[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2005 НИСАН 5765 – 5 (157)

 

СТЕРЖЕНЬ ВСЕЙ ЖИЗНИ

В связи с 60-летием Победы президент Всемирного конгресса русскоязычного еврейства Михаил Шнеерсон отвечает на вопросы редакции журнала «Лехаим».

– Какие мысли вызывает у вас 60-летие Победы?

– Каждый человек рождается и живет в определенный период мировой истории. Я – ровесник войны. Наверное, именно это является стержнем всей моей жизни, поэтому 60-летие Победы для меня праздник величиной в мою жизнь.

 

– Как вы оцениваете роль России в победе над фашизмом?

– Действительно, в последнее время в некоторых средствах массовой информации ведется полемика о роли Советского Союза в победе над фашизмом. Для меня такого вопроса не существует. Лучше всего на него ответили бы миллионы людей, отдавшие свои жизни за победу. Ведь в войне победил не Сталин, не коммунистическая партия – в войне победил мой отец, не вернувшийся с фронта, победили старики и дети, пережившие блокаду Ленинграда, победили миллионы женщин, производивших продукцию для фронта. Этого никто у них не отнимет. Вопрос «кто внес больший вклад?» скорей из сферы банковской деятельности. И, по моему мнению, поднимать его сегодня, спустя 60 лет после Победы, кощунственно по отношению к тем, кто уже никогда не сможет на него ответить.

 

– Возможен ли сегодня фашистский путч и что следует делать, чтобы он не произошел?

– Путч однозначно возможен, и, я считаю, чем дальше от нас отодвигается дата Победы, тем больше его вероятность. На мой взгляд, история ничему не учит в том случае, если историю забывают или подменяют ее другой, «покрасивше». Для меня первый признак фашизма – антисемитизм. И дело тут не в нас, евреях. Дело в идее, во-первых, привычной, во-вторых – что страшно – легко объединяющей людей. Я считаю, что единственное средство против этого – память. Чем чаще мы будем напоминать миру о Катастрофе мирового еврейства, тем больше будет шансов удержать мир от «коричневой чумы».

 

– Можно ли ставить знак равенства между фашизмом и современным терроризмом? Не настало ли время вспомнить опыт совместной борьбы с фашизмом и применить его против террористов?

– Насчет знака равенства я не могу согласиться, но знак подобия равенства можно поставить. На мой взгляд, среда, из которой выходят террористы и фашисты, – одна. Это – среда ненависти, зависти и патологической жестокости. Сегодня общественное мнение нередко отождествляет терроризм с религией, и это неправильно: терроризм – не религия, это, так же как и фашизм, – идеология. Идеология, в отличие от религии, преследует узкие цели верхушки ее создателей, тогда как религия определяет границы морали исповедующих ее народов. Поэтому можно и нужно совместно бороться с идеологией и категорически неприемлемо выступать против религии.

Совместные акции обязательно должны быть, они уже проводятся, и очень надеюсь, что в будущем будут расширены.

 

– Чем можно объяснить отсутствие антисемитизма на фронте?

– Думаю, общеизвестен такой факт: солдаты на фронте практически не болели. Видимо, не изученная до конца учеными мобилизация организма, проявляющаяся в экстремальных условиях, защищала их от инфекции. Антисемитизм – тоже вид инфекции, разрушающей личность изнутри. Наверное, существует природный иммунитет в экстремальных условиях, позволяющий защитить и от антисемитизма. На фронте пуля не выбирала национальности, и для солдат плечо друга в бою не имело национального признака.

 

– Как вы и ваша семья перенесли войну?

– Отец, как я уже говорил, погиб на фронте, а мама, которая проработала на военном заводе всю жизнь, – жила жизнью страны. Большинство моих родных и близких погибли во время войны: на фронте, в Бабьем Яру, в лагерях смерти или в гетто.

Поколение, пережившее Катастрофу, не любило говорить о ней. Мне остается горько сожалеть, что я не могу составить хронологию тех лет.

Тель-Авив, Израиль

 

[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru