[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2005 НИСАН 5765 – 5 (157)     

 

УЧЕНИЕ РЕБЕ ОБ УЧЕНИИ

Арье Саломон

 

Преображение мироздания

 

Три стадии осуществления идеала

В своем учении Ребе отталкивается от нескольких базовых представлений: человек изначально благ, в самой структуре мироздания заложена возможность моральной победы человека над обстоятельствами, для человека всегда возможно искупление, «нисхождение» всегда открывает возможность «восхождения», человек всеми силами должен стремиться к восхождению и преображению себя и мира, ибо именно в этом – его задача.

Во всяком деянии, как Б-жественном, так и человеческом, Ребе выделяет три стадии. Первая, идеальная стадия связана с изначальным замыслом того или иного поступка или деяния, когда индивидуальная воля «прислушивается» к Б-жественному замыслу и «сопрягается» с ним. Далее наступает черед следующего этапа, на котором ищутся пути реализации замысла во «враждебном» окружении. И лишь затем наступает заключительная стадия реализации, на которой идеал обретает зримое воплощение.

Первая, теоретическая стадия является своеобразной прелюдией к активности, осмыслением предприятия в целом. Вторая стадия подразумевает осуществление в физическом мире ранее осознанного идеала. Третья стадия – созерцание идеала во всей полноте его реализации.

Первая стадия является движением «сверху вниз», в ней всегда присутствует момент Б-жественного вдохновения, и она сопряжена с осознанным соучастием в мироздании, когда сознание постигает пути соучастия и направление их развертывания. Вторая стадия сосредоточена в мире человеческих проявлений: мы осуществляем преображение окружающего мира, направленное на то, чтобы мироздание приблизилось к идеалу, нами осознанному. Третья же стадия, подразумевающая полное воплощение представленного ранее идеала, подразумевает, что обретший материальное воплощение идеал совершеннее того, который существовал в нашем сознании. Начиная реализацию идеала, мы действовали в мире, ему противостоящем, мире, который этому сопротивлялся, деформируя идеал самим фактом сопротивления. Но воплощенный идеал уже свободен от деформирующего влияния, его бытие не встречает сопротивления, а значит, оно полнее, чем то бытие, которое мыслилось изначально.

Ребе указывал, что эти три стадии соотносятся с тремя первыми буквами еврейского алфавита. С буквы «алеф» начинаются Десять Заповедей, которые вмещают в себе всю суть Торы. Вторая буква алфавита – «бейс» – начальная буква слова «брия» («творение»). Третья же буква – «гимел» – стоит в начале слова «геула» («искупление»). Тора, «чертеж мироздания», воплощает в себе идеал, существующий на первой стадии. Мир, который затем был сотворен в соответствии с идеалами Торы, воплощает вторую стадию. Но следует помнить: этот мир ждет преображения, трансформации, которая может дать ему полноту реализации. Третьей стадии соответствует искупление – цель всех человеческих усилий, направленных на «очищение» мироздания, когда реальность бытия сольется воедино с Б-жественным идеалом.

 

Свидетельства Торы

Указание на три стадии реализации идеала Ребе находит в разделе Торы «Ки Сисо». Читатель этого раздела сталкивается с рядом кажущихся противоречий. Как же так, вслед за пассажем, в котором говорится об особо священном статусе первых Скрижалей Завета: «Скрижали эти были делом Б-жиим, а письмена – письмена Б-жии, начертанные на скрижалях» (Шмойс, 32:16), следует рассказ о том, что Моше разбил их?! Не святотатство ли это? Причиной поступка Моше было прегрешение народа Израиля, сотворившего себе золотого тельца: «И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горою» (Шмойс, 32:19). Но обратим внимание на то, что говорит Иеошуа Моше перед тем, как тот бросил Скрижали о землю: «И услышал Иеошуа голос народа шумящего, и сказал Моше: клик битвы в стане» (Шмойс, 32:17). Битва – это столкновение противоборствующих станов. Можно сказать, что в этом стихе указывается на сопротивление реальности идеалу. Ребе поясняет: первые Скрижали Завета соответствуют первой, идеальной стадии, и в этом смысле принадлежат не реальному земному, но – горнему порядку бытия. То, что Моше разбивает Скрижали, указывает на человеческие ошибки и проступки, неизбежно возникающие на этапе второй стадии реализации идеала. Однако только через эту стадию возможен переход к третьей. Да, это «падение», «низвержение», но именно оно определяет восхождение на следующую стадию – в данном случае дарование вторых Скрижалей: «И сказал Г-сподь Моше: вытеши себе две скрижали каменные, как прежние, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил» (Шмойс, 34:1). Эта третья стадия, символом которой служат вторые Скрижали Завета, есть восхождение, следующее за нисхождением. Грех поклонения золотому тельцу открывает возможность для баал тшува – возвращения отпавших к Б-гу. И духовный уровень, которого достигает раскаявшийся грешник, выше уровня, присущего тому, кто изначально пребывал в состоянии невинности.

 

Первая стадия: идеальное состояние

 

Тора и первая стадия Плана Творения

Буквальное значение слова «Тора» подразумевает не столько «закон», сколько «учение». О Торе сказано: «Тора Г-сподня совершенна, оживляет душу, свидетельство Г-сподне верно, умудряет простака» (Теилим, 19:8). Значение Торы – вечно, она содержит наставления, актуальные для любой эпохи, адресованные всем и каждому, применимые в любых обстоятельствах.

Ребе подчеркивает: в системе мироздания Тора служит основанием всякого явления и всякого деяния. Всякий идеал по сути своей укоренен в Торе. Но тем не менее идеал, берущий начало в Торе, осуществляется в материальном мире и на путях этого осуществления подвергается трансформациям – то есть проходит через вторую и третью стадии, описанные выше.

На второй стадии осуществления идеала акцент делается на тварном мире и человеке. Задача заключается в том, чтобы изменить мироздание и человека таким образом, чтобы они приблизились к замыслу, изначально данному в Торе. Но это значит, что замысел, принадлежащий сфере идеального, «нисходит», во имя своего осуществления, в грубый материальный мир. Искупление мира – это осуществление изначальной цели, ради которой было сотворено мироздание, и в этом состоит смысл всей человеческой активности. Таким образом третья стадия осуществления идеала опирается на действия в материальном мире. А основой этой последовательности является Тора.

Ребе отмечал: эта же схема применима и к изучению Торы. Согласно Талмуду, впервые ребенок научается Торе еще в утробе матери. Это первоначальное научение Торе соответствуют первому, идеальному этапу Плана Творения. Именно на этом этапе возникает побуждение к изучению Торы в течение всей нашей жизни на земле. Но постигнутое в утробе матери стирается из сознания ребенка – и, явившись в мир, он должен изучать Тору иначе: новый этап научения можно уподобить схождению во тьму косности, которая преодолевается в материальном мире. В той мере, в которой эти невежество и косность преодолеваются, по мере постижения мудрости Торы, достигается знание извечной Торы, качественно превышающее то, которое было до рождения, ибо новое знание получено в мире реальности и является результатом творческого усилия, или тшува.

Ребе также отмечает, что процесс разъяснения Торы развивается по аналогичной схеме. Многие положения письменного закона даны неявно, многие детали нуждаются в разъяснении: скрытое должно быть выявлено. Ребе приводит в пример стих из книги Ваикро, где говорится о четырех растениях, которые должны быть представлены во время совершения обряда в праздник Кущей: «И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (эсрога), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней» (Ваикро, 23:40). Лишь после долгого обсуждения этого положения мудрецами Талмуда во всей полноте было раскрыто значение этой заповеди. Процесс подобного разъяснения подобен внесению света во тьму. В интерпретации Ребе процесс толкования можно уподобить сотворению света, описанному в начале книги Брейшис, когда свет является из тьмы и хаоса (Брейшис, 1:2).

 

Выработка алохического правила в контексте трехчастной парадигмы

 

Ребе подробно останавливается на том, как раввинистическая традиция вырабатывала алохические правила. Та или иная проблема долго рассматривалась со всех сторон, обсуждалась, и в ходе этого обсуждения предлагались те или иные решения. Ребе подчеркивал: окончательное решение рождалось из столкновения мнений талмудистов, мнений порой взаимоисключающих. Ребе уподоблял этот процесс трехчастной парадигме, описывающей процесс осуществления идеала в материальном мире. Предполагается существование идеального уровня, на котором все расходящиеся между собой суждения мудрецов сущностно верны. Однако при реализации идеала в материальном мире лишь один образ действий может быть правильным с точки зрения Алохи. И среди противоречащих друг другу в материальном мире мнений выбиралось то, которое ложилось в основание алохического правила. Эта процедура выбора может быть уподоблена второй стадии парадигмы, когда человек реализует идеал в материальном мире. На третьей стадии становится очевидно, что именно интенсивное обсуждение разнородных мнений позволяет сформировать то единственное, которое, описывая определенный способ действий, становится выражением Воли Б-га, явленной в материальности этого мира.

Человек и мироздание в контексте первой стадии, описываемой парадигмой

Возникающий порой антагонизм между мирозданием и человеком носит, в контексте описываемой парадигмы, иллюзорный характер. Ребе подчеркивал: на том уровне, где возможно незамутненное восприятие, человек и мир сущностно созвучны Б-жественной Воле. И человек, и мир могут достигнуть истинного осуществления только на путях актуализации идеалов, сформулированных Торой, – и любые воздействия, направленные против Б-жественной Воли, оказываются бессильны. Человек приобщается к своему истинному «я», когда ему удается высвободить из-под ржавчины сиюминутного ту духовность, которой он обладает изначально. Мироздание же обретает свои истинные очертания, когда в нем проступает Творение, каким оно было замыслено Б-гом. Подобный взгляд на мир не оставляет места отчаянию: за «падением» следует «восхождение», которое раскрывает заложенный в нас потенциал. Больше того – раскрытие этого потенциала становится возможным только через усилие восхождения, а в каждой ситуации, открывающей возможность для восхождения, уже заложена победа над материальными обстоятельствами.

 

Первая стадия: акцент наставника на положительных качествах обучаемого

Ребе считал, что внимание наставника должно быть сосредоточено на положительных аспектах сознания человека или рассматриваемой ситуации. Наставник должен думать о том, как привнести в сознание человека свет, а не о том, как противостоять неблагоприятным обстоятельствам – всему тому, что ассоциируется с тьмой. В подтверждение своего подхода Ребе ссылался на Талмуд и, в частности, на правило, гласящее: «отталкивай или отвергай левой рукой, а притягивай к себе – правой» (Сота, 47а; Сангедрин, 107б). Дело в том, что левая рука – рука слабая, и действия, совершаемые ею, имеют вспомогательный характер. Наставник вовсе не стремится отвергнуть того, кто пришел к нему за наставлением, – хотя на это может быть причина. Но все усилия наставника направлены на то, чтобы изменить сознание, с которым он соприкасается. Усилие – это действие, совершаемое правой рукой. И еще один момент: мы притягиваем к себе то, что вызывает у нас некий положительный отклик. Тем самым наставник опирается на то лучшее, что есть в ученике. Он стремится раскрыть извечное благо, изначально заложенное в ученике. Ребе подчеркивал: усилия учителя направлены на то, чтобы, шаг за шагом раскрывая это благо, обеспечить его окончательную победу над несовершенством человека, неразрывно связанным с временными обстоятельствами его существования.

Талмуд (Иевомойс, 114а) специально останавливается на истолковании стиха «Говори к священнослужителям <…> и скажи им» (Ваикро, 21:1), поясняя, почему, при обычной лаконичности Торы, здесь дважды употреблены почти сходные по значению глаголы, указывающие на речь. Моше необходимо было поведать священнослужителям такие законы, которые они потом должны были донести до своих детей, со временем примущим на себя священнические обязанности. Истолкование Талмуда строится на том, что стих указывает на ответственность, связанную с передачей религиозных и моральных ценностей. Вслед за хасидскими учителями Ребе напоминает, что слово «леазир» («предупреждать») является производным от слова «зогар» («свет, сияние»). Следуя обоим традициям – и талмудической, и хасидской, Ребе указывал: тот, кто наставляет в вопросах морали и религии, может рассчитывать на успех в той мере, в которой он воздействует на подрастающее поколение, прививая ему «иммунитет» к нежелательному поведению и делая его устойчивым перед дурными влияниями со стороны.

 Опираясь на Талмуд, Ребе подчеркивал: отношения между наставником и учеником – постоянное испытание для учителя. Отношения эти строятся на том, что учитель мудрее ученика и обладает несомненным авторитетом. Однако авторитет нуждается в постоянном подтверждении. И, выступая в роли наставника – то есть подводя ученика к решению некоей задачи, – учитель должен активировать весь свой потенциал: сам продвинуться в заданном направлении дальше, чем он был в начале. Наставничество только тогда будет эффективно, когда требует от учителя усилия преодоления себя и выхода за собственные пределы. В процессе обучения оба – и ученик, и учитель – делают шаг к постижению нового для себя, к овладению прежде недоступным уровнем духовности. Иначе говоря, обучение раскрывает незадействованный потенциал наставника, о котором тот прежде и не подозревал. При этом Ребе объясняет: есть обучение в узком смысле этого слова – оно начинается в определенном возрасте, и в ходе его ученик проходит ряд формальных ступеней; но есть и обучение в широком смысле слова – такое обучение объемлет весь наш опыт. В обоих случаях необходимо помнить: подобно тому, как отец, обучая сына, заботится о том, чтобы он добился в жизни как можно большего, так и наставник должен заботиться о максимальном раскрытии способностей ученика.

Особенность этого подхода еще и в том, что от наставника требуется особое внимание к внутреннему миру ученика. Учитель должен проникнуться строем мыслей обучаемого, если он хочет эффективно вести его за собой и добиться преображения личности обучаемого. Пользуясь традиционным принципом экзегезы, Ребе поясняет это с помощью анализа значений двух слов: «эмор» и «дибур». «Эмор» означает общение, при котором один собеседник чрезвычайно внимателен к другому и крайне ответственно относится к тому, что он говорит. «Дибур» же, наоборот, означает жесткое общение, когда задача собеседника состоит в том, чтобы «пробиться» через косность сознания или недостойного поведения партнера.

И здесь Ребе делает следующий шаг. Он вспоминает слова четвертого Любавичского Ребе Маараша: «Живя в этом мире, мы знаем: когда нельзя пройти под преградой, ее можно перепрыгнуть; я же скажу вам иначе – прыгайте сразу!» В понимании Ребе борьба с косностью ученика на том нижнем уровне, на котором проявляется эта косность, обречена быть долгой и изматывающей. Поэтому намного эффективнее «перепрыгнуть» то или иное препятствие – то есть попытаться решить соответствующую проблему на более высоком уровне, активировав высший потенциал ученика, взывая к изначально благой стороне его личности. При таком подходе ученик сам осознает свое несовершенство и пожелает его исправления, так что его усилия и усилия наставника сольются воедино, давая нужный эффект.


<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru