[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2005 АДАР-2 5765 – 4 (156)
БЫТЬ НУЖНЫМ – БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ
Принимают советского человека в КПСС. На парткоме спрашивают: «Вот если б у тебя была машина, отдал бы ты ее родной Коммунистической партии?» «Отдал бы», – радостно отвечает кандидат. «А если б у тебя была дача?» – «И дачу бы отдал». – «Ну а если б, к примеру, было у тебя стадо коров?» – «Отдал бы, – твердо заявляет будущий коммунист, – ничего не пожалел бы для родной партии!» – «Ну а курицу?» – «Нет, курицу не отдам». Удивились члены парткома: «Это как же понимать? Машину готов отдать, дачу, коров, а какую-то курицу не хочешь. Почему?» Вздохнул кандидат, потупился: «Да ведь курица-то у меня есть…»
Когда этот анекдот рассказывали во времена Советского Союза, он, конечно, вызывал смех. Но сейчас нет ни той партии, ни Советского Союза, и герой анекдота воспринимается уже не столь однозначно. Ведь, по сути, человека спрашивают, что он согласен отдать ради кого-то другого. А человек отвечает, что охотно отдаст только то, чего у него нет…
Вопрос, чем не жаль поступиться для ближнего, встает перед нами. Что мы готовы дать семье, общине, народу? Участие в жизни общины – это для нас важное дело или так, «для галочки»?
Самая серьезная, на мой взгляд, проблема современного человека в том, что он слишком замкнут на самом себе, мир его чувств и представлений до предела сужен, ограничен собственными целями. Да, наши мудрецы говорили: «Человек ближе всего к самому себе», но эту мысль надо понимать как констатацию факта, а не как руководство к действию. Еврейская традиция одобряет то, что люди заботятся о своих потребностях, в том числе материальных, но требует, чтобы они заботились не только о своем благе. Велено же «возлюбить ближнего, как самого себя»! К сожалению, современная жизненная философия, философия «века массового потребления», укрепляет человека в том, что заботу он должен проявлять в первую очередь о себе. И во вторую о себе, и в третью…
Истинная забота о другом в этих обстоятельствах подменяется притворством, фальшью, «показухой». Наше время – время не только потребления, но еще и неслыханного объема информации. Это дает любому эгоисту почти неограниченные возможности производить нужное впечатление, получать «информационную выгоду» от действий, практический смысл которых может быть нулевым, а может быть и вообще вредным. В наиболее «продвинутом» обществе, американском, дело дошло до абсурда: критерием ценности человека объявлена частота упоминания его имени в Интернете! Человек приучается всё время заботиться о своем рейтинге, словно он – телепередача. Привыкает жить напоказ – не жить, а «выглядеть».
Разумеется, всё это противоречит человеческой натуре. Когда Б-г сотворил Адама, Он сразу поставил перед ним задачу: дать нечто другим. Вспомните: еще до того, как Б-г создал женщину и дал людям заповедь любви, Он привел всех зверей и птиц к человеку, чтобы тот дал им имена. Так Б-г сделал человека сопричастным Его творению, позволив наделять других тем, что им необходимо.
Пример глубоко осмысленного следования заповеди Б-жьей продемонстрировал нам известный законоучитель, раввин Дов-Бер Соловейчик. Как-то раз, когда он вел урок, к нему подошел человек с алохическим вопросом: можно ли во время пасхального сейдера пить не вино, а молоко? «А что, врачи тебе вино не позволяют?» – сочувственно осведомился раввин. «Да нет, – сказал в ответ человек, – просто оно мне не по карману». Раввин тут же вынул из кармана 25 рублей и протянул их спросившему человеку.
Обрадованный бедняк ушел, а ученики с удивлением спросили Соловейчика, зачем он дал незнакомому такую огромную сумму. Бутылка-то вина стоит всего рубль, – даже если у бедняка большая семья, пяти рублей за глаза бы хватило! Что же ответил раввин? «У этого человека нет денег не только на вино, но и на мясо – иначе он не стал бы заменять вино молоком, боясь смешать мясное с молочным. Значит, в доме у него вообще плохо с едой. Значит, в сейдер семья не сможет веселиться, как заповедано. А я, по-вашему, смогу веселиться, зная, что рядом плачут голодные еврейские дети? Лучше уж я дам ему как можно больше, зато эта семья наверняка сможет соблюсти заповедь о праздничном веселье…»
Прислушайтесь: раввин Соловейчик проявляет заботу не только о семье бедняка, но и о себе! Он выполняет заповедь о помощи, но также облегчает собственную душу, дав ей возрадоваться радости ближнего. Вот оно – главное счастье человека: быть нужным. Нужным близким и друзьям, нужным природе – словом, всему живому. Именно ощущение своей нужности и удовольствие от него дает община: она позволяет делиться с людьми и радоваться тому, что мы смогли прийти на помощь. Один дает деньги, второй находит работу, третий поможет добрым словом: во всех случаях человек берет на себя ответственность за остальных, за то, что вокруг него, и это наполняет его бытие. Только живя в неразрывном единении с общиной, человек познаёт счастье быть евреем. Он думает: «Я был создан, чтобы служить Б-гу, а не себе. И время, дарованное мне Им в этой жизни, это время, за которое я должен выполнить эту главную задачу».
В заключение еще одна история. Мне кажется, она способна убедить кого угодно, что самое важное в жизни – быть нужным. У Ребе работал бухгалтер. Однажды он заболел и попал в больницу. Врачи заявили, что ему нужен полный покой, и запретили визиты родных и знакомых. Но тут к Ребе пришел секретарь и сообщил, что у них не решен какой-то финансовый вопрос. Ребе велел ему пойти в больницу к бухгалтеру и попросить помощи. «Простите, Ребе, – говорит секретарь, – наш бухгалтер очень скверно себя чувствует, он даже не встает с постели… Вопрос-то у нас простой, любой другой счетовод сможет меня проконсультировать». Но Ребе настоял – и целая делегация отправилась в больницу, «пробилась» через все кордоны, перехитрила врачей и устроила у кровати больного длительное совещание.
Знаете, что было дальше? С того самого дня бухгалтер пошел на поправку. Окончательно выздоровев, он явился в контору, первым делом отыскал секретаря и горячо поблагодарил его за визит. «Понимаете, – улыбался он, – я там лежал, один, ничего не делая, и чувствовал себя таким ненужным, что даже жить не хотелось! И вдруг приходите вы, задаете вопросы, просите совета… Тут я снова ощутил себя человеком!»
Главный раввин России Берл Лазар.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru