[<<Возрождение] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2005 АДАР-2 5765 – 4 (156)     

 

Борух Горин:

«С антисемитами говорить не о чем они не представляют русское общество»

Российские СМИ продолжают комментировать ситуацию, сложившуюся в стране в результате публикации антисемитского «письма 19 членов Государственной думы». 18 февраля позицию еврейской общины прокомментировал руководитель Департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин в интервью информационным агентствам «Интерфакс» и АЕН.

– Почему, по вашему мнению, появилось это письмо? И почему оно появилось именно сейчас?

– Версий много, думаю, что, как всегда, причин сразу несколько. Полагаю, что достаточно упомянуть три главные. Первое: эти господа, будучи публичными политиками, захотели привлечь к себе внимание, устроив скандал. Судя по всему, эта попытка не слишком удалась, недаром они сразу же «дали задний ход», отозвали письмо в прокуратуру, большинство отозвало и свои подписи.

Вторая причина – неправильная оценка ситуации. По какой-то причине эти люди решили, что именно сейчас пришло время разыграть антисемитскую карту: мол, власть поймет и «приголубит». В этом они, к счастью, тоже ошиблись.

Наконец, третья причина – третья по порядку, но не по значимости – проблемы на психиатрическом уровне. Обычная паранойя. Господа «подписанты» в большинстве своем искренне верят в ахинею, которую несут. Они ненавидят евреев, боятся евреев, подозревают евреев в коварных умыслах… Симптомы маниакально-депрессивного психоза, мания преследования: страх перед окружающим миром сублимируется в образе «чужого», в данном случае еврея. Кто-то говорит, что коварные происки затевают пришельцы с летающей тарелки… Это явления одного порядка.

– Авторы пресловутого письма и в самом тексте, и в телевизионном ток-шоу Владимира Познера призывают к открытой дискуссии между евреями и русскими по вопросам иудаизма. Они утверждают, что надо разъяснять русским содержание еврейских религиозных книг, поскольку некоторые их положения могут быть восприняты неоднозначно. Что вы об этом думаете?

– Дискуссия о тех или иных положениях веры возможна только между специалистами. Предлагать «дискуссию между евреями и русскими» о Талмуде или книге «Шулхан Орух» – всё равно что организовать публичную полемику литературоведа и историка о проблемах высшей математики. Это первое.

Второе. Поскольку эти господа предлагают самих себя в качестве одной из сторон в таких дискуссиях, сразу должен заметить, что с ними нам говорить не о чем. Для нас они ни в коей мере не представляют русское общество. Их письмо, их выступления по телевидению наносят куда больший ущерб русскому народу и российскому государству, чем евреям.

Третье. Дискутировать с людьми, живущими в средних веках – с верой в кровавый навет, в ритуальные убийства, в то, что евреи изобрели СПИД, – воля ваша, как-то непристойно. Если вы видите, что перед вами шизофреник, – не надо с ним спорить, вызовите врача!

– Тогда вопрос вне всякой связи с предложением «дискуссии о вере». Россия – страна многоконфессиональная. Евреи имеют тысячелетний опыт жизни среди других народов, среди людей разных вероисповеданий, и этот вопрос в еврейской традиции разработан, наверное, более подробно, чем у других народов. Что, на ваш взгляд, из этой традиции применимо к сегодняшней жизни в России? Что должно быть взято на вооружение государством?

– Прежде всего хочу пояснить одну важную вещь. Иноверцы, верящие в Б-га Единого, в еврейской традиции называются «гоим» – в буквальном переводе «народы». На «гоим» распространяются 7 заповедей сыновей Ноя – «не убий», «не укради» и т. д. Если нееврей выполняет эти 7 заповедей, он является праведником и ему уготована доля в мире грядущем. Если он не выполняет хотя бы одной из этих 7 заповедей, он преступник, и отношение к нему соответственное.

С евреями все сложнее. Еврею, чтобы стать праведником, нужно соблюдать не 7, а 613 заповедей, перечисленных в Торе. Так решил Б-г.

Вообще, в отличие от большинства других религий, иудаизм считает, что Б-г дал каждому народу свою миссию. Поэтому мы не стремимся привлекать других людей к нашей вере. Чтобы принять иудаизм, человек должен долго учиться; обычно этот процесс длится годы. Мы считаем, что каждый народ, верующий в Б-га Единого, выполняет то, что ему заповедал Б-г. Для этого он должен сохранять свою веру, а не переходить в другую. Соответственно, каждый человек должен придерживаться традиций своего народа, своих предков, своей религии.

– Но как установления еврейства согласуются с законами современного демократического общества, светского в своей основе?

– Для евреев жизнь в светском обществе определяется двумя основополагающими позициями. Первая в Талмуде формулируется так: «Закон государства – закон». Иными словами, верующий еврей обязан соблюдать законы светского государства. В демократическом государстве это осуществить несложно, поскольку оно не покушается на право человека исповедовать свою веру, придерживаться обычаев своих предков.

Вторая позиция отражена в Талмуде в виде следующей формулы: «Учись не из книг, а от книжников». Это значит, что еврейские законы, которые необходимо соблюдать, живя в любом государстве, не следует устанавливать для себя самостоятельно, произвольно толкуя слова книг. Познавать законы, учиться жить в обществе можно только с помощью учителя, который растолкует тебе, что в действительности имели в виду мудрецы Талмуда, как в нынешних условиях соблюдать те или иные заповеди Торы и каково значение того или иного абзаца в «Шулхан Орух». Это, кстати, возвращает нас к пресловутому «письму 19-ти»: если люди начинают читать законы другого народа, ничего толком не зная о его обычаях, вере, истории, – они наверняка сделают из текста самые нелепые выводы.

– Тогда как вы относитесь к тому, что инициаторов «письма 19-ти» и других откровенных юдофобов приглашают выступать по телевидению в прайм-тайм, в самые престижные общественно-политические программы?

– Это та самая ошибка, которая хуже, чем преступление. Боюсь, причина в недостатке журналистского профессионализма. В западных демократиях таких господ первым делом отлучают от микрофона и телеэкрана. К западной журналистике можно предъявлять много претензий, но одну вещь там хорошо знает любой ведущий. Не приглашайте в эфир экстремиста! Не давайте микрофон психопату! Экстремист и психопат легко завоевывают аудиторию, потому что у них нет тормозов, потому что они не думают, не рассуждают, но зато беззаветно верят в то, что говорят. Они напрямую воздействуют на «подкорку» аудитории. Вспомните Гитлера – психопатическая натура, а как «заводил» толпу!

На Западе любой уважающий себя журналист воздержится от приглашения подобной публики в студию. Там заботятся не просто о процентах рейтинга, но еще и о собственном профессиональном престиже. Надеюсь, что и у нас серьезные журналисты со временем до этого дорастут.

– А как же свобода слова?

– Свобода слова предполагает ответственность и тех, кто говорит, и тех, кто распространяет сказанное. В этом контексте меня больше беспокоят не ошибки журналистов, а ситуация с самими господами антисемитами. Это страшно, что значительная группа политиков имеет возможность легально излагать экстремистские взгляды, призывать к национальной и религиозной ненависти, клеветать на целый народ – и при этом пользоваться полнейшей безнаказанностью.

– Последний вопрос. Публикация «письма 19-ти» вызвала волну откликов на Западе – как в прессе, так и среди политиков. Почти все они сводятся к тому, что в Россию возвращается государственный антисемитизм. Ваше мнение?

– Никакого государственного антисемитизма нет. «Письмо 19-ти» – по большому счету документ антигосударственный. Его подписали представители левой оппозиции, целящиеся вовсе не в сравнительно небольшую еврейскую общину – всё-таки большинство евреев из-за советского государственного антисемитизма наша страна, к сожалению, потеряла. Целят они во власть. К сожалению, как раз в этом они, судя по реакции ведущих демократических стран, добились своей цели.

У власти в России стоят люди разумные. Они понимают, какой урон российской государственности наносят политиканствующие антисемиты. Но, к сожалению, пока власть то ли не слишком оценила уровень угрозы, то ли не слишком хорошо себе представляет, как эту угрозу отразить. Позволю себе не согласиться с позицией, озвученной Генеральным прокурором, что, дескать, «его не трогай, оно вонять не будет». К сожалению, оно пахнет всё сильнее и всё более омерзительно. Думаю, в нынешних условиях «борьбы за чистоту» лучше позвать дворника, чтобы взял «это» на лопату и выбросил в выгребную яму.


[ << Назад ]  [ Содержание ]

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 E-mail:   lechaim@lechaim.ru