[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2005 АВ 5765 – 9 (161)

 

Больной вопрос

Владимир Набоков

Над еврейским населением бывшего Русского государства снова нависла черная туча. За последние месяцы с юга приходят вести о погромах. При господствующем хаосе и полной дезорганизации власти сейчас едва ли возможно ожидать точных и проверенных данных и – в частности – правильных цифр. Будем надеяться, что называемые в частных корреспонденциях и различных частных источниках цифры преувеличены, – но оттого, что гекатомбы не так огромны, жертвам не легче, а они, по-видимому, насчитываются тысячами.

Погромы происходят не только там, где хозяйничают банды разбойников; от них, увы, не свободны и местности, занимаемые Добровольческой армией, – несмотря на все меры, принимаемые генералом Деникиным. Постоянные тенденциозные запросы в английском парламенте демонстрируют стремление возложить на режим реакционных генералов ответственность за эксцессы. Это, конечно, злостная несправедливость. Имеется достаточное количество убедительных доказательств того, что и военные, и гражданские власти, подчиненные Деникину, употребляют все усилия для борьбы с погромами. Однако эти усилия нередко оказываются тщетными, и – как недавно было в Фастове – славные страницы геройской истории Добровольческой армии пятнаются грубыми и кровавыми руками погромщиков.

К великому несчастью для евреев, дело не только в погромах. Страшны, бесчеловечны и невыносимы для нормального человеческого чувства эти проявления зверства, бесконечно жалки их несчастные и невинные жертвы, – но всякому понятно, что при теперешних условиях нет и не может быть такой организованной власти, которая сознательно допускала бы расправу с частью населения и не признавала бы первой своей задачей обеспечить жизнь и безопасность всего этого населения. Идеологов лозунга «бей жидов» можно найти только в темных низах, откуда вербуются махновцы, григорьевцы и проч. И только среди людей, находящихся с этими низами на одном моральном уровне, кровавые побоища воспринимаются. Опасность в распространении той психологии, которая и сводится не к оправданию погромов, а к «объяснению» их. И результатом такого «объяснения» является другая психология – психология пассивного отношения к вздымающейся волне антисемитизма. Ни один уважающий себя политический деятель, ни один достойный уважения публицист не станет требовать пересмотра еврейского вопроса, возвращения к черте оседлости, восстановления других ограничений. Всякому просто здравомыслящему человеку понятно, что все эти атрибуты старого режима исчезли навсегда и бесследно вместе с самим режимом, коего они были ярким воплощением. Эта перспектива не страшна евреям. Их должно страшить другое: перспектива нравственной изолированности в новой, восстановленной России. Если те чувства, которые приходится теперь сплошь и рядом констатировать в самых неожиданных сочетаниях, будут развиваться, не встречая отпора, положение еврея – подлинного гражданина, любящего родину, желающего ей служить, – сделается по истине трагическим, безвыходным.

Нам скажут – нет, нам говорили и говорят – что делать? Таковы требования исторической Немезиды. Массы еврейские, и среди них все лучшие элементы еврейства, расплачиваются за грехи других. Пусть большевистская революция ничего не дала еврейству, всё же в первых ее рядах мозолит глаза целая плеяда еврейских имен. В «Совнаркоме», «Совнархозе» и других большевистских учреждениях евреи играют видную, часто господствующую роль. Ими в значительной мере комплектуются всякие комиссариаты на местах, чрезвычайки и т. д., и в исполнение своих обязанностей они вносят некоторые из худших черт, свойственных худшим представителям их национальности, оскорбляя и озлобляя русских людей. Пусть они насчитываются только десятками, сотнями, хотя бы даже тысячами, среди многомиллионного еврейского населения, по существу им совершенно чуждого, ненавидящего и боящегося их, страдающего от их диких социальных экспериментов, от бесправия, возведенного в систему, от грабительства, не щадящего ни эллина, ни иудея, – они дают психологическое основание представлению о еврейском колорите большевистского режима, и это представление не может быть поколеблено даже тем фактом, что Урицкий погиб, а Ленину грозила гибель от еврейской руки.

Да, здесь мы имеем дело с психологическими переживаниями, и в этом вся опасность, весь ужас положения. Никто не станет отстаивать при современном состоянии правосознания принцип круговой ответственности. Юридическую нелепость и недопустимость этого института всякий понимает. Иное дело – круговая ответственность как психологический факт, психологическое переживание. Кто станет отрицать, что именно стихийные события этих кошмарных пяти лет принесли с собой укрепление привычки оперировать представлениями о круговой ответственности, падающей не только на отдельные группы, но и на целые народы за грехи, преступления и ошибки их вождей? Даже отдельных их представителей? Ведь вся война велась на эмоциях, коренящихся в таком отождествлении. Иные из нас знают, что значит оказаться жертвой его и после всех бедствий и ужасов борьбы с предательством большевиков в России почувствовать одиум этого предательства здесь, на чужбине, где самое имя русского одно время было символом вероломства и измены.

Где же выход? Увы, его легче указать на словах, чем найти на деле. Та пагубная психология, порожденная всем недавним прошлым, должна быть преодолена. Задача каждого из нас, кто дорожит своим политическим миросозерцанием, общественными своими идеалами, кто хочет сохранить чистоту своей политической совести и кто вместе с тем понимает, во что может превратиться и к каким последствиям привести рецидив воинствующего антисемитизма, задача каждого – всеми силами и доступными ему способами разрушать эту психологию. И одновременно задача евреев – истинных граждан и патриотов – участвовать в общей борьбе за восстановление России и противопоставить гнусной оргии большевистских насильников неуклонную и неустанную работу, исполненную жертв и самоотречения, не падая духом и не теряя уверенности в конечном торжестве истинно-человеческих начал.

«Еврейская Трибуна»,

№1, 1920

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru