[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2005 АДАР-2 5765 – 4 (156)
Говорю вам…
Аркадий Белинков
Аркадий Викторович Белинков родился в Москве 29 сентября 1921 года. Скончался в Нью Хейвене (США) 14 мая 1970-го. Учился в Литературном институте. Арестован (1944). Приговорен к смертной казни, замененной восемью годами лагерей. Продолжал тайно писать и получил новый срок (25 лет). Амнистирован (1956). Член Союза писателей. Не вернулся из зарубежной туристической поездки. Прожил 49 лет, как Юрий Тынянов, о котором выпустил книгу, где среди прочего написал: «Не верьте тому, кто говорит, будто бы демократия – всего лишь средство для достижения цели. Нет! Демократия и есть цель».
В древней Иудее, как всюду, были богатые и бедные. И когда человек становился совсем бедным, то продавался в рабство.
Если продается тебе брат твой Еврей или сестра Евреянка, пусть шесть лет будут рабами, а на седьмой – отпусти от себя на свободу.
В отличие от других народов, которые считали, что моральные проблемы, связанные с рабством, свободным людям «до лампочки», то есть рабы суть рабы, а свободные потому и свободны, что рабы – это другие и владение таковыми на психологию свободных людей никакого впечатления не производит, – в отличие от других народов, древние иудеи понимали, что рабовладение создает обстоятельства, которые имеют роковые последствия не только для рабов, но и для рабовладельцев. И к рабству относились с большой осторожностью, старались не рисковать.
Однако, не будучи до конца последовательными, в силу сложных социально-экономических процессов, рабство всё же терпели, делая нечто такое, чего не знали другие народы: бедняка, отслужившего шесть лет, из рабства освобождали. В этом, конечно, не было настоящей, подлинной принципиальности, но было благодетельное внутреннее беспокойство.
Помни, что и ты был рабом на земле Египетской, да избавил тебя Г-сподь, Б-г твой.
Жизнь бедняков в рабстве часто сытнее и легче жизни на воле – голодной и трудной.
Люди, попавшие в рабство, иной раз потихоньку радовались относительной сытости и культурному обществу. Свобода умирать под мостом вовсе не казалась столь привлекательной, как иной раз представляется со стороны, в частности, тем лицам, кои не знают жизни. Потому-то бедные и голодные предпочитали порой рабскую сытость. Шесть лет кончались, но они не спешили домой.
Если же он скажет тебе: не пойду никуда, потому что люблю тебя и дом твой, потому что хорошо здесь.
Победители с презрением относились к добровольцам – рабам по своей воле. Чтобы отличить их от свободных прежде людей, ввергнутых в рабство нуждою, последним – рабам по выбору – ухо прокалывали шилом.
Если скажет тебе: не пойду никуда, потому что хорошо здесь, – то возьми шило, и приколи ухо его к двери, и будет он рабом твоим навек.
Говорю вам: презрен не раненый пленник, не побежденный борец, не человек, рожденный в неволе, не муж, павший в неравном бою, – презрен тот, кто выбрал неволю. Ибо променял главное, что дано мыслящей плоти, – свободу – на жалкую подачку своего господина.
Г-споди, вразуми людей – пленников, должников, добровольцев, старшин, оставшихся на сверхсрочную службу, – научи их, и, быть может, поймут они, что в рабстве нет ни счастья, ни радости, ни покоя и что ни сладкие яства, ни другие плоды земли не сладостны там, где нет свободы.
И коли человека превратили в раба, который забыл (или не знает… не хочет знать), что он раб, то участь его и детей его хуже участи раба, который знает, что раб, но ищет способ освободиться.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
E-mail: lechaim@lechaim.ru