[<<Возрождение] [Архив] ЛЕХАИМ СЕНТЯБРЬ 2005 АВ 5765 – 9 (161)
Еврейская ячейка
Оренбург. Тихий переулок Шевченко, один из самых коротких в городе – всего десяток домов. И самый центр, и весь транспорт рядом, и малолюдье, спокойствие. Раньше в одном из зданий (дом №3) располагалось учреждение совсем под стать полусонному переулочку: архив Южно-Уральской железной дороги. Но вот стали замечать соседи из частных одноэтажных домов, что народу через переулок стало ходить больше. Здание архива в 1996 году было возвращено законному владельцу: в нем до 1930-х годов находилась синагога.
Здесь и расположились религиозная община, оренбургское отделение ЕАР и еврейский культурный центр.
Община в городе – не из крупных, по последней переписи – около двух с половиной тысяч человек. Сюда приходят тем не менее по утрам на молитву, днем – в библиотеку, по вечерам – молодежь потусоваться, а в пятницу вечером – встреча Шабоса. По воскресеньям кто-то отдыхает, а в Культурном центре – самая работа!
Вообще-то в начале работы Центра (ему уже восемь лет, а с нынешнего года он перерос в ОЕНКА – Оренбургскую еврейскую национально-культурную автономию, которой руководит Михаил Моисеевич Адер), помнится, энтузиасты даже подрастерялись от широты открывающихся горизонтов. Чем именно заняться? Понятие «культура» настолько многозначно и многогранно, что единого направления не виделось.
Однако время шло, и необычайное разнообразие принимало всё более отчетливые формы.
Пожалуй, пора вводить понятие «еврейский ассортимент», имея в виду устоявшееся единообразие методики работы общинных и благотворительных еврейских организаций на «постсоветском пространстве». Нет, это неплохо, что в каждой общине есть, худо-бедно, музыкальный коллектив, библиотека, проводятся праздники и встречи с интересными гостями. Есть это и в Оренбурге.
И всё же не хочется превращать повседневную деятельность наших общинно-культурных центров в эдакую а-идише «Третью улицу Строителей»... Приедешь в другой город – и не отличишь хор от хора, концерт от концерта, газету от газеты.
Тем не менее, глубоко в этом убежден, каждый город и каждая община нарабатывают нечто, присущее только этой местности.
Так, оренбургский художник Валерий Газукин по просьбе ОЕКЦ создал цикл живописи и графики «Лики Торы»: выставка побывала в Петербурге и Москве, в Самаре и городах Оренбургской области – Бузулуке и Бугуруслане, что для нас очень важно. Издали красивый каталог этой выставки, выпустили книги стихов поэтессы и журналиста Евдокии Горбанской.
Так что же может отличить город от города? Пожалуй, то, что и одну семью от другой: люди, история, традиции.
С осени 2002 года Культурный центр в Оренбурге стал получать помощь от Ассоциации общественных еврейских организаций России, направленную на развитие семейных программ. Это правильно: возрождение национального сознания может быть полноценным лишь тогда, когда ценности личностные совпадают с ценностями, принятыми в семье. И что же, в таком случае, должен собой представлять Семейный клуб, главная цель которого, в отличие от других еврейских программ, – донести до людей знания о еврейской жизни?
Решили так: пусть в семейном клубе будет всё, что может быть в хорошей семье.
А что есть у всякой семьи и ее членов? Фамилии и имена. На образовательных семинарах «Шабатон» мы часто говорим о значениях еврейских имен собственных, их происхождении. Видели бы вы выражение лица человека, который впервые в зрелом возрасте узнает о смысле своих фамилии и имени! Ведь фамилия расскажет о предках, об истории семьи. Вроде бы простая фамилия – Кац? Простая, скажут многие, это же по-немецки «кошка»!
Кошка кошкой, а всё-таки фамилия Кац – очень почетная. Это аббревиатура от ивритских слов «Коэн Цедек» – «священник праведных». А Маршак? С детства для нас это слово – синоним сочинителя запоминающихся стишков. А теперь слушайте: «Морейну Рабейну Шломо а-Клугер» – «учитель и господин наш Соломон Мудрый»: вот в память о ком сложена эта фамилия. Услышав значение своего имени, человек погружается в себя и пытается найти в себе черты личности, заложенные в имени.
Когда семья собирается вместе, за столом? По праздникам. Некоторые еврейские праздники особо ориентированы на семью – Пейсах, например. Устроим инсценировку сейдера! Вот четыре сына с разными характерами, вот запрятывание афикомана, вот рассказ отца сыну…
Семейная жизнь в еврейской традиции строго регламентирована: от рождения, брис-милы, через бар- и бас-мицву к хупе – и так далее… Но всё это нужно знать, в том числе что такое «Хевра кадиша» и чем она занимается.
Каждый человек помнит свое детство, свою семью. Дай Б-г, чтобы вспомнить можно было с любовью. В 2004 году в мартовской радиопрограмме «18» Белла Хаимовна Фридман так тепло, так любовно вспоминала атмосферу и отношения, принятые в семье ее родителей, что уже во время монтажа передачи привычные ко всему звукооператоры из соседних студий сбежались, чтобы послушать пленку с ее голосом…
Семейная история – это прежде всего фотоальбом. Собираем воспоминания ветеранов, в нашем музее – старинные книги, древний Свиток Эстер ручной работы, коллекция открыток еврейской тематики XIX–XX веков…
Программы «Молодежный клуб» и «Клуб молодой семьи» предназначены для молодежи, собирающейся создавать или уже создавшей еврейскую семью.
Дважды оренбургские евреи имели возможность отдохнуть в семейных лагерях.
Журналист Инесса Астраханцева была редактором общинной газеты «Ахим» («Братья»). В дни одного из Общинных фестивалей еврейской книги мы отметили большой праздник – 50-й выпуск газеты. Но цены на издательские услуги взлетели, и теперь вместо газеты у нас передача на областном радио.
Женщины-хозяйки любят программу «Кулинарный мидраш». Это не только встреча с подружками, но и с собственным детством или юностью: воспоминания о семейных рецептах еврейской кухни.
Супруга раввина Кинерет Майерс и Галина Поддубская.
Для детей также организованы занятия. Особенно они любят рисовать, лепить, что-то мастерить. Женя Апрелев преуспел в таком кропотливом деле, как создание пластилиновых миниатюр. Чего стоят десять «казней египетских»!
На Лаг ба-омер дети стреляли из луков, но костров во дворе синагоги, не слишком просторном, решили не зажигать.
Швуэс в общине всегда ждут еще и потому, что это традиционный выезд на природу, с традиционными молочными продуктами, с рассказами о празднике и конкурсами. А уж купание, футбол и гуляние по берегу Урала – само собой разумеется.
Мы сотрудничаем и со школой «Ор Авнер». В дни ОФЕКа (который уже восемь раз проходил в Оренбурге) ребята-школьники принимают участие в традиционном конкурсе сочинений, рисунков и поделок на еврейские темы.
В детском саду.
События культурной жизни города мимо нас не проходят. Музеи, выставки, кино…
Семейный клуб уже имеет свою историю. Какие-то формы его работы развиваются, что-то не выдерживает проверки временем.
Для чего рождается человек? Сказано: «Ле-Тора, ле-хупа у-ле-маасим товим» («Для Торы, для хупы – переведем как “для семьи” – и для добрых дел»). Семья в этой формуле стоит в середине. Смысл семейного клуба в том, чтобы он связывал семейную жизнь и с еврейской традицией, и с личностью человека.
И. Савельзон
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Первое документальное свидетельство о ссылке в Оренбургскую губернию шести евреев относится к 1806 году.
В первой половине XIX века основным еврейским населением Оренбуржья, как и везде на Урале, были кантонисты.
Институт кантонистов для евреев был отменен лишь в 1856 году, поэтому их количество всё увеличивалось, и к 1843 году в уральских батальонах – Пермском, Оренбургском и Троицком – несли службу 1812 евреев-подростков.
В дальнейшем, при Александре II, после принятия либеральных законов, облегчающих расселение евреев за пределы «черты оседлости», здесь всё больше появляется евреев-ремесленников и мастеровых (портных, сапожников, часовщиков, столяров, слесарей, пекарей, винокуров, мыловаров и др.). А также фармацевтов, фельдшеров, дантистов, купцов 1-й и 2-й гильдий и лиц, имеющих высшее образование. Кроме того, в 1860-х годах из Польши в Оренбургскую губернию под надзор полиции ссылались политически неблагонадежные евреи. По статистике, в Оренбурге в конце 60-х – 70-х годах XIX века проживало около 700 евреев, в основном мужчин, что составляло несколько больше 1% населения.
Значительную часть мужского еврейского населения Оренбурга во второй половине XIX века составляли отставные солдаты и унтер-офицеры, что обусловливалось большим количеством военных и казаков в приграничной Оренбургской губернии вообще. В 1889 году в Оренбурге проживало почти 1200 евреев, или 2,33% городского населения, но среди приезжавших сюда евреев постепенно стали преобладать не отставные солдаты и унтер-офицеры, а мещане из западных губерний России. По данным Всероссийской переписи населения 1897 года, «лиц иудейского вероисповедания» в Оренбургской губернии проживало около 2 тысяч (или 0,12% всего населения губернии), из них в самом Оренбурге – 1241.
В начале ХХ века, в канун и во время первой мировой войны, еврейская диаспора также пополнилась, в том числе за счет евреев-беженцев из района военных действий, а также семей евреев, призванных на военную службу. Кроме того, проводилось массовое выселение евреев из прифронтовой полосы в связи с подозрениями в шпионаже и политической нелояльности. По данным Еврейского комитета помощи жертвам войны, на 4 ноября 1915 года количество евреев-беженцев во всех четырех уральских губерниях составило 6731 человек. В годы Великой Отечественной войны Оренбург оказался в числе тех городов Урала, куда из западных и центральных районов страны хлынула волна беженцев. Также сюда прибыло большое количество эвакуированных с промышленными предприятиями, среди которых было немало евреев-специалистов.
До революции в городе было несколько синагог и молельных домов. Первые молельные дома, носившие название «солдатских», стали появляться на Урале с середины XIX века. Однако известно, что в Оренбурге в 1860-х годах наряду с имевшимся «батальонным» молельным домом существовал «инженерный». Имелся и отдельный молельный дом бухарских евреев, позднее уничтоженный пожаром. Одна из оренбургских синагог называлась «бандитской», поскольку в нее ходили молиться осужденные евреи.
Сохранившаяся доныне каменная синагога была построена в 1871 году. Молва утверждает, что строить ее помогали русские и мусульманские купцы.
В 1888 году в пояснительной записке к проекту нового плана Оренбурга говорилось, что в городе имеется «одна каменная синагога и один молитвенный дом в частном доме». По данным Губернского правления, в 1912 году в Оренбургской губернии имелось пять еврейских молитвенных домов – три в Оренбурге и по одному в Челябинске и Троицке. В них служили три казенных раввина и один кантор. К началу 1930-х в Оренбурге, как и везде на Урале, синагоги, молельные дома, здание ешивы (сохранившееся до сих пор, но находящееся в весьма плачевном состоянии) были реквизированы, а сами организации закрыты.
[ << Назад ] [ Содержание ]
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru