[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2005 НИСАН 5765 – 5 (157)
Как нас убивали
Антология / Сост. Анатолий Кардаш
Холокост. Убийство евреев в 1933–1945 гг.
М.: Даат/Знание, 2003. – 410 с.
Собрание документальных и художественных свидетельств об уничтожении нацистами европейского еврейства до и во время второй мировой войны вышло в издательстве «Даат». Подобная антология на русском языке появляется впервые – большинство вошедших в книгу материалов были доступны и ранее, однако их надо было извлекать из различных источников, а теперь они собраны под одной обложкой.
Озаглавлен сборник «Холокост», однако издатель Иосиф Бегун и составитель Анатолий Кардаш предпочитают использовать ивритский синоним Шоа: по их мнению, это слово, в точном переводе означающее «несчастье», «бедствие», свободно и от теологических коннотаций греческого понятия «холокост» («всесожжение»), и от смысла стихийности, случайности, который заложен в понятии «катастрофа», употребляемом российскими историками.
Открывает книгу очерк А. Кардаша, который пытается определить истоки Шоа и с этой целью обращается к многовековой традиции европейского, прежде всего христианского, антисемитизма, подробно рассматривая в том числе и историю так называемого «кровавого навета». Предисловие носит популярный характер, читатель едва ли найдет здесь новые факты: все приводимые Кардашем сведения можно почерпнуть и из других источников, например из обстоятельного труда профессора Леона Полякова «История антисемитизма». Кроме того, отдельные фрагменты вступительной статьи написаны с избыточной легковесностью – хлесткие журналистские обобщения вроде: «В церквах всего мира Христос на еврея не похож, зато Сатана – непременно по-еврейски крючконос и вислогуб» вряд ли делают честь серьезному исследователю. Не вполне ясно и то, зачем понадобилось автору подверстывать к длинному списку «видных антисемитов всех времен и народов» защитника Дрейфуса Эмиля Золя или, например, Пушкина, разделявшего многие предрассудки своего круга, но специально еврейским вопросом никогда не интересовавшегося.
Впрочем, всё это частности. Главный интерес издания сосредоточен, конечно, не в предисловии, а в публикуемых документах. Книга состоит из восьми разделов. В первом из них – «Шоа глазами историков» – помещен отрывок из работы директора Международного института исследования Холокоста мемориала «Яд ва-Шем» Иеуды Бауэра, посвященной разоблачению различных форм отрицания или фальсификации Шоа. Перевод работы Бауэра на русский язык тем более важен, что в последнее время ревизионистские труды начали публиковаться и в России. Так, крупнейшее российское издательство «Эксмо» недавно выпустило книгу бывшего советского разведчика Виталия Чернявского «Гиммлер против Гитлера», в приложении к которой помещена статья некоего Марка Вебера, директора Калифорнийского института историков-ревизионистов, о чем издательство с уважением сообщает. Из статьи, направленной против известного «охотника за нацистами» Симона Визенталя, следует, что никакого Холокоста и в помине не было, всё это выдумки Визенталя и компании.
Вернемся, однако, к антологии А. Кардаша. Во втором ее разделе помещены работы, посвященные плану «окончательного решения еврейского вопроса». О том, что предшествовало принятию этого плана – об антиеврейском бойкоте, Хрустальной ночи, принуждении евреев Германии к эмиграции – рассказывается в третьем разделе. Среди прочего здесь напечатаны фрагменты печально знаменитых Нюрнбергских законов, юридически оформивших юдофобскую политику Третьего рейха. На равных правах с документальными свидетельствами звучат и голоса писателей – Л. Фейхтвангера и Г. Габе.
В четвертом разделе слово предоставлено палачам. Языком полицейских директив, приказов, распоряжений нацистские вожди рассказывают о том, как проходила подготовка к истреблению евреев: как строились гетто и концлагеря, как евреи из сел перемещались в большие города, какие меры принимались для обеспечения секретности планов уничтожения.
Дальше идут три самых обширных и страшных раздела. Пятый посвящен порядкам в еврейских гетто, в частности вопросу о юденратах и еврейской полиции. Шестой содержит свидетельства о массовых убийствах на оккупированных территориях СССР. В седьмом рассказывается о концлагерях.
Наконец, восьмой раздел, названный «После всего этого», содержит лишь три материала: отрывок из поэмы Ицхака Каценельсона «Песнь об убиенном еврейском народе», фрагмент выступления Гиммлера перед командирами СС в Познани 4 октября 1943 года – своего рода отчет о проделанной работе – и политическое завещание Гитлера, написанное накануне самоубийства: «Я обязываю руководство нации и общества строжайшим образом соблюдать расовые законы и оказывать безжалостное сопротивление всем отравителям всеобщего мира всех народов – интернациональному еврейству…»
Польза выпущенной издательством «Даат» антологии несомненна. Если когда-то в российских школах, как сегодня в школах западных стран, будут проходить уроки, посвященные Холокосту, то этот том вполне может быть рекомендован для использования в качестве учебного пособия. Единственное возможное препятствие – полиграфическое: не слишком четкая печать местами серьезно затрудняет чтение.
Михаил Эдельштейн
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru