатскую синагогу во времена новейшей истории, в начале 1990-х, лучше спросить у ростовского адвоката Владимира Лившица, отстоявшего ее в суде для еврейской общины. А о том, что с этим еврейским домом происходит сегодня, больше всех знает раввин Ростова-на-Дону Хаим Фридман. Хотя в этой должности он пребывает не очень давно, за прошедшие два с половиной года сделано немало. И планов у ростовского раввина громадье…
Раввин Хаим Фридман приехал в Ростов-на-Дону семь лет назад в ешиву «Томхей Тмимим», учился и работал там два года. А вернулся сюда в марте 2003 года – уже с женой Нехами и маленьким Йоси. «Ростов – сложный город, – говорит он. – Сначала было очень трудно. Сейчас, слава Б-гу, всё наладилось: хорошие отношения с руководством города, с властями – нам помогают, нас поддерживают».
Главная задача, считает р. Хаим Фридман, чтобы на Шабос в синагогу постоянно приходили 200–250 человек. Чтобы всю неделю шла работа с людьми, работали общинные программы, всевозможные клубы, уроки, курсы. «Здесь всё по-другому, чем в Израиле, – объясняет рав Хаим. – Если не будет общины, люди не будут знать, что они евреи. Когда они ходят в синагогу, на праздники, на мероприятия, они чувствуют, что у них здесь есть семья. Сначала их приглашают на Шабос. Люди приходят один раз, им нравится, они начинают приходить еще и еще, начинают читать книги, участвовать в жизни общины».
В настоящее время полным ходом идет реконструкция Солдатской синагоги: «Полгода назад мы решили начать ремонт и обратились к специалистам, чтобы они исследовали здание, сделали экспертизу. Выяснилось, что оно находится в аварийном состоянии – балки очень старые и крыша каждую секунду может рухнуть на голову. Поэтому пришлось закрыть синагогу, искать средства на ремонт. Синагога будет полностью реконструирована. Изумительная роспись потолка будет восстановлена – пять художников будут работать без перерыва в течение двух месяцев».
Бывшая хоральная синагога.
Параллельно с реконструкцией синагоги идет работа над строительством общинного центра (участок рядом с синагогой расчищен и ждет застройщиков). Новый общинный центр планируется открыть 1 января 2007 года.
В планах ростовского раввина – дальнейшее развитие общинных программ, коих и на текущий момент великое множество. Помимо школы «Ор Авнер» и детского сада «Светлячки», при общине функционируют воскресный детский клуб, интернет-кафе, библиотека, идиш-клуб. А также курсы иврита, английского, немецкого языков, многочисленные кружки для всех возрастов. Под руководством Нехами Фридман и Людмилы Мирошниковой работает женский клуб, в котором ростовские дамы собираются на свои заседания, отмечают праздники, приглашают визажиста, дизайнера, психолога, развлекают себя песнями, танцами, играми, учатся плести макраме.
Председатель ростовской общины Юрий Рубинов считает, что «у еврейской общины есть две замечательные традиции: первая – помогать малоимущим и пожилым, вторая – большое внимание уделять детям и молодежи». О пожилых печется сам Юрий Герсилович, а молодежь попала в крепкие руки Михаила Потапова, администратора ростовского отделения фонда «Ор Авнер». Он организует кошерное питание, следит за работой интернет-кафе и руководит молодежным клубом при ростовской общине. Клуб работает с марта 2003 года. Вначале создавался как студенческий, для молодых людей 17–22 лет. «Собираемся с ребятами на молодежные Шабосы, говорим об отдельных главах Торы, просто неформально общаемся», – рассказывает Михаил. Каждый месяц устраиваются молодежные вечеринки, посвященные либо празднику, либо какой-то определенной теме. На Шабос в синагогу обычно приходит 35–40 юношей и девушек, а на молодежную вечеринку в боулинг-центре пришли 430 человек! «У нашего клуба есть традиция: еврейские праздники праздновать отдельно – Пурим, Рош а-Шона… На Лаг ба-омер выезжаем на природу, на базу отдыха, на Суккос – строим сукко, зовем ушпизин…»
Хесед Шолом-Бер.
«Конечно, развлекаться приятно, но и учиться тоже надо», – считает Миша. Поэтому с сентября начали новую программу образовательного характера. В будущем Михаил планирует расширить возрастные рамки молодежного клуба – привлекать не только молодежь 17–22 лет, но и постарше, лет до 27–30, и помоложе – от 14 лет. В планах – грандиозный праздник для молодежи от 15 до 25 лет, еженедельная программа «Посиделки у камина». В чем ее суть? «Очень просто, – поясняет Миша. – Смотрим кинофильмы, обсуждаем, пьем чай, кофе. Еще мне нравится идея праздновать в общине дни рождения каждого: пригласить гостей, накрыть столы, сделать подарок от общины – “Мазл тов!”»
Молодежный клуб ростовской еврейской общины носит звучное имя: «Next». И, видя работу этого клуба, веришь: у еврейского поколения Next города Ростова – большое будущее!
Интерьер Солдатской синагоги до реконструкции 2005 года.
Председатель общины Ю. Рубинов.
М. Потапов.
Молельный зал. Роспись потолка до реконструкции 2005 года.
Раввин Х. Фридман с семьей.
И. Карпенко
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Еврейская община в Ростове-на-Дону начала формироваться в начале XIX века за счет миграции евреев из Белоруссии, Литвы и Западной Украины. По VI ревизской сказке Ростовского городского магистрата от 1811 года здесь проживало 20 еврейских семей мещан общей численностью 150–200 человек. Первым еврейским купцом, поселившимся здесь в 1817 году по разрешению войскового атамана Платова, был Н. Герберг. В 1836 году в Ростове проживало 73 еврейские семьи (7 купеческих, остальные – мещане). В это же время в Ростове появились еврейские кладбища. Сохранившиеся до нашего времени плиты датируются 1839 годом. С 1844 года первый известный ростовский раввин Вульф Калина вел книги, в которых регистрировал браки, рождения, разводы и смерти. Молитвенный дом был официально зарегистрирован в 1849 году, а каменное здание синагоги – в 1855 году. Двухэтажное кирпичное здание Главной хоральной синагоги, построенное на средства еврейской общины, было торжественно открыто 30 августа 1868 года.
С 1863 года в городе действовало еврейское училище «Талмуд Тора» при Главной хоральной синагоге, позже при Солдатской синагоге, построенной в 1872–1891 годах. В 1892 году появились многочисленные хедеры, открылись общественные и частные школы и училища. В ростовских гимназиях в 1880-х годах евреи составляли 33,8% учеников. Но после введения в 1887 году процентной нормы их численность заметно снизилась.
Важную роль играли евреи в деятельности Ростовского биржевого комитета, а также в среде врачей, присяжных поверенных и их помощников. В Городской думе интересы евреев в разные годы представляли И. Ф. Волькенштейн, Ф. О. Гнесин, Г. Е. Коган, Я. М. Браиловский, Г. О. Луцкий, Х. Н. Герберг, А. Я. Фельдман.
10 мая 1883 года перед коронацией Александра III в Ростове произошел первый еврейский погром, который был остановлен лишь после применения вооруженной силы.
В начале XX века в городе действовали подпольные кружки сионистов Бунда и «Поалей Цион». Сторонником сионистов был ростовский общественный раввин М. Г. Айзенштадт. Организация «Поалей Цион» пыталась создать отряды самообороны, однако в октябре 1905 года они не смогли противостоять группам конных казаков, охранявших громил во время организованных властями еврейских погромов. В отличие от первого еврейского погрома 1883 года, когда евреи были только избиты, во время погромов 1905 года в Ростове погибло 176 человек и около 500 было изувечено и ранено.
До 1920 года в Ростове были две большие двухэтажные синагоги и шесть молитвенных домов, а также значительное число благотворительных и просветительских учреждений. До сих пор сохранилась бывшая еврейская больница (ныне горбольница №4), во дворе которой была синагога, просуществовавшая до начала 1990-х годов.
Февральская революция изменила права евреев в Российской империи, юридически уравняв их с другими гражданами. Однако в 1920 году, после захвата Ростова Первой конной армией, начались грабежи, которые переросли в очередные еврейские погромы. В том же году вышел Указ о запрещении преподавания иврита и идиша. В 1920–1930 годах преследовали раввинов, меламедов, шойхетов, сионистов и бундовцев; закрывали синагоги и молитвенные дома. В 1924–1925 годах в городе были произведены массовые аресты сионистов и членов организации «Гахалуц». Здание Хоральной синагоги в 1929–1930 годах было национализировано, ныне в нем находится городской кожно-венерологический диспансер. К 1939 году действующим остался лишь Ремесленный молитвенный дом, ставший ростовской синагогой (уничтожен в 1942 году).
После начала Великой Отечественной войны в Ростов попало много евреев, бежавших из западных областей СССР. К ноябрю 1941 года в городе находилось около 50 тыс. евреев, хотя в 1939 году их проживало всего 27 тыс. Первый кратковременный захват Ростова в 1941 году не позволил немецкому командованию истребить еврейское население города. А во время второй оккупации (1942–1943 годы) были уничтожены практически все евреи. В Змиевской балке 11–12 августа 1942 года было расстреляно более 27 тыс. человек, преимущественно евреев. 9 мая 1975 года на этом месте был открыт мемориальный комплекс «Змиевская балка».
В 1944 году в Ростове была зарегистрирована еврейская религиозная община, но лишь в 1945 году было получено разрешение на использование здания бывшей Солдатской синагоги. Те, кто оказывал содействие в ремонте и деятельности синагоги, так или иначе преследовались властями. С 1944 по 1960 год ростовским раввином был Ш.-М. Аронович. После его смерти в течение 30 лет раввина в синагоге не было.
[ << Назад ] [ Содержание ]
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru