[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2005 АВ 5765 – 9 (161)
Лаван
Илана Арци
«…И призвал Ицхак Яакова,
и благословил его, и повелел:
“Пойди в Падан-Арам
и бери себе жену из дочерей Лавана,
брата матери твоей”».
Вышел Яаков из земли Израиля, из Беэр-Шевы.
Сразу стемнело.
Из камней соорудил себе «подушку» и заснул.
СОН ЯАКОВА
Лестница. Верхушкой упирается в небо. Крылатые создания поднимаются и спускаются по ней. Два ангела провожают
Яакова до границы Эрец Исроэл. Сменившие их двое других охраняют его на пути к Лавану.
Яаков спит, а подушка под головой шевелится – спорят камни: кому лежать под головой праведника?
Услышал Ашем, соединил все двенадцать камней в один камень. А Яакову сказал:
– Я – Б-г Всесильный Авраама и Ицхака.
Землю, на которой лежишь, тебе отдам и потомству твоему.
Отпрысков же у тебя будет, как песчинок на земле.
Распространишься на все стороны света.
И благословятся тобою и потомством твоим все племена Земли.
Я с тобой, сохраню везде, куда ни пой-дешь.
Возвращу в эту страну и не оставлю тебя.
Пробудился Яаков, шепчет:
– Это – Дом Всесильного и Врата Небес!
А я и не знал.
Во славу Ашема возолью масло на валун, на котором спал.
Назову этот камень и это место – Бейс-Э-ль (Дом Б-га).
И поклялся:
– Если Всесильный сохранит меня, даст пропитание и одежду, с миром возвратит домой, от всего имущества отделю Творцу десятину.
НА ПОДСТУПАХ К ХАРАНУ
На горизонте показались стены Харана.
Видит Яаков: колодец накрыт огромным камнем. А пить хочется. Губы запеклись. Стада овец лежат. Пастухи «мух ловят».
– Мир вам, люди добрые, – сказал Яаков. – Почему овец не поите?
– Мы бы и рады, да не можем. Колодец завален.
– Отчего так?
– Воды мало. Мы ее делим, когда все пастухи соберутся.
Яаков сбрасывает «крышку» с колодца, вода прибывает, поднимается ему навстречу, переливается в поилки для скота, заливает окрестные поля, сады, виноградники.
Стоит праведнику ступить на эту землю – сразу исполняется обещанное: «…И благословятся тобою и потомством твоим все племена Земли».
– Не знаете ли вы человека по имени Лаван?
– Да вон дочка его меньшая овец поить ведет.
– Как зовут ее?
– Рахель (овечка).
ЛАВАН
Лаван – дядя Яакова (родной брат Ривки).
Хотелось выглядеть так, чтоб никто не понял, какой он на самом деле – злодей из злодеев.
Вспомните: когда Элиэзер, раб Авраама, сватал Ривку за Ицхака, решил Лаван: все богатства забрать, сестру задержать, посланника отравить.
Да промахнулся – отправил на тот свет собственного отца.
И сейчас: как только он услышал от Рахели радостную весть, сразу побежал навстречу к Яакову.
Так несся, аж дух захватывало. Ну, вот и колодец.
– А где же верблюды с подарками? Не видно.
Может, будущий зять шелк прячет за пазухой, а драгоценные камни за щекой?
И ну обнимать и целовать Яакова. Ощупал и обнюхал – ничего нет.
Огорчился, но виду не показал. Ласково к себе в дом проводил и за стол усадил.
Яаков ему тем временем поведал:
– Мой родной брат Эсав подослал своего сына, чтобы меня убить. Пришлось отдать племяннику всё, чтоб отпустил живым.
– Что ж, поживи у меня. Будешь пастухом! Что хочешь за свой труд?
– Полюбилась мне Рахель, меньшая твоя дочь.
– Семь лет за нее отработаешь.
Пролетели годы как один день. Назначили свадьбу.
Говорит Яаков Рахели:
– Дядя Лаван на всякие каверзы горазд. Чтоб не обманул меня, уговоримся о знаках. Запомни их хорошенько. Чуть что – дашь знать.
Принято было невесте закрывать лицо вышитой белой тканью.
Вдруг видит Рахель: отец ведет под свадебный балдахин… сестру Лею.
– Но Яаков мой! Только мой! Он сейчас всё поймет. Будет скандал. При всех...
Нет, скандала допустить нельзя!.. Отказаться от любимого? Навсегда?
Подбегает к сестре и рассказывает об условленных знаках.
Предает себя, счастье, свое будущее.
Отказывается от Яакова.
Только уселись гости за стол, как слуги Лавана свечи в зале погасили.
– Зачем темень устраиваете? – спросил Яаков. – Так и соседу вилкой в руку попасть можно.
– Это у вас в Ханаане принято выдавать девиц при полной иллюминации, а мы люди скромные, экономные.
Утром пошел Яаков с тестем разбираться:
– Я сватал Рахель, а не Лею! Зачем меня обманул?
– А разве ты не назвался Эсавом, когда благословение получал? Да и не принято у нас выдавать замуж младшую прежде старшей! Ладно, не горюй! Через неделю отдам тебе Рахель. Семь лет еще отработаешь за нее!
У Леи уже четыре сына: Реувен, Шимон, Леви и Иеуда.
Родились сыновья у рабынь Билги и Зилпы: Дан, Нафтоли, Год и Ошер.
Рахель усердно молится.
Наконец – сын!
Называет она его Йосефом.
Годы спустя появился на свет и второй мальчик – Биньёмин.
У Леи – дочка Дина.
Объясняют мудрецы: «Наши праматери были пророчицами и знали, что всего должно родиться двенадцать мальчиков – двенадцать глав колен Израилевых..
Пролетело четырнадцать лет. Стал Яаков домой проситься. А Лаван в ответ:
– Что ж с пустыми руками-то уходить? Потрудись еще. Я тебе скотом заплачу.
– Ну, хорошо. Забирай из стада всех крапчатых овец. А все ягнята с крапинами – мои с этого момента.
Ещё шесть лет миновало. Говорит Ашем Яакову:
– Возвращайся домой, в землю отцов твоих!
Яаков – к своим женам. А те:
– Делай, как Ашем велит!
Собрались они, когда Лавана с сыновьями дома не было – овец стригли.
Только миновал Яаков с семейством и отарами скота границу Харана, как в колодцах сразу воды поубавилось.
– Не иначе Яаков-праведник ушел из этих мест навсегда, – горевали пастухи.
Быстрее мысли побежали они к Лавану:
– Зять твой сбежал!
– Как посмел?! Догнать! Задержать! Вернуть! Эй, люди, за мной!
Погоня.
С караваном верблюдов и стадами овец Яаков не мог идти быстро.
В сумерках Лаван разглядел вдалеке шатры зятя и очень довольный лег спать.
Решил, что утром непременно разделается с беглецом.
Только смежил веки, явился ему Ашем и приказал:
– Не говори Яакову ни хорошего, ни плохого! Тронешь праведника – костей не соберешь!
Очень испугался Лаван. Проснулся в холодном поту. Рассвело. Уже совсем в другом настроении отправился к зятю. Достигнув лагеря, вызвал Яакова для беседы:
– Зачем сбежал от меня? Даже не попрощался! Нехорошо... Не чужие ведь! Ты бы попросил по-человечески – я бы с радостью тебя отпустил, да еще пышные проводы устроил. С песнями, с плясками. Эх ты, даже с внуками проститься не дал!
– Говорил я тебе, и не раз, что домой хочу! Ты же мне условия найма чуть не всякий день менял. А на родину не отпускал!
– Соскучился по родным, хорошо, я понимаю, но зачем еще и идолов моих – «терафим» – с собой прихватил?
– Я? Для чего мне твои деревяшки? В моем стане их нет и быть не может! Не веришь? Обыскивай! Если у кого найдешь, тот умрет! Это я тебе обещаю.
Лаван принялся обходить палатки. Наконец вошел к Рахели. Обыскал всё – не нашел. Рахель сидела на верблюжьем седле, в нем и спрятала она «терафим» – волшебных говорящих кукол.
Зачем украла?
Лаван был колдун и с помощью своих идолов узнавал все секреты. Боялась Рахель, что расскажут они отцу, по какой дороге бежал Яаков и куда скрылся.
Но то, что праведник устанавливает, Ашем скрепляет печатью.
Надо быть очень осторожным, чтоб в запальчивости не сказать лишнего.
Во время родов, когда появился на свет Беньёмин, скончалась Рахель.
Мать успела дать мальчику имя «Бен Они» – «сын бедности моей».
Но отец исправил на Биньёмина. «Бен Ёмин» – «сын правой руки».
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru