[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  СЕНТЯБРЬ 2005 АВ 5765 – 9 (161)     

 

ДВЕСТИ ЛЕТ ВМЕСТЕ С КАЗАКАМИ

Наше путешествие по Уралу подходило к концу. Мы приближались к южной его части – землям Оренбуржья, где протекает река Урал, так и не преодоленная легендарным Чапаем, к Оренбургу. В центре города – мост, на одной стороне которого написано «Европа», на другой – «Азия».

  

Здесь, на землях оренбургского казачества, где евреев не должно было быть по определению, они, оказывается, проживают издавна. И не так уж плохо себя чувствуют. Во всяком случае, анекдот: «Я не знаю, о чем вы говорите, но ехать надо», по уверению председателя оренбургской еврейской общины Зиновия Эйдлица, уже не звучит так актуально.

В гостинице на столике – телефонный справочник. Перелистывая его, обращаю внимание на раздел «Религиозные организации». Так… Православные. Есть мусульманские. Есть даже протестантские и католические. Иудейских – нет! Как так? Известного режиссера Одесской киностудии Валентина Козачкова (с «говорящей» для казацкого Оренбурга фамилией) я знаю уже больше 30 лет. Неужели он был последним оренбургским евреем, покинувшим этот славный город?

Оказывается, в более чем полумиллионном Оренбурге евреев несколько тысяч. Здесь есть синагога, еврейская община, школа и детский садик «Ор Авнер», еврейский культурный центр, недавно «де-юре» ставший национально-культурной автономией, всевозможные клубы…

Более того, по давности попадания евреев в регион Оренбург занимает первое место на Урале. Согласно архивным данным, впервые ссыльные евреи появились здесь еще до того, как Наполеон на Москву пошел, – в 1806 году! Так что в будущем году можно отмечать своеобразный юбилей – 200 лет с начала заселения Оренбуржья евреями.

В фондах канцелярии Оренбургского генерал-губернатора было обнаружено дело «О присланных на жительство в Оренбургский Край евреях по секрету». Начали его в декабре 1806 года, а касалось оно евреев в количестве шести человек, высланных из Петербурга в Оренбургскую губернию под надзор полиции: «По высочайшему Его Императорского Величества повелению отъ правляются отъ сюда въ Оренбургъ евреи юбургский житель Танкель Мейеровичь, да заграничные Зелька Маркевичъ и Яков Гартогъ, съ темъ, чтобы Мейеровичъ оставленъ былъ нажительстве въ Оренбурге, Маркевичъ въ Верхнеуральске, а Гартогъ въ Троицке заприсмотромъ, чтобы они не только никуда изъ техъ местъ неотлучались, но и переписки никакой нискемъ неимели…»

Кроме того, следовали предписания о высылке «варшавского уроженца» Калчинского в Орскую крепость, а «заграничных евреев Левина Изака и Михеля Соломона» – в Звериноголовскую и Кизильскую крепости. Каждому назначили «казенное содержание» в размере 10 копеек в сутки, в ссылке эти шестеро находились длительное время, а дело их, начатое в 1806 году, было закончено 13 февраля 1814 года. Это – первое официальное упоминание о евреях, живших в Оренбургской губернии1.

Так что, наверное, не зря главный раввин России назвал Оренбург «городом с еврейскими корнями». Три года назад, выступая на открытии юбилейного, Х фестиваля искусств «Шалом», он сказал: «“Ор” – на иврите “свет”. Значит, Оренбург – это город, который дарит свет».

Что касается самого фестиваля, уже 13 лет проводимого здесь Давидом Чарным, то это явление по-своему уникальное. Художественный руководитель одноименного московского театра «Шалом» Александр Левенбук по этому поводу сказал следующее: «Почему я и наш театр ежегодно приезжаем в Оренбург? Этот город продемонстрировал всей стране, что из национальных различий надо делать не войны, не противостояние, а праздники!»

Конечно, не всё спокойно в «Оренбургском королевстве», нередки и антисемитские выходки: несколько лет назад раввин Гоел Майерс подвергся нападению каких-то уродов, были на стенах синагоги и фашистские свастики, и надписи. Но это ведь не повод для уныния – так, для легкой грусти…

Создалось такое впечатление, что все евреи города Оренбурга рассортировались по клубам. Здесь есть Клуб евреев-фронтовиков, женский, семейный, молодежный, интеллектуальный и другие еврейские клубы. Есть, видимо, и клуб любителей шашек, иначе как объяснить тот факт, что здесь регулярно проходит турнир памяти оренбургского тренера и спортсмена-шашиста Романа Львовича Вольчека? Состязания по русским шашкам проходят в синагоге, а все его участники играют в кипах…

Клубная и вообще всяческая еврейская жизнь оживилась в Оренбурге лет пять-шесть назад. В 1999 году, на Пейсах, вместе с супругой Кинерет и четырехмесячным сыном Менахемом-Мендлом сюда приехал раввин Гоел Майерс. «Снег был и очень холодно» – так, по его словам, встретил их Оренбург. «Когда мы приехали, было очень трудно.»

Постепенно началось восстановление синагоги, каждый день стал собираться миньян (сейчас, по словам Зиновия Эйдлица, на молитву ежедневно приходит человек 20, в субботу – больше), здесь же открыли благотворительную столовую. Начала работать первая группа детского сада, нашли помещение и открыли школу, стали развиваться различные общественные объединения. «Когда мы приехали, официально здесь было около пяти тысяч евреев. Я не знаю, насколько это точно, но вижу, что буквально каждый день появляются новые люди, новые семьи. Слава Б-гу, есть община, и многое уже работает, и много планов на будущее», – говорит раввин Оренбурга и области.

Оренбургскому Клубу евреев-фронтовиков пять лет, он объединяет 54 участника и инвалида Великой Отечественной, среди его членов – четыре ленинградских блокадника. Празднуют не только День Победы, но и каждое важное событие той войны (разгром немцев под Москвой, под Сталинградом, Курская битва и другие памятные сражения). Собираются, общаются, сидят за столом, иногда накрываемым за счет средств раввина Г. Майерса при непосредственном участии школы «Ор Авнер». Отмечают юбилеи, дни рожденья, приглашают артистов филармонии, частые гости здесь – учащиеся еврейской школы. Члены клуба навещают в госпиталях и дома своих друзей-фронтовиков, которые, увы, часто болеют.

Жизнь каждого из этих стариков – срез эпохи, трагедия поколения… Соломон Израилевич Розин, 1923 года рождения, – инвалид войны. На фронте – с самого начала, воевал под Сталинградом, под Москвой. Был сапером, стрелком, ходил в немецкий тыл брать «языка». Семья эвакуировалась из Белоруссии, из города Рогачёв Гомельской области. Когда отец вывез семью в Чкалов, как тогда назывался Оренбург, призвали и его. Отец дошел до Днепра и погиб, не дойдя 100 км до того места, где семья жила до войны. Соломон Израилевич показывает похоронку: «Розин Израиль Иосифович в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 12 октября 1943 года…» Сам Соломон Израилевич закончил разминирование двух мин, когда рядом взорвался его товарищ. Товарищ погиб, а осколками той мины покалечило Соломона, сделав его инвалидом…

Заместитель председателя клуба Марк Лейзерзон с грустью говорит о том, что ряды их редеют – только в этом году из жизни ушло три ветерана-фронтовика. Ему самому уже под 80, хотя на фронт он попал молодым, 17-ти лет, в 1943-м. Под Ржевом шли страшные бои, он был серьезно ранен в руку, попал в госпиталь. Марк Самойлович вспоминает, как потом, уже под Псковом, в Пушкиногорье, семь дней подряд ходил в атаку. Там снова был ранен – разорвавшейся миной вырвало бок, ранило ногу, грудь, повредило челюсть… Попал в госпиталь под городом Великие Луки. Потом было военное училище и 32 года службы в армии, в том числе в Оренбургском летном училище, знаменитом тем, что его окончил Юрий Гагарин.

Борису Левенштейну – 85 лет, гвардии полковник в отставке, войну прошел «от звонка до звонка». Родом из Кишинева, после начала Великой Отечественной его направили в военное училище. Воевал в танковых войсках, участвовал в боях за Дон, город Ростов-на-Дону, Северный Кавказ, Закавказье. Дважды ранен, контужен. Войну закончил в Баку. И всю жизнь, до 1994 года, служил в Красной-Советской-Российской армии – от Кавказа до Урала, от Белоруссии до Дальнего Востока и Южного Сахалина. «Такая моя сложная и простая биография, – говорит Борис Григорьевич. – Жизнь прожита очень трудная, напряженная, кровавая…» Сейчас он является членом совета Клуба фронтовиков – тех пяти человек, которые организуют все мероприятия клубной жизни, привлекают спонсоров, распределяют помощь среди ветеранов: «Занимаюсь общественной, благотворительной работой в совете нашего клуба. Чем очень горжусь», – завершает Борис Григорьевич свой рассказ.

У женщин Оренбурга – свой клуб. Его координатор – учительница математики школы «Ор Авнер» Галина Поддубская. Именно координатор, поясняет она, потому что руководителем Женского клуба всё-таки является супруга раввина Кинерет: «Она – мозг, идеи, а я – исполнитель, – объясняет Галина Евгеньевна. – В общем, Кинерет – голова, а я – руки». И еще язык, потому что Кинерет, хотя прекрасно общается по-русски, считает, что для бесед о традициях, для объяснения всех нюансов, для разговора на философские темы нужен родной русский язык. Кроме традиций здесь изучают кулинарные секреты, тенденции моды, проводят игры, конкурсы красоты, выпускают свой журнал. Готовятся и отмечают праздники – и еврейские, и семейные. 

Кинерет поясняет: «Здесь считают, что еврейские традиции – это что-то очень сложное, но это не так!» Ведь здесь не просто изучают еврейские традиции – руководители клуба учитывают, что они изучаются именно женщинами, относятся с пониманием к их проблемам и интересам. «Не удивляйтесь, но для женщин, как и для детей, тоже нужна игровая форма», – смеется Кинерет.

Дамы с нетерпением ждут заседаний клуба и с удовольствием на них ходят. На заседания приглашают философов, культурологов, филологов, психологов, врачей разных специальностей, авторов интересных книг. По желанию самих дам начали изучать иврит – пока только алеф-бейс, основы языка. Зачем это им нужно? Мамы волнуются: они «отстают от программы», не могут помочь своим чадам, которые учатся в школе «Ор Авнер»!

Приходил сюда и дизайнер – рассказывал о костюмах, о сервировке стола, были встречи с косметологом, специалистом по макияжу, детским психологом. Устраивают Дни здоровья – арендуют бассейн, сауну, комнату отдыха, заказывают кошерный обед. На 8 марта собирались дома у супруги раввина, пекли халы, готовили кнейдлах. В рамках клуба – уроки «очумелых ручек»: дамы делали открытки для Рош а-Шона, корзинки и подсвечники из гипса. Кинерет составляет план на полгода вперед, потому что очень многое для занятий клуба приходится везти из Израиля.

У оренбургских интеллектуалов и любителей искусств, естественно, своя мишпуха – здесь есть Литературно-музыкальная гостиная, а также клуб «Штетл», собирающий интеллектуальную элиту города. Вначале ее представители делились друг с другом сообщениями о домашних коллекциях – грампластинок, автографов известных людей, минералов и даже «сувенирных ключей от городов мира». Здесь предлагались темы для дискуссий по еврейским традициям, проводились интеллектуальные игры и конкурсы, беседы о деятелях культуры, науки и искусства. Но потом выяснилось, что даже в сравнительно небольшом Оренбурге евреи-интеллектуалы не помещаются в рамках камерного «Штетла». Решили проводить заседания Интеллектуального клуба «по профессиональному признаку»: для медиков, педагогов, инженеров…

Так что, слава Б-гу, на исторических землях оренбургского казачества еврейская жизнь идет весьма активно. Один местный житель спросил меня: «Почему, вы думаете, евреи в Израиле так хорошо воюют?» И сам же ответил: «Научились у оренбургских казаков!»

И. Карпенко

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru