[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2005 АДАР-2 5765 – 4 (156)
Я считаю себя евреем...
Речь пойдет об интервью с Александром Городницким ( № 152). Высказывание г-на Городницкого о тех, в ком половина еврейской крови, я воспринял как личное оскорбление и оскорбление тех, у кого кто-либо из родителей нееврей. Баркашевцы называют нас «ублюдки-полукровки», для них мы евреи. Г-н Городницкий же говорит, что мы антисемиты. Это либо заведомая ложь, либо незнание Торы. Видимо, г-н Городницкий не знает, что жена Моисея была нееврейка. Я прошу меня извинить за резкие суждения, но мне много пришлось пережить и достается до сих пор. Моя мать еврейка, отец нееврей. Я на всю жизнь запомнил, как много лет назад, а было мне тогда 11 лет, во дворе у моей бабушки встретил меня пьяный сосед-хулиган и, схватив меня, поднял высоко над землей и заорал на весь двор: «Жидовская морда! Как я хвачу сейчас тебя об землю!» Весь двор, а были там взрослые здоровые люди, молчал. Спасла меня тогда моя бабушка, но удара в ухо я не избежал и после этого долго не слышал. Я бы мог привести массу примеров на эту тему. Судить по таким, как Жириновский и ему подобные, обо всех полуевреях и говорить на страницах еврейского журнала, что они антисемиты, – значит обманывать себя и вводить в заблуждение других евреев. Я с этим не согласен, всю жизнь, а мне слава Б-гу, 57 лет, я считаю себя евреем. Я могу общаться на идише и иврите. Тем более обидно слышать от еврея, что такие, как я, антисемиты. Вот, пожалуй, всё, чем я хотел поделиться с читателями «Лехаима». Буду рад, если получу ответ от читателей на страницах журнала.
Б. Гильмутдинов, Нижний Новгород
Слепота и глухота
С удовольствием прочитал лаконичный экзерсис Михаила Горелика «Разговоры с Рейном» (№ 154). Тончайшее текстологическое чутье, вооруженное замечательным аналитическим инструментарием, позволило автору вполне убедительно, с «приправой» иронизированного юмора, раскрыть неадекватность Евгения Рейна в его ответах на вопросы, не беспокоит ли его бытующая вокруг нас юдофобия, не чувствует ли он себя чужим в своей стране и как вообще соотносит себя с еврейством, породившим его.
Именитый поэт, отвечавший на вопросы корреспондента, как бы обрисовал в своем лице портрет малосимпатичного и самодовольного эгоцентрика. Дело не в том, что ему безразлично и чуждо абсолютно всё еврейское, и не в том, что он исподволь выискивает и находит краски, выставляющие евреев либо на смех, либо на позор, и вовсе не в том, что он без лишней скромности аттестует себя «законным звеном русской культуры». На мой взгляд, суть представленного нам автопортрета Евгения Рейна заключена прежде всего в том, что он, будучи всецело сосредоточен на своей маститости, на своем даре стилиста и рассказчика, оказывается слеп и глух к происходящим вокруг него, в стране и в мире, угрожающим процессам, одинаково судьбоносным и для евреев, и для русских, да и для всего человечества... Хочется воздать должное такту и мастерству Михаила Горелика, сумевшего мягко и ненавязчиво показать нам этот портрет.
Было бы, кажется, логичным в завершение подобного экзерсиса задаться вопросом: в чем природа и корни такого эгоцентризма, такого самодовольства, заскорузлой неадекватности «художественного образа»? В том, что Евгений Рейн видит и ощущает себя исключительно русским («Я – абсолютно свой здесь человек»)? Или же в том, что он всё-таки еврей, только не хочет или не может этого осознать? Михаил Горелик, к его чести, не задается этим вопросом. Между тем многие из нас не отдают себе отчета, насколько абсурдна, непродуктивна и взрывоопасна сама по себе постановка подобных вопросов. Ведь это фактически не что иное, как попытка объяснять все наши свойства, многие наши проблемы и беды пресловутой этнической подоплекой. Увы, такого рода вопросы и радикальные, начиненные взрывчаткой ответы звучат ныне со всех сторон с нарастающей частотой и маниакальной непререкаемостью...
С уважением, Г. Кагановский, Москва
Стелы о героях.
Не ждать «круглого» юбилея
Два года назад, в марте 2003 г., в благотворительном фонде «Эзра» состоялось собрание евреев-фронтовиков, на котором был избран Совет клуба ветеранов войны. Зашла речь о том, чтобы увековечить подвиги евреев – Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. Грустно, но даже ветераны не смогли назвать больше двух-трех фамилий! А еврейская молодежь так и вовсе о них не знает. Спасибо журналу «Лехаим» за публикации в последних номерах о героях войны.
После того собрания я попросил знакомых художников сделать эскизы таких стендов. Ребята (между прочим, русские) безвозмездно выполнили эскизы. Они пошли «гулять» по кабинетам и офисам и… вернулись ко мне. Так никто и не принял решения.
И я, и мои товарищи-фронтовики убеждены, что такие стенды-стелы очень нужны. Для этого потребуются деньги. Наверное, одной «Эзра» такое не потянуть. Логично, если все еврейские организации, какой бы религиозной или организационной ориентации они ни придерживались, «скинулись» бы на такое благородное и в высшей степени нужное дело. Неужто все вместе не потянем?!
Известны имена 141 Героя Советского Союза и 13 полных кавалеров ордена Славы, удостоенных этих наград за войну. Есть эскизы стендов (их можно обновить). Нужно решить, где их установить. И создать некий оргкомитет, который бы без задержки приступил к делу. 60-летие Победы – прекрасный повод для начала этой работы. Ни в коем случае не ждать следующего «круглого» юбилея! Полагаю, уже к 9 мая 2006 года такие стелы могли бы украсить людное место.
Л. Хайкин, участник
Великой Отечественной войны
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru