[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2005 АВ 5765 – 9 (161)

 

ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Лазарь Медовар, Лариса Белая

Те, кто в 30-х годах прошлого века еще ходил в школу, читал «Пионерскую правду» и «Комсомолку», кто в детстве полюбил коньки и сохранил эту привязанность до преклонного возраста, знают и помнят писателя, мастера спорта, педагога Самсона Вольфовича Глязера.

«Вы себе не представляете, что сейчас творится у меня в библиотеке. Лежали книги по истории Рима, Греции, книги по философии, географии, музыке… Лежали и пылились, никто их не спрашивал. С выходом игры началось что-то необычайное: буквально очереди стоят за этими книгами. Я ограничила срок пользования каждой книгой до трех дней. И жалуются, что слишком мало книг».

Эти слова корреспондент «Комсомольской правды» некогда услышал от библиотекарши в подмосковной Балашихе. То же самое говорилось и в сотнях других библиотек.

Игра, о которой речь, начала «выходить» на страницах газеты в апреле 1934 года. Назвалась она «Культснайпинг» (или «Отвечай метко») и сразу же приобрела огромную популярность. Ее создатель – Самсон Глязер.

Только за полтора месяца редакция получила 24 тыс. писем с ответами на вопросы игры. Письма шли со всех концов Советского Союза.

Двадцать серий игры, в среднем по десять вопросов в каждой, охватывали разнообразные области человеческой деятельности, биографии прославленных людей и знаменательные события в истории народов и стран. Каждый вопрос сопровождался рисунком, облегчающим поиск ответа.

Игра «Культснайпинг» не сулила участникам никаких материальных выгод, зато требовала времени и труда для поиска ответов: требовала изучения литературных и иных источников, посещения музеев, библиотек.

   

Игра привлекала возможностью получить новые знания, знакомила с людьми, событиями, о которых без нее читатель, вполне вероятно, никогда бы не узнал. Об этом свидетельствовали и письма. Вот, к примеру, слова читателя Иолина из Киева:

«Я получил “Комсомольскую правду” с серией “Философы”. О философии у меня понятия были чрезвычайно смутные, но ведь я хочу выйти победителем и решил познакомиться с философией. Пошел в библиотеку, взял пару популярных брошюр о философии, затем прочел книгу Вандека и Тимоско “Очерки философии Спинозы” и “Краткий словарь по философии”. И что же – увлекся! Совершенно неожиданно я понял, что через эту игру вы заставили меня учиться. Таким образом, игра “Отвечай метко” превращается в своеобразный университет культуры».

В одном из отзывов отмечалось, что «Культснайпинг» помогает бороться с хулиганством, ибо отвлекает молодежь от улицы.

По окончании игры издательство «Молодая гвардия» выпустило «Культснайпинг» отдельной книгой.

Позже, в 1935–1936 годах, одна за другой появились новые познавательные игры С. Глязера: «Города и годы» и «Великие люди» в «Пионерской правде», «Глобус» в «Огоньке», «Путешествие по СССР» для радиослушателей. Они состояли из 10–12 серий (по 6–10 вопросов в каждой), и ни один вопрос не повторялся дважды.

Все игры иллюстрировал художник Лев Смехов, известный своими рисунками в журналах «Техника – молодежи», «Наука и жизнь», на страницах книг классиков русской и мировой литературы (Л. Толстого, А. Куприна, У. Шекспира, многих других). В Еврейской энциклопедии ему посвящена отдельная статья. С Глязером их связывала многолетняя дружба.

Темой игры «Города и годы» были города Советского Союза, их историческое прошлое, их нынешний день. В «Великих людях» речь шла о выдающихся деятелях науки и культуры разных стран мира. Все участники награждались дипломами.

Популярность игр была огромна. «В эту игру, – писал Глязер о “Великих людях”, – включились 20 тысяч ребят. Ежедневно они присылают в редакцию тысячи писем с ответами на вопросы... Они разыскивают специальные книги, которых в школах часто нет, роются в энциклопедиях, следят за газетами и журналами, посещают музеи, даже списываются с архивами. Среди корреспондентов в редакции много колхозных ребят».

Каждая серия игры «Глобус» была связана только с одной из стран Европы, Азии или Америки, – с ее историей, географией, выдающимися людьми.

«Глобус» – не единственный случай сотрудничества Глязера с журналом «Огонек». На страницах «Огонька» увидели свет и «Загадочный снимок», и «Культурный ли вы человек?», и другие игры. Главным редактором журнала в те годы был его основатель Михаил Кольцов. В 1938 году Кольцова репрессировали, сотрудничество с журналом прекратилось.

Только в 7-й серии игры «Города и годы» («Тифлис») возникает имя Сталина. В других сериях оно отсутствует. Примерно до 1936 года это еще допускалось. Позже – нет. Возможно, по этой причине игры «Города и годы» и «Великие люди», в отличие от «Культснайпинга», не были изданы отдельной книгой, и теперь с ними можно ознакомиться только в старых номерах «Пионерской правды».

Писатель понимал, что возможности получения знаний в городе и в деревне разные. И ряд работ предназначил специально для сельских жителей. Это «Культснайпинг для колхозных читателей» (в нем имелось всего 10 серий, и вопросы были менее сложны), «Затейник в колхозе», «Культурный полевой стан»... Глязер считал, что культурно-просветительской работе в деревне «должна быть придана занимательность, которая вызывала бы интерес к знаниям, чтению книг, работе в кружках по повышению грамотности...»

Почти одновременно Самсон Глязер выпустил несколько исторических книг для юношества. Среди них – «Великий русский полководец А. В. Суворов», «Ледовое побоище», «Элементарный курс истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории».

Суворов прошел путь от рядового до генералиссимуса, но не избежал участи многих великих полководцев. После Швейцарского похода, будучи уже больным, он возвращался в Россию, в Петербург, где ему готовили торжественную встречу. Однако Павел I, который не любил и боялся Суворова, все торжества отменил и разрешил въезд в город только ночью. «И герой, – пишет С. Глязер в своей книге, – военным талантом которого восхищались не только друзья, но и враги, должен был тайком въехать в Петербург. Он нашел приют у одного из дальних родственников на Обводном канале.

Через два дня после прибытия Суворова в Петербург Павел распорядился отозвать от него всех его адъютантов. В полдень 6 мая 1800 года Суворова не стало. Одинокий, жалкий, забытый всеми, умер великий полководец в доме приютившего его родственника. О погребении его не было ни одного извещения. Не было даже приказа о воинских почестях, которые обычно отдавали даже самому безвестному генералу. Суворова хоронили 12 мая 1800 года в Александро-Невской Лавре. Ни видных сановников, ни царедворцев на похоронах не было. Речей над могилой не произносилось. Люди разошлись в молчании».

Книга была издана Наркоматом обороны Союза ССР.

«Ледовое побоище» издавалось дважды: в 1938 году и в 1941-м, уже после начала Великой Отечественной войны. Рассказав о победе Александра Невского над немецкими псами-рыцарями на Чудском озере, автор пророчески пишет во втором издании: «Ныне же, когда на мирные народы Союза Советских Социалистических Республик напали германские фашисты, изверги и грабители, Красная Армия не только отобьет их натиск, но и сметет их с лица земли. Это будет тяжелая, трудная война, которая потребует больших жертв, много крови, но из этой войны советский народ выйдет победителем и уничтожит врага».

С. Глязер родился в Москве 11 мая 1908 года в небогатой еврейской семье. Со школьных лет увлекался историей и коньками и пронес эти увлечения через всю жизнь. В 1927 году он организовал школу фигурного катания, а уже в 1930-м будущие мастера спорта Самсон Глязер и Лариса Новожилова стали чемпионами Москвы в этом виде спорта.

  

Постоянные тренировки не помешали Самсону поступить на исторический факультет МГУ, три курса которого он успешно окончил. С четвертого пришлось уйти – надо было зарабатывать на жизнь и помогать семье.

В 1930 году у Самсона родился сын Лев, будущий известный экономист.

Но через год это радостное событие было омрачено: в одну из его командировок жена, оставив сына Самсону, ушла к его другу. Леву растили дедушка и бабушка, которые его очень любили. К 21 году Лев Самсонович окончил два института: юридический и финансовый. Работая в НИИ, защитил кандидатскую диссертацию, опубликовал статьи и книги по экономике. Но его карьере ученого мешала болезнь – тяжелая форма диабета, заставлявшая его несколько месяцев в году проводить в больнице. В 55 лет, всего на год пережив отца и не успев защитить уже написанную докторскую диссертацию, младший Глязер скончался.

В энциклопедическом справочнике «Москва – спортивная столица» (2004) говорится, что Самсон Глязер «был душой и организатором всех праздников на льду сначала в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького в Москве, а в начале 60-х годов – на катке парка Дзержинского района в Марьиной роще».

В 1937 году был объявлен конкурс на учебник истории для школ Советского Союза. Лучшим оказался упомянутый выше «Элементарный курс истории...» Самсона Глязера и его жены Ольги Жемчужиной. Брак их не был зарегистрирован, так как оформить развод с первым мужем Ольга не успела. Это стало причиной трагедии: мужа Ольги в том же 1937 году арестовали, а ее как законную жену, подобно тысячам других жен репрессированных мужей, отправили в лагерь. Учебник запретили. Его нет ни в Российской государственной библиотеке в Москве, ни в Публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина в Петербурге. Один экземпляр, возможно единственный, зачитанный до дыр, каким-то образом уцелел в Московской исторической библиотеке.

Самсон навещал жену в лагере, привозил передачи. Вскоре, однако, его призвали в армию. Началась война. Следы Ольги затерялись…

Глязера направили в Рязанское пехотное училище имени Ворошилова. Историю этого училища, героические подвиги его курсантов на фронтах войны Глязер в соавторстве с А. Гришиным описал в книге «Наше училище» (Рязань, 1943).

Из того же энциклопедического справочника: «Великая Отечественная война 1941–1945 годов прервала развитие фигурного катания в нашей стране. Но уже в 1944 году каток ЦПКиО возобновил свою работу. Занятия проводил лейтенант Красной Армии С. Глязер, который служил в Рязанском пехотном училище и по выходным дням приезжал в Москву. Его учениками в то время были Герой Советского Союза генерал-майор авиации А. Б. Юмашев, которому после ранения на фронте врачи посоветовали заниматься спортом, и он выбрал фигурное катание, профессора Академии бронетанковых войск Р. П. Доброгаев, А. И. Петрусевич и другие».

После демобилизации Самсон целиком посвятил себя спортивной и писательской деятельности.

«Культснайпинг». Фрагмент из серии «Знаете ли вы историю?»:

На конгресс съехались два императора, четыре короля, множество настоящих

и бывших правителей государств, завоеванных наполеоновской армией.

В истории этот конгресс знаменует собой начало эпохи европейской реакции.

Что это за конгресс и в каком году он состоялся?

12 августа 1945 года в Москве, на Красной площади, состоялся Всесоюзный парад физкультурников. На трибуне Мавзолея стояли Сталин, Молотов, Ворошилов, Каганович, будущий президент США Дуайт Эйзенхауэр, посол США А. Гарриман.

На следующий день «Правда», описывая парад, среди прочего сообщала: «На катке с настоящим льдом (как это неожиданно и необычно в жаркий августовский день!), который везут на огромном грузовике спортсмены общества “Большевик”, демонстрируют фигурное катание известные конькобежцы Т. Гранаткина и С. Глязер...»

В 1949 году по инициативе Глязера в Москве, в парке Марьиной рощи, началось строительство искусственного катка для фигуристов. Оно продолжалось два года, а пока Самсон со своей партнершей Ларисой Новожиловой выступали в соревнованиях по парному фигурному катанию. Их спортивные достижения отмечены в вышедшем в 2003 году Кратком спортивно-биографическом справочнике. В 1948-м они стали победителями зимней Спартакиады народов СССР, а в 1949 году – бронзовыми призерами первенств СССР и РСФСР.

Каток построили, и Глязер вместе с Новожиловой начали тренировать юных фигуристов. Ребята, освоившие начальные стадии катания, переходили затем к индивидуальным тренерам для дальнейшего совершенствования.

На этом катке получили путевку в большой спорт многие знаменитые мастера парного фигурного катания. Среди них – многократные чемпионы мира, Европы и Олимпийских игр Ирина Роднина, Людмила Белоусова. А первым их наставником был Самсон Глязер…

«В 1951 году, – вспоминает Л. Белоусова, – в Москве построили первый в Советском Союзе искусственный каток. Он принадлежал парку Дзержинского района. Я решила поступить в детскую группу фигуристов. Меня встретил добродушный полный человек. “Принимаю всех, приходи с коньками”, – весело сказал он.

На следующий день я была на льду. Тот же самый человек предложил: “Поезжай за мной по кругу”. (Посмотрев, как легко он скользит, я решила: “Это очень просто”. Но тут же изменила свое мнение, так как меня сразу же с дуги вынесло на прямую.) Имя этого человека – Самсон Вольфович Глязер. Я начала приходить на его занятия. С ним было интересно…»

С 1961 года Глязер – судья первой категории по фигурному катанию на коньках.

«В любом возрасте, – считает он, – можно стать на коньки, начать учиться, прочувствовать живительную силу этого спорта вечной юности». Слова свои он подтвердил, создав кружок любителей фигурного катания, куда принимали только с 45 лет.

Друг Самсона, а ныне руководитель ансамбля фигуристов старшего поколения Маргарита Николаевна Стёганцева пришла в кружок, уже обремененная не только возрастом, но и болезнями. Во время Великой Отечественной войны она была радисткой в партизанском отряде, и это не могло не сказаться на ее здоровье. О коньках ей оставалось только мечтать. Но случилось неожиданное.

«Однажды в 50-х годах, – рассказывает она, – уже в тридцать пять лет, я пошла в ЦПКиО имени Горького и увидела на катке людей всех возрастов: дети, взрослые, совсем пожилые. Смотрела как завороженная.

Подъезжает Глязер: “Вам нравится?” Я: “Не то слово!” – “Так в чем же дело?” И он записал меня в группу взрослых, где были бабушки, дедушки… Я скрыла свои годы, сказала, что мне сорок пять. К следующей встрече Самсон Вольфович сам достал мне коньки, и началось фигурное катание, продолжающееся до сих пор».

Маргарита Николаевна размышляет о человеческих качествах Глязера-тренера: «Он имел удивительную способность подходить к людям с любовью и доброжелательностью, помогал советами и делом. Фигуристы считали его не только тренером, но и товарищем, другом, доверяли ему свои личные дела, оставались с ним десятки лет».

Отвечая корреспонденту газеты, спросившему, чем вызвана такая популярность его кружка, владеющего всего лишь самой обычной, скромно оборудованной площадкой в парке, Самсон сказал: «Лично мне довелось общаться в нашем кружке с людьми разных профессий, возрастов, интересов. И что особенно приятно отметить, этот стаж знакомства измеряется двумя-тремя десятилетиями. Люди заканчивали институты, женились, обзаводились детьми, потом внуками. Но никакие перемены в личной жизни не могли поколебать их желания встречаться в кружке, где царит дух доброжелательности, праздничности».

«Желания встречаться в кружке» не смогли поколебать даже спортивные чиновники, которые недолюбливали Глязера и которых больше интересовали рекорды, чем работа со взрослыми.

«Есть еще околоспортивные деятели, – с сожалением писал Глязер, – которые придерживаются устаревшей восточной пословицы: “Тот, кто обучает старика, – пишет на воде. Тот, кто обучает юношу, – высекает слова на камне”. Правда, – продолжает он, – достигать значительных спортивных результатов со взрослыми людьми значительно труднее, чем с молодежью. Но одно сознание того, что, проводя занятия со взрослыми, укрепляешь их здоровье, повышаешь трудоспособность и, следовательно, создаешь условия для продления жизни, заставляет постоянно придумывать всё новые и новые формы, способствующие полноценности каждого урока».

Трудно представить, как можно было совмещать огромную спортивную нагрузку с литературной деятельностью. А работа над книгами не прекращалась. Близкие Самсона рассказывают, что он уходил из дому в девять утра и возвращался поздно вечером. В перерывах между тренировками трудился в библиотеке.

В 1951 году он выпустил еще одну книгу –  «Познавательные игры (занимательная наука)». В предисловии объяснено: «Большинство игр, задач и головоломок, включенных в эту книгу, составлены автором и читателями газет “Пионерская правда”, “Комсомольская правда”, “Советский спорт”, журналов “Затейник”, “Огонек”, “Техника – молодежи”, “Семья и школа”, “Знание – сила”, “Физкультура и спорт”, “Смена”, в которых составитель книги руководил отделами игр и развлечений».

Благодаря своим организаторским способностям Глязер сумел привлечь к занятиям с фигуристами театральных постановщиков, балетмейстеров, композиторов; он был участником и организатором различных фестивалей и праздников.

В 1962 году на весеннем фестивале «Танцы на льду» в Лужниках им вместе с хореографом Большого театра Борисом Хофманом были показаны два новых танца: «Джигиты» (10 участников) и «Русский танец» (16 участников). В фестивале участвовали сильнейшие фигуристы страны, в том числе Л. Белоусова и О. Протопопов. Главным судьей фестиваля, как гласили афиши, был мастер спорта Самсон Глязер.

Через несколько лет на другом большом спортивном фестивале, проходившем во Дворце спорта ЦСКА и длившемся 12 дней, композитор Е. Крылатов, балетмейстер И. Стецкий и С. Глязер показали зрителям представление «Костер дружбы» с участием фигуристов старшего возраста. Почти одновременно Глязер опубликовал «Азбуку начинающего фигуриста», популярную и поныне.

С. Глязер с ученицами.

В 1975 году вышла новая книга мастера – «Ларчик с играми», совсем не похожая на предыдущие. Она тоже относится к научно-популярной литературе, она тоже о спортивных играх для детей и юношества, но об играх «неофициальных».

«Я знаю много игр, давно их собираю, – пишет Глязер в предисловии. – Игры, в которые можно играть во дворе, на спортивной площадке, в лесу, на речке, на полянке. Я записал игры ребят многих наших национальных республик, южных и северных, игры детей разных стран. Игра – это отличная и веселая спортивная тренировка. Тот, кто научится побеждать в игре, скорее других сумеет выполнить спортивные нормы». В книге описаны 200 игр разных стран и народов, приведены чертежи, расчеты, рисунки и советы, как своими силами оборудовать площадку для спорта и игры. Описания игр сопровождаются рисунками, выполненными другом автора художником А. Орловым.

Человек неуемной энергии, Самсон Глязер до конца дней оставался верен пропаганде знаний и спорта. Будучи уже смертельно болен, он сокрушался, что не успел широко внедрить бальные танцы на льду и закончить начатую о них книгу. Он умер после тяжелой и продолжительной болезни в январе 1984 года в возрасте 76 лет.

Друзья не забывают Самсона. Подготовлена к печати книга «Фигурное катание на коньках в Петербурге и Москве. История становления» с фрагментами из спортивной биографии Самсона Глязера (авторы А. Мишин, Ю. Якимчук, К. Гуляев).

Следуя заветам учителя, Маргарита Стёганцева организовала ансамбль «Вдохновение»; участники его – фигуристы в возрасте от 45 до 80 лет. Несмотря на свои преклонные годы, она продолжает выступать с ансамблем в Ледовом дворце «Умка». И постоянно напоминает, что она ученица Самсона Глязера и продолжает его традиции.

 

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru